Сон в сотни ночей

Рона Михайлова
Рецензия на новеллу "Спящая красавица"
автора Джамбаттиста Базиле (1636 г.)

Все люди в определённый момент вырастают из детских сказок, переключаясь на более серьёзную литературу. Но это вовсе не означает, что сказки перестают быть любимыми. Чуть ли не первые в жизни книжки когда-то наставляли и обучали, учили фантазировать и воображать, и всемирно известные сказки остаются популярными вечно. Взять хотя бы диснеевскую франшизу о принцессах - Золушка и «спящая красавица» Аврора, к примеру, уже множество десятилетий обожаемы и детьми, и взрослыми.
Я не зря упомянула именно этих героинь. Самую добрую в мире падчерицу и околдованную королевскую дочку роднит их происхождение: сначала Шарль Перро, затем братья Гримм сделали их главными лицами своих историй, тем самым увековечив. Сделали, но не придумали. Лишь взяли взаймы персонажей, поместив их в добрые детские сказки из достаточно серьёзных новелл…
Мало кому известно, что «Спящая красавица» и «Золушка» - творческая оригинальная задумка итальянского новеллиста Джамбаттиста Базиле, жившего и писавшего в середине семнадцатого века. Почти никто не знает и о том, что судьба спящей принцессы складывалась совершенно не так, как её описывали Перро, Гримм и Дисней. Девушка, потерявшая туфельку, не преобразилась особенно, как и её история, а вот красавица по имени Талия (а вовсе не Аврора, как стереотипно полагают в мире) претерпела колоссальную переработку. Сказка для маленьких девочек в истине оборотилась настоящей драмой, которую не рекомендуется читать до достижения совершеннолетия. Именно так: «Спящая красавица» - чуть ли не эротическое произведение, где нашедший околдованную девицу король безжалостно воспользовался её беспомощностью. Принцесса продолжала спать, не зная, что с ней сотворил мимо проезжавший добрый молодец, и не представляя, что, очнувшись от долгого сна, она увидит рядом с собой двух прелестных малышей - собственных детей, появившихся неизвестно откуда.
Вот такой мезальянс.
Главный мужской персонаж сказки оказывается далеко не благородным героем, а символ красоты и невинности - Талия-Аврора, - теряет принятый в мире облик. Чудесный сюжет превращается в банальную по сути своей историю, которую оживляет лишь оскорблённая в лучших чувствах королева - ей изменил супруг и она жаждет мести.
Счастливый конец всё же предопределён, хотя волшебных поцелуев, увы, не будет.
«Спящую красавицу» часто сравнивают с «Белоснежкой», одним из творений Гримм. Схожесть налицо - две принцессы попадают во власть злых чар и засыпают, пока их не разбудят поцелуями их принцы. На самом деле всё куда прозаичнее, хотя и тут не без совпадения - и Белоснежка, и Талия спят, пока у одной не вытряхивают из горла кусочек отравленного яблока, а у второй не удаляют из-под ногтя занозу от веретена. Здесь уже меньше романтики, но таковы были литературные каноны того времени - всё достаточно грубо и примитивно, но зато обстоятельно. Что ж… мир тех людей, кто знает ныне настоящую историю знаменитых принцесс, больше никогда не будет прежним. Но тем и хороши эти сказки: они осмысливаются иначе, когда человек взрослеет. Они растут вместе с человеком, чтобы остаться в памяти навек. А эту сказку Базиле заканчивает такой моралью: «Некоторым всегда везёт - даже когда они спят».