Зачем Суворов зарыл на Кавказе сундук

Александр Владимирович Карпенко
Путешествуя по дорогам Северного Кавказа, узнал много очень интересных историй из жизни этого края. Одна из них запомнилась особо. Касалась она деятельности нашего прославленного полководца Александра Васильевича Суворова. Не его полководческих подвигов, на Северном Кавказе Суворов не воевал, а деятельности славного сына нашего Отечества в сугубо мирных делах.

Если ехать из Пятигорска в сторону столицы Карачаево-Черкесии города Черкесска, то в тридцати километрах от города вам повстречается станица Суворовская. Названа она хоть и в честь великого полководца, но здесь он никогда не был. В Кавминводах эта станица знаменита своими суворовскими банями...

Это совсем не те бани, к которым мы привыкли – c парилкой, душем и бассейном... Современные суворовские бани - это обычные ванны, в которые подается минеральная вода. Когда-то казаки, обживавшие эти места, обратили внимание, что вода из местных источников хорошо залечивает раны, укрепляет и бодрит тело. Так постепенно местную воду стали использовать в лечебных целях.

Подъезжая к станице с левой стороны от дороги, вы увидите аккуратное одноэтажное здание серо-белого цвета с металлической крышей, сзади которого расположены резервуары, через которые вода под давлением подается в ванны. Это и есть суворовские бани. Врачи рекомендуют принимать ванны не более пятнадцати минут. Тогда они будут иметь лечебный эффект и не принесут вреда здоровью.

В XVIII веке, когда на всем Северном Кавказе было неспокойно, эти земли постоянно подвергались нападению крымчаков, турок и персов. Даже название всем известной горы Эльбрус имеет иранское происхождение: эль-борос в переводе  - высокая гора.

В те времена на Северном Кавказе столкнулись интересы трех государств - России, Персии и Турции. Два последних вели по отношению к горцам жестокую карательную политику. За любую незначительную провинность уничтожались целые аулы. Политика России была более миролюбивой, поэтому часть горских народов стала переходить под российский флаг. Для усиления влияния России на Северном Кавказе и укрепления южных границ Екатериной II было принято решение создать Кубанскую укрепленную линию. Строительство оборонительных сооружений и поручили тогда еще генерал-майору Суворову.

Русские солдаты во главе с Суворовым построили Кубанский укрепрайон за сто дней и ночей. Работали без сна и отдыха, невзирая на непогоду и набеги врагов. Через сто дней русская армия стала крепостями, гарнизонами и кордонами по всей территории Кубани. После окончания строительства укрепрайона  армия оставалась охранять границу, а генерал-майору Суворову было приказано срочно выехать в Санкт-Петербург для получения нового задания. Солдаты, боготворившие Суворова, заметили, что уезжает он  очень расстроенным. Пошла молва, что Суворов, уезжая по приказу императрицы в столицу, зарыл в этих местах большой клад с драгоценностями. Слух этот обошел всю оборонительную линию…

Суворов прибыл в Санкт-Петербург и поведал государыне: «Природа там прекрасна, горы близко, а земля,  точно черная икра, но нет там вкуса кваса и запаха хлеба. Трудно будет жить местный народ». «Что предлагаешь?» - спросила императрица.
«В этих местах надо расселить казаков, - ответил полководец  - они будут жить, выращивать хлеб и одновременно охранять границы».

Так началось освоение кубанских земель. Рядом с аулами горцев стали строиться станицы казаков. Но тут появилась новая проблема. В станицах тогда в основном жили холостые казаки. Им хотелось семьи, тепла и домашнего уюта. Горских женщин неохотно выдавали замуж за казаков.
Казаки обратились с просьбой к начальству края привезти к ним женщин из России, которые пожелают здесь жить и создавать семьи. Высочайшим повелением было дано добро. По реке Волге до Астрахани, а затем на телегах на Северный Кавказ потянулись караваны с женщинами. Ехали в основном вдовы с детьми да девицы, засидевшиеся в невестах. Казаки так этому обрадовались, что в каждой станице женщин встречали салютом из крепостных пушек. Потом тянули жребий, кому какая жена достанется….

