Алтайские боги

Татьяна Шмидт
Я   живу   на  Алтае  давно и  со  студенческих  лет  заинтересовалась неповторимой  и богатой культурой алтайцев. А подогрел этот интерес профессор Сергей Сергеевич Каташ – преподаватель устного  народного творчества. У него были короткие  седые волосы, благородная внешность и  добрая улыбка, ходил он,  прихрамывая и опираясь на массивную  трость.

  А  еще он имел  звучный голос,  безупречную  дикцию  и превосходно  знал свой предмет.  С первой лекции я полюбила этот предмет и старалась не пропустить ни слова Сергея Сергеевича. Речь  ученого изобиловала русскими и алтайскими пословицами и поговорками. Он прекрасно знал русские былины и алтайский эпос.  И, слушая его, я словно соприкасалась с  чем-то великим  и вечным…
А еще я познакомилась с некоторыми трудами известных ученых – этнографов  Радлова, Потанина,  Вербицкого, Анохина, Суразакова.

Сколько  интересного  я  узнала  тогда!  И   почувствовала  особую  ауру  Алтая  и  узнала о духах,  которым поклонялись алтайцы, прочитала  героические сказания «Очи Бала» и «Маадай Кара»,  чудесные алтайские сказки и благопожелания.

По  представлениям древних алтайцев сначала из хаоса  мир сотворил бог Кудай,  он создал человека из камыша и  глины, а  бог Ульгень  подарил людям огонь.
 
Ульгень – бог верхнего мира,  он живет в золотом дворце с золотыми воротами и сидит на золотом престоле,  рассердясь, он  посылает грозу и мечет молнии. У Ульгеня 9 дочерей, они тоже живут на небе, но спускаются и помогают  человеку. Изображали их в виде куколок и пришивали к костюму шамана. Ульгень  создал и шаманов для защиты от своего брата  Эрлика,  с которым они поспорили,  и Ульгень   тогда прогнал его  в подземное царство.


Брат Ульгеня,  Эрлик – владыка подземного мира, царства мёртвых.  Служат ему курмесы - злые духи – они выходят на белый свет после заката солнца и  похищают души спящих  людей.  Эрлик при сотворении мира создал горы и зверей, а еще он соблазнил едой собаку, сторожившую первого человека, и вдохнул в него душу. Кроме того, Эрлик подарил первому шаману бубен и научил его камлать.

У Эрлика чёрные,  кудрявые волосы, усы и длинная борода. Одет он в медвежьи шкуры. Меч у   него  железный, а чашка для питья из черепа.  Ездит он на могучем чёрном быке.

У Эрлика есть сыновья и дочери, а живет он  на берегу озера, наполненного людскими слезами. Сыновья  Эрлика помогают ему управлять подземным миром.
Важное место в  жизни алтайцев занимал шаман – посредник между верхним и нижним миром.
  Шаман  обращался  к  Эрлику  в  юрте,  а камлание к Ульгеню  происходило  обычно в лесу – чаще в березовой роще после жертвоприношения. В жертву  приносили лошадь.

Шаман  надевал ритуальную одежду  -  шапку и широкую куртку  до колена с пришитым к ней множеством разноцветных лент,  бубенчиков и колокольчиков, когтей и перьев птиц.  Затем он брал в руки бубен  – свой главный культовый инструмент и  с силой ударял в него  колотушкой – палкой из таволги, обтянутой мехом  соболя, горностая или зайца,  и  призывал на помощь духов.

 Бубен служил шаману всю жизнь,  и делали его только мужчины. Шили бубен из кожи марала, прикрепляли к нему подвески из железа, разноцветные ленточки и символически изображали на бубне  солнце, небо, луну и звезды, лошадь, дерево или фигурку шамана на коне.

Шаман – по-алтайски  кам, обладал сверхъестественными способностями – он проникал в другие миры,  совершая ритуальное действо,  он разговаривал с духами,  и с их помощью исцелял больных,  облегчал страдания в родах.   К тому же, владел  искусно горловым пением. И  своё искусство камлания  шаман передавал по наследству.


По древней  легенде у шамана есть помощник – дух  Келегей,  который живёт на шестом небе. Он сильно заикается и говорить не может, но способен видеть прошлое человека и,  хотя левша, но  стреляет без промаха, так что стрела пробивает камень.  По виду он   -настоящий богатырь с железной грудью и плечами. Шаман при камлании встречается с Келегеем  на шестом небе  и просит передать свою просьбу  богам.

