Лун Ху цзы. Кунь Эй. Глава 6

Игорь Бурдонов
Глава 6.
О том, как учитель Лун в молодости красил волосы в оранжевый цвет и сочинял сонет в Синих горах.
 
Когда учитель Лун был молодым, он красил волосы в оранжевый цвет, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и гармонировать с крышей террасы, на которой любил проводить время.

Учитель Лун сначала созерцал Синие горы, вид на которые открывался с Оранжевой террасы. Потом водружал в центр чайного столика доставшуюся ему по наследству Танскую вазу из гончарни Нисин в Циньчжоу, обязательно с тремя засохшими хризантемами. Вокруг аккуратно раскладывал четыре драгоценности учёного, всегда в одном и том же тщательно продуманном порядке. А на край стола ставил Чаошанскую кружку, в которой заваривал крепкий Чаочжоуский чай. И начинал думать.

Думал учитель Лун, естественно, по-китайски. Но как бы не совсем по-китайски, потому что хотел сочинить итальянский или, на худой конец, английский сонет. Об этих странных стихах учителю Луну рассказывал его учитель Мун, человек широких взглядов и возвышенных устремлений.

Допив чай, учитель Лун заканчивал думать и отправлялся на прогулку в Синие горы. Там он и сочинил свой знаменитый «Оборванный сонет». Вот его иероглифы, вот их транскрипция и вот их подстрочник:

; ; ;. У У У. В дымке лысая Ушань.
; ; ;. У У У. Мчится мутная Уцзян.
; ; ;. У У У. Я услышал плача звук.
; ; ;. У У У. Я постигнул суть вещей.
; ; ;. У У У. Чёрный колдун танцует.
; ; ;. У У У. Чёрный тигр танцует.
; ; ;. У У У. Чёрный ворон танцует.
; ; ;. У У У. Чёрный бамбук танцует-танцует.
; ;. ;!  ;! У У. У! У! Военные пляски. Счастье! Блаженство!
; ; ; ;. У У У У. Всё смешалось.
; ;: ; ;…         У У: У У… Я очнулся: ничего нет…

Впоследствии знатоки европейской поэзии не раз критиковали учителя Луна, говоря, что в сонете должно быть четырнадцать строк, а никак не одиннадцать. На что учитель Лун неизменно отвечал: «; ;;!», что звучит как «У У-У!», а означает «Не надо ля-ля!». Этим он хотел сказать, что настоящую поэзию не удержишь в рамках стихотворения, сколько бы строк в нём не было. Она всегда продолжается за его пределы подобно тому, как долго-долго звучит эхо в Синих горах: «У-у-у…»