Третий лишний

Александра Кук
Мне не раз говорили, что христианский брак - союз трех. Мне твердили, что бога нужно любить превыше всех, больше реальных близких, больше, чем мужа и детей. Мне объясняли, что у православных не бывает разводов, ну, только в случаях, когда один из супругов объявлен умалишенным (у бедного мужчины из Джейн Эйр не было даже такой поблажки). Я не могла как следует любить бога - того, кого никогда не видела и не слышала, и кого мне было запрещено даже представлять себе. Литературного героя типа Иешуа или свой внутренний идеал я, конечно, любить могла, но какое отношение они имели к православному Христу? Поэтому я подсознательно стала пытаться любить своих близких МЕНЬШЕ. Мои отношения с мужем страдали от моего чувства вины: потому, что не могла любить какого-то бога больше него, потому, что наслаждалась “плотскими отношениями” и в постные дни и не рожала каждый год, как “весьма воцерковленные” дамы. Одна соседка пенсионного возраста очень круто обратилась, даже, насколько я помню, как-то дежурила на могиле известного священника, чтобы паломнички землицу всю не растащили. У самой - единственный взрослый ребенок.  Как-то подсела ко мне у песочницы и давай агитировать ЕЩЕ рожать. У меня двое детей. Дама эта понятия не имела, скорее всего, насколько мне трудно было детей растить без бабушек и подружек, как я мучилась от того, что религия мне внушала: “из-за того, что я плохая христианка, бог мне отомстит через детей”. Нет, она прослышала, что я тоже православная. А почему не рожаю каждый год? Эти же люди утверждают, что их царствие - не от мира сего и не видят в этом никакого противоречия...

Меня терзали сомнения: а что если я могла бы найти себе лучшего спутника жизни? Я была молода, и повенчалась с первым же человеком, с которым мы взаимно друг другу понравились. Может, было бы лучше, если бы я нашла себе убежденного православного? Или, по крайней мере, человека, своими увлечениями, складом ума и убеждениями более похожего на меня? Тот факт, что мое решение невозможно было изменить, угнетал меня.

Когда же я осознала, что я совершенно свободна от религиозных догм и правил, что Я САМА, следуя своим инстинктам, уже нашла, уже выбрала себе спутника жизни, мужчину своей мечты, с которым Я САМА, по своей свободной воле, хочу провести остаток моей жизни, я почувствовала себя самым счастливым человеком на свете и до сих пор ношу в себе это чувство. Вместо того, чтобы застрять на стадии первого неуверенного выбора, я выбираю моего любимого человека каждый день, опять и опять... И знаю, что всегда буду свободно выбирать его. И что я свободна любить его на полную силу. Третий лишний.