  Жертвенное животное обычно принимает от шамана главный небесный дух Уткучы, который живет на пятом небе, он же  передает волю богов и даёт шаману гусей,  на которых шаман возвращается на землю от Ульгеня или Эрлика.

 
* * *



 Ульгень и Эрлик – основные божества у алтайцев,  но есть  и  другие. Например, от злых духов   маленьких детей до шести лет  оберегает  богиня  Умай  - покровительница жилища. К ней же обращаются с просьбой дать ребеночка бездетные супруги. Богиня  От - Эне  или Мать-Огонь тоже защищает жилище алтайца. Она хозяйка очага, и ей  нужно давать жертву – кропить огонь молоком.

И что интересно, огонь особо почитается среди алтайцев и сейчас.  Не раз приходилось мне наблюдать даже в походе во время приготовления пищи на костре, как дети  лет 10-11 кропили огонь молоком.  Обычаи и традиции  алтайцев очень сильны,  как и сохранение родственных отношений в течение всей жизни и родовая сплоченность между людьми.

Алтайский народ делится на   рода – сеоки:  иркит,  майман, мундус, кыпчак, соён, кергил, тодош, чапты,  тонжаан и другие.  Принадлежность тому или иному роду сохраняется на протяжении жизни  и передается из поколения в поколение.  И до сих пор сохраняется  поклонение духам.

 Алтайцы верят, что есть  дух  - хозяин Алтая,  который живёт на золотой горе и пьёт из трёх золотых озёр. Он вполне благосклонен к человеку,  если тот не нарушает запреты и приносит жертву, но если его рассердить, хозяин Алтая может послать бурю, уничтожить скот или унести вихрем юрту…

 Этот дух иногда является людям седым  стариком с большой белой бородой, в белой рубахе и с посохом в руках. Умилостивить духа можно, принеся в жертву барана, побрызгать вокруг молоком или чегенем.

 Есть еще духи  - хозяева гор. Почти  у  всех гор на Алтае есть имя. Каждый род алтайцев почитает свою священную гору. На этих горах надо кормить духов и  не шуметь попусту. Задобрить духа гор можно игрой на шооре или икили.  А также привязать на дерево ленточки, покропить вокруг чаем и молоком.

 За непочтительное отношение хозяин горы может лишить охотника добычи и даже наказать слепотой. И еще надо соблюдать одно правило:  женщинам вблизи священной горы нельзя  ходить без головного убора.
 
Кроме  гор, на Алтае есть много бурных рек,  глубоких озёр и священных источников. И во всех живут по верованию алтайцев   духи хозяева воды. Часто их представляют  в виде девушки или женщины с длинными волосами.  Духи эти есть добрые и злые. Злые  устраивают  наводнения и топят людей.  А   добрые  духи охраняют целебные источники- аржаны.

Как же возникли они?

По преданию  Кудай, сотворив землю, воткнул кончик плётки в землю, и из-под земли  пробилась целебная вода, которой стали лечиться от многих болезней.
На этих источниках – аржанах  надо соблюдать обычаи: не шуметь,  не  мусорить, бросать монеты в источник и приносить духу в жертву животное – лучше лошадь.

 Произнеся благопожелание,  набрать целебной воды или омыться, а потом   закопать шапку или другую вещь больного, и  через год забрать её, чтобы болезнь не вернулась.  При непочтении к духу воды,  он может наказать человека  немочью  или испугать неожиданным появлением.

А по возвращении домой в  родной аил – юрту, хорошо поесть после дальней дороги - испечь теертпек – лепешки из пресного теста, замешанные на сметане, выпить прохладный  напиток из кислого молока - чегень  или кумыс.

 И,  конечно,  неплохо  приготовить горячий  кочо – отварить в казане куски  свежей баранины, говядины или конины, добавить туда ячменной,  перловой или пшенной крупы и подать на большом  плоском блюде.  И  после за чаем с талканом  в кругу своей семьи  полакомиться  небольшими кусочками сыра – курута, такого  своеобразного на вкус и очень питательного.

А потом перед сном взять в руки свой волшебный талисман – Эрдине,  который раньше был у каждого  алтайца,  и поблагодарить своих богов.

А что еще  надо  для счастья неприхотливому и простому нравом человеку?