Белый тигр. Кинопозорище

Мицуков Сергей Владимирович
В стройных шеренгах антироссийских фильмов, перевирающих историю Великой Отечественной войны пополнение. Фильм "Белый тигр" занял почётное место среди таких "шедевров", как "Утомлённые солнцем два" и "два с половиной - Цитадель" - где в 1944 году штрафбат марширует с черенками от лопат на пулемёты, "Сволочи" - гнусный пасквиль на всех юных солдат и детей полков, "4 дня в Мае" - враньё просто неописуемое, но хоть снятое на немецкие евро, а не деньги российских налогоплатильщиков. И вот - "Белый тигр". Киноконцерну дали денег (11 миллионов долларов), что б к 9 Мая сняли фильм о войне. За режиссуру взялся маститый Карен Шахназаров, но, как и в случае с Михалковым, это стало большим минусом. Судя по всему, деньги "распили", а потом быстренько сляпали фильмец, надавив на авторское "я так вижу" - типичную отмазку халтурщиков все мастей. "Дизайн такой" - как оправдывают кривые стены нерадивые строители. Не удивительно, что фильм в прокате провалился, вернув создателям чуть больше трёх миллионов.
Прокатчики Казахстана его даже не стали покупать, и я, впечатлённый трейлерами, с нетерпением ждал появление "Белого тигра" на DVD, наконец достал долгожданный диск, включил...
Фильм разочаровал с первых же кадров. Чистенькие солдаты лениво бродят со скучающими лицами, пока не находят в разбитом танке обгоревшего водителя. Его привозят в госпиталь, где врач с медсестрой тупо смотрят на него и ставят диагноз: "ожёг 90% кожи, 5 часов не проживёт". В следующих кадрах другие врачи в другом госпитале вяло удивляются, что танкист не только выжил, но и полностью выздоровил. Но потерял память. Далее медкомиссия, где врач поясняет, что танкист полностью выздоровил мистическим способом, и помнит только навыки механика-водителя.
Офицеры из комиссии какое-то время многозначительно смотрят (пауза а ля Тарковский) и, махнув рукой, определяют Ивана Ивановича Найдёнова на фронт. При этом никак не поясняется, как же врач узнал о танкистских навыках (в книге, по которой снят фильм, Иван вспоминает навыки попав в танк), в кино же всё списывают на мистику и чудеса.
Далее Найдёнов в эшелоне, подходит к разбитым танкам и разговаривает с ними, что не удивительно, чудо в том, что танки ему отвечают. И рассказывают про немецкий Тигр белого цвета, который их подбил. Иван вспоминает, что в     гибели его экипажа тоже виноват этот самый немецкий танк и решает его уничтожить.
А далее начинается абсолютная мистика. Дабы уничтожить "Белый тигр", десятками истребляющий советские танки, командование собирает экипаж супер-профи: сумасшедшего механика Найдёнова, которому дают звание младшего лейтенанта, ставят командиром танка, при этом оставляя механиком-водителем, наводчик Крюк, в фильме бабник, в книге насильник, и заряжающий-алкоголик казах Бердыев. Во главе с начальником разведки майором Федотовым, они решают устроить засаду на немецкий танк. Маскируют свой и выставляют другую Т-34 в качестве жертвы-приманки. Приготовив засаду они - не поверите - ложатся спать. Кстати, вооружены они все (и майор-разведчик) немецкими MP-40. Далее утро и из болота БЕСШУМНО выезжает танкообразная крокозябра, отдалённо похожая на немецкий танк. (Для фильма изготовили действующую точную копию немецкого тигра, но снимать не стали?!, а загримировали под тигр ИС-2). Проснувшийся майор бегает вокруг тигра, пытаясь сфотографировать, но затвор не срабатывает и горе-репортёр в сердцах бросает фотоаппарат на землю. Т-34 жертва ведёт бой, погибает. И, вместо того, чтоб стрелять из засады, для чего его собственно и прятали, танк Найдёнова выезжает и едет куда-то целую минуту.
После они обмениваются с тигром парой выстрелов и... теряют его.
