Грешное тело душу съело

Александр Раков
Слова сии — чистая истина, считает доктор психологии, профессор богословия, кандидат педагогических наук, руководитель духовно-образовательного центра «Возрождение» о.Алексий МОРОЗ, и повторяет вслед за свт.Иоанном Златоустом: «За грехи посылаются печали, за грехи — безпокойства, за грехи — войны, за грехи — болезни и все тяжёлые страдания, какие только с нами ни случаются». Сегодня о.Алексий у нас в гостях.
— Батюшка, я не раз уже слышала, что каждый грех порождает какую-то болезнь. Что же получается — не нужны лекарства, врачи, лечение: избавься от грехов — и будешь здоров?
— Болезнь болезни рознь. Есть болезни, которые возникают при нарушении нами законов природы. Вот выбежал человек раздетым на трескучий мороз или выпил холодной воды — и простудился. Что же, Бог его наказал? Да нет, его наказала собственная глупость: не надо ходить раздетым на морозе, не надо пить ледяную воду. А есть болезни, которые посылаются за грехи человека. И эти болезни только лекарствами вылечить невозможно, разве что облегчить временно. Не случайно на сегодняшний день четверть смертей — по фармакологическим причинам, то есть люди умирают от лекарств. Почему? Потому что пытаются вылечить недуг, причина которого не органическая, а духовная, психосоматическая. Об этом я и рассказываю в своей книге «Основы православной психологии: путь к исцелению».
— Но существует наука психология. Зачем выделять в отдельную дисциплину православную психологию?
— Тут очень важны мировоззренческие постулаты, с точки зрения которых мы рассматриваем человека, мир, Бога и их взаимоотношения. Возьмём мирскую психологию — она дробится на множество школ и течений, которые противоречат друг другу и зачастую дают взаимоисключающие советы человеку, попавшему в психологическую беду. Так, учение Фрейда рассматривает человека как некое биологическое существо, лишённое души, признаёт отсутствие Бога и считает, что человеком управляют инстинкты агрессии, размножения и стремления к смерти. Приди к психологу-фрейдисту человек, страдающий от измены супруга, — что тот посоветует? Завести любовника, развлечься, забыть об измене… Да, стресс, быть может, и уйдёт, но семью таким образом не сохранить! Будет совместное хозяйство, но жизнь у каждого будет своя. У них это называется свободой, по-православному это — блуд, смертный грех, ведущий к погибели души человеческой. А что же можно посоветовать с православной точки зрения обиженной стороне? — Честный разговор с супругом по душам, сохранение целомудрия и, конечно, молиться за свою заблудшую половину. Всё это может привести согрешившего к покаянию и восстановить мир в семье. Православная психология не допускает разрушения, а по Фрейду это возможный выход из трудного положения.
Смысл жизни христианина в богоуподоблении, поэтому свою книгу начинаю с того, что в ней даётся понятие о Боге, об ангельском и демоническом мире, далее рассматривается человек: кто такой человек, как он создан по образу Божию, к чему призван, как жил до грехопадения, что случилось с ним после оного. Дальше я предлагаю православную теорию личности: что такое личность вообще и личность духовная, как происходит её становление, как воздействует на человека Божественный мир, а как — демонический. Поясняю, как человек может противодействовать демоническому миру, прибегая к помощи Божией, какие страсти гнездятся в человеке и как их преодолевать. Вот тут мы и подошли к очень интересной главе, посвящённой психосоматике, — «Страсти и болезни», где показано, какие страсти, какие закоренелые грехи человека к каким приводят заболеваниям. Ибо 80% наших болезней имеют психоэмоциональные корни — гнев, злобу, ненависть…
Как действующий психолог, я принимаю сотни людей, страдающих различными психическими заболеваниями, стрессами, фобиями. Также в течение пяти лет я возглавлял антинаркотический центр «Воскресение» при нашей епархии, через меня прошли не одна сотня нарко- и алкоголезависимых людей. Так вот, на основании наблюдений и практического опыта могу сказать: грех губит и душу, и тело, разъедая их, как ржавчина железо.
— А какие грехи к каким заболеваниям приводят?
— Онкология, например, возникает вследствие непрощённых обид. Помните, в школе мы все изу-чали закон сохранения энергии? Так вот, если человек непрощённую обиду загнал в подсознание — она продолжает разрушать его организм, энергия ненависти начинает бомбардировать внутренние органы, в частности, настолько ослабляет иммунитет, что раковые клетки (а они присутствуют в каждом организме) начинают размножаться и пожирают организм. То есть нарушение Божиих заповедей включает механизм самоуничтожения. Ведь что такое Заповеди? Духовные законы бытия, которые Господь дал человеку. Возьмём хотя бы дореволюционное время — тогда в России не было такого количества раковых больных!
— Батюшка, а что, тогда не было непрощённых обид? Или мы, нынешние, стали более злыми, завистливыми…
— Да, мы стали более расхристанными — вот в чём дело! Прочтите молитву «Отче наш…», там удивительные по своей глубине и значимости слова: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…». Раньше каждый православный знал, что если он не простит обидевших его, то и Бог его не простит. Ради получения прощения от Бога своих многочисленных грехов он должен прощать ближнего, любить своих врагов, благотворить ненавидящим его. Это входило в сознание человека с молоком матери, ибо, как писал Достоевский, слова «русский» и «православный» — синонимы. Но мы-то выросли уже на традициях атеизма, гордости, эгоизма. Нам мстить надо! И если по-ветхозаветному было «зуб за зуб», то сейчас за один зуб — два. Мы не хотим слышать слова Господа: «У Меня отмщение, Я воздам» (Евр.10,30). Результат — многочисленные и разнообразные недуги. Вот несколько примеров.