А как же клад?.. О нем не забыли. Поиски его не прекращались. Искали по всей укрепленной линии. Тем более что новые поселенцы жили до поры до времени небогато. В те времена кавказские горы были в основном лысые, без деревьев и кустарников. По горам и степям гулял ветер, выдувая почву и все посаженное казаками. Зимой холодно, а летом жарко и засушливо. Поэтому от желающих найти суворовский клад отбоя не было. Поиски клада то утихали, то с новой силой возобновлялись. Наконец это надоело войсковому атаману.

На сходе он грозно потребовал найти старожила, который смог бы подтвердить наличие клада. Вскоре нашли одного старика, который  подтвердил: клад есть! « Вы не тут ищете, - сказал старик, - надо искать в Александровской крепости, что в сорока верстах от станицы Суворовской».

Кладоискатели перерыли всю крепость. Лопата одного из «старателей» ударилась обо что-то твердое и звонкое. Остановились. Стали разгребать сухую каменистую землю руками. Копали до тех пор, пока не появилась крышка огромного сундука. Сами открывать сундук побоялись. Решили позвать войскового атамана. На место прибыло все войсковое начальство. Каково же было удивление казаков, когда, открыв крышку, они увидели в сундуке… мешок отборного зерна пшеницы и плуг. Под мешком находилась грамота, в которой были начертаны только два слова - «злато злата», т.е. золото золота. Ничего не поняли из этой грамоты казаки. Под плугом они нашли вторую грамоту, а в ней и объяснение -  грамоте первой: «Плуг сей в руках держите, а шашки в ножнах. Плуг сей богатству служит, шашки лишь охране оных. Сим и примите от графа Суворова».

С этих поучительных слов Суворова и началась настоящая история освоения земель Северного Кавказа. Русские переселенцы  много сделали для развития края. В засушливых местах на склонах гор высадили деревья. Ровными рядами стали расти березы, хвойные деревья, кустарники и виноградники. Это видно и сейчас, особенно на подъезде к городу Кисловодску, в том самом месте, где находится гора-кольцо, которую упоминал в своем произведении «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. На склонах гор рядами, как на грядках, растут березы вперемешку с соснами. Между ними можно даже гулять. Хоть это и не парк, а настоящий дикий лес.

Не забыли казаки и степные районы. На расстоянии 300 - 400 метров друг от друга были высажены лесополосы. Благодаря этому снег на полях задерживался, и почва не выдувалась. Земля стала плодородной. Появились первые урожаи пшеницы. И когда в середине XIX века на Кубань была проложена железная дорога, кубанский хлеб в больших количествах стал поступать в промышленные районы России. Кубань стала нашей житницей.

Что еще нас исторически связывает с этим краем, откуда наше родство? Наверное, прежде всего это православие. Как известно,Русь приняла христианство в X веке. А на территории современной Карачаево-Черкесии находилось государство Алания. Его жители - аланы уже тогда были христианами. Имели свои монастыри и храмы. Один из таких храмовых комплексов можно увидеть в горах Архыза. В ущелье Большого Зеленчука стоят три храма - Южный, Средний и Северный. Сегодня два последних реставрируются.  Построены храмы из камня по всем канонам православия. Только   к привыкшему  нашему взору  куполам-луковкам,   храмы украшают круглые башенки с конусообразными, почти плоскими крышами. В эпоху крещения Руси и позже здесь находилась резиденция аланских митрополитов. Государство аланов просуществовало до XIV века, и было уничтожено войском Тамерлана.

На Архызе воздух чист и свеж, а вода прозрачна и вкусна. Достаточно умыться в прохладной горной речке, а потом подкрепиться карачаевскими хычинами, запив айраном, и усталости как не бывало.
Любовь к Кавказу стала частью нашей русской души. Здесь наша история с напутственным пожеланием потомкам великого российского полководца, когда-то принесшего на Кавказ мир…