Следующая сцена напоминает анекдот. Наводчик Крюк медленно и осторожно (видно, что актёр боится удариться о железяки), высовывается в люк, смотрит по сторонам, говорит: "нет нигде". А тигр стоит позади Т-34, метрах в 10, стреляет и...  промахивается. А потом улетает. На полном серьёзе. Разведчики в фильме осматривают следы, (100 тонн махина) доезжает до болота и следы обрываются - улетел.
Дальше артподготовку ведут почему-то самоходки и противотанковые пушки (это всё равно, если б авианалёт совершали кукурузники из которых пилоты бросали ручные гранаты), в бой нелепой гурьбой едут советские танки, выезжает белый тигр, со скорострельностью пулемёта (секунд за 30 подбил 25-30 Т-34) расстреливает их, в бой вступает танк Найдёнова. Лавирует среди избушек, Иван мистическим способом определяет, где танк, выстрелы. Тигр слегка подбит. Т-34 зачем-то ползёт в его сторону, чтоб стволом забодать наверное, но по дороге проваливается в лужу. Дуло забито грязью, выстрел и разорванный ствол советского танка напоминает раскрытый банан.
Иван вылезает из Т-34 и стреляет по тигру из пистолета. Тот, подбитый, но непокорённый, медленно уползает в дым.
На этом история заканчивается и начинается полный артхаус. Показывают минут 15 как подписывается капитуляция, потом минут 10 немецкие генералы жрут и, кажется Кейтель, говорит, что дескать, никогда не пробовал клубнику со сливками, а вот тут сподобился. Потом 15 минут ведут немецких пленных в чистой форме и сытыми, немного скучающими лицами неумелых статистов, а бабушка, наряженная в бабушку немецкую, безучастно на них смотрит. Потом Федотов, теперь уже полковник, долго и нудно едет на "виллисе", на его груди горит золотом звезда ордена славы первой степени, который получить он не мог никогда в принципе, т.к. на момент учреждения ордена в 1943 году был уже майором, а орден давался исключительно солдатам и сержантам (ещё лейтенантам, но лётчикам). Вообще фильм один сплошной киноляп, а все события происходят медленно-медленно, переодически останавливаясь паузами, что кажется создатели фильма непревывно пребывали в обкуренном состоянии.
Майор Федотов подъехал к танку Найдёнова, тот делает вид ,что занят ремонтом. На вопрос о экипаже вяло пожимает плечами - победа. Бердыев ушёл пить, а Крюк - насиловать немок.
Иван говорит, что белый тигр не побеждён, он будет преследовать его хоть сто лет... и растворяется вместе со своим танком в воздухе.
А дальше, в кресле сидит Гитлер и объясняет человеку с накрытым тенью лицом, но, судя по причёске, - Карену Шахназарову, какие они, фашисты хорошие, как они правильно сделали, что истребляли русских и еврееев!?, на благо Европейской цивилизации. Конец.
После просмотра возникают два вопроса: Что это было? и Куда девали 11 миллионов долларов?
Немного объясняет ситуацию книга, вдохновившая Шахназарова на сей кинофильм. "Танкист" Ильи Бояшова. События книги примерно соответствуют первой половине фильма. Сам автор назвал книгу сказкой о войне, всячески подчёркивая, что взял за основу "Моби Дика" Германа Мелвилла и "Властелина колец" Толкиена. Но вызывает отторжение не сюрреалистичный сюжет, а общая тональность. Советские солдаты в книге натуральные подонки. Или приказ Ставки в изложении Бояшова звучит так: «Из
своего кремлевского далека
мудрое, всевидящее Око
наконец поняло это и
приказало остановиться».
То есть, над башнями Кремля горит Сталинское око, управляя своими ордами гоблинов и орков. А им противостоят  прекрасные эльфы-фашисты со своими подручными: добрыми пушистыми хоббитами прибалтами.
Так новоявленные сказочники за наши деньги клевещут на наших отцов и дедов, растлевая и заморочивая головы нашим детям. При этом, простите, "прикрывая задницу" рассуждениями о праве художника на особое видение, самовыражение и право на ошибку. Вот только ошибаются они всё время почему-то только в одну, противоположную нашей, сторону.