Глухота и шум в ушах. Психосоматические причины: нежелание слушать, понимать или принимать другие точки зрения, причиной чего служат упрямство и гордость. Но если человек не желает чего-то слышать и понимать, то организм, следуя его приказу, пытается отгородиться от внешнего мира, что и вызывает глухоту. Путь исцеления: необходимо прислушаться к голосу своей совести, проверить соответствие своего поведения заповедям Господним, работать над стяжанием смирения и терпения.
Почечные камни, колики. Психосоматические причины: агрессивные эмоции, загнанные в подсознание, гнев, страхи, разочарования. Путь исцеления — в развитии смирения и терпения, уповании на Бога и Его благой промысел.
Болезни глаз: сухость в глазах, ячмень. Психосоматические причины: скорее всего, вы смотрите на мир злыми глазами, внутри себя взращиваете злость к кому-либо — «видеть тебя не могу». Путь исцеления: глаза — зеркало души; научитесь терпеть, прощать и любить, принимать хорошие помыслы, а злые отгонять.
Невралгия. Психосоматические причины: 1) своего рода самонаказание за якобы чудовищную греховность; 2) муки общения с нелюбимым человеком. Путь к исцелению в первом случае лежит в осознании того, что Бог есть любовь и Он желает спасения каждому человеку; во втором случае необходимо примирение с ближним, молитвы за него Богу, работа над собственным смирением.
Инсульт, параличи. Психосоматическая причина: ревность, ненависть, стремление избежать ответственности, глубоко засевший «парализующий» страх, ужас, неприятие своей жизни и судьбы. В этом состоянии человек буквально «парализовал» себя и обрёк на бездействие. Иногда инсульт вызывает подсознательная потребность объединить семью. Пути исцеления: осознайте греховность мыслей, приведших к такому состоянию, и очиститесь от них.
Гипертония (повышенное артериальное давление). Внешняя сдержанность и доброжелательность гипертоников является не искренней, но поверхностной, прикрывающей гневливость, внутреннюю агрессию. Последняя, не имея внешнего выхода, бомбардирует сердечно-сосудистую систему. Пути исцеления: покаяние, молитва, направленная борьба со своей страстью.
Интересна глава «Слово и его воздействие на человека».       Слово воздействует не только на психическое состояние человека — как говорится, словом можно убить и словом можно воскресить, — но и на тело. Оказывается, человек рождает слово, как женщина рождает ребёнка. В слове есть и дух, и душа, и тело. Матерные ругательства могут вызывать онкологические заболевания и у того, кто матерится, и у того, кто слушает. Слово может воздействовать на генетику человека и производить различного рода изменения. Также пагубно влияет на психику человека рок-музыка, особенно тяжёлый рок, который имеет сатанинскую основу. Небезынтересна будет глава и о природе одержимости, беснований и о практике отчитки. Показаны основные психологические типы людей, встречающихся на исповеди, и опасности прелести.
— Зачем нужны православные психологи, если есть православные священники? Можно же к батюшке с проблемой пойти.
— До революции психологи были не нужны, ибо люди жили, думали и поступали по-православному. Ныне, когда разрушен институт семьи, выкорчеваны традиции, около 60% людей приходят в церковь для того, чтобы решить свои психологические проблемы! И этим людям уже нужен не только священник, который призван решать проблемы духовные, — нужен специалист в области психологии, но с православным мировоззрением.
— Грех — это страсть. Как её преодолеть?
— Страсть — злокачественный недуг души, пагубный навык, образующийся при многократном удовлетворении каких-либо порочных влечений. Но за все удовольствия подобного рода приходится расплачиваться душевными и телесными страданиями. Не зря, как писал свт.Ириней Ирбитский, «корень в словах «страсть» и «страдание» один и тот же». Страстное состояние есть по сути дела безпрерывное и безполезное страдание, переходящее за человеком и в вечность, если он не успеет до смерти искренне покаяться. Основные виды страстей — чревоугодие, блудная страсть, похоть, сребролюбие, гнев, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Страсти суть демоны; уловив человека, они стремятся им управлять, понуждают сопротивляться покаянию, молитве, посту, участию в богослужении при попытке человека отказаться от страстей. Как же их преодолеть? Надо понимать, что страсти носят телесно-душевно-духовный характер и, как пишет свт.Иоанн Златоуст, «держатся одна за другую, как звенья в цепи». Поэтому чтобы избавиться от какой-то страсти, необходимо бороться и со всеми другими. Как подсказывает нам прп.Исаак Сирин, надо развивать в себе противоположную страсти добродетель: при гордости — смирение, при сребролюбии — милосердие, при блуде — воздержание, при гневе — кротость, при ненависти — любовь… Важно достичь состояния безстрастия. Безстрастие — это не равнодушие человека ко всему. Наоборот, подлинная христианская любовь рождается именно из безстрастия, ибо это — непрестанная и творческая обращённость человека к Божественному.
Записала Ирина РУБЦОВА
По книге о.Алексия Мороза «Основы православной психологии: путь к исцелению» редакция готовит выпуск газеты «Горница».