1925 год. Станислав Мессинг против Анны Шильдер

Екатерина Шильдер
Дело лицеистов. 1925 год. Станислав Мессинг против Анны Шильдер.

… считаю необходимым  высказать
 особое мнение … 
Председатель  Ленинградского
ОГПУ Ст. Мессинг

     Очень хочется рассказать сначала о женщине, Анне Михайловне Шильдер, которая оказалась арестованной только в 1925 году, хотя уже начиная с первых дней после октябрьских событий семья Шильдер почувствовала на себе то, что потом назовут нейтральным словом «репрессии», а затем последует и некое же обезличенное слово «реабилитация», и будут эти «реабилитация» равно относиться и к жертвам и палачам.

     А бывало, что палачи самого высокого уровня снисходили к неким незаметным обвиняемым, и силой своей должности и силой своей же силы влекли их к неминуемой гибели. Вот так выглядело особое мнение Станислава Мессинга по так называемому Делу лицеистов, «Контрреволюционной монархической организации».

«По рассмотрении обвинительного заключения и положенной меры наказания, считаю необходимым  высказать особое мнение  в отношении определения наказания  - Шильдеру Владимиру Александровичу и Шильдер Анны Михайловны, являющихся непримиримыми врагами советской власти и центром, в котором сосредотачивались деятели контрреволюции, и исходя из этого, предлагаю им высшую меру наказания.
Полномочный представитель ОГПУ в ЛВО: Ст. Мессиг».

     Это была тем более удивительная просьба тем, что из 81 обвиняемого была выбрана Анна Шильдер, к этому времени совсем немолодая женщина, и ее муж тоже почтенного возраста генерал Владимир Александрович Шильдер.

     Станислав Адамович Мессинг был в это время, в 1925 году, крепким молодым мужчиной 35 лет, а Анна Михайловна подошла к 69 годам своей жизни. Но именно ее Станислав Мессинг считал своим главным противником. И никаких убеждений не требовалось применять к 69-ей Анне Шильдер, а только один доступный метод – расстрел. Когда говорят слово «рыцарь» и относят это понятие к двадцатому веку, то становится смешно и страшно.
 
     Анна Михайловна Шильдер, урожденная Клингенберг, была женой генерала от инфантерии, директора Александровского Императорского лицея Владимира Александровича Шильдера. Родилась Анна Михайловна Шильдер в Санкт-Петербурге 15 июля 1856 года. Анна Шильдер дочь камергера, тайного советника Михаила Карловича Клингенберг, который родился в 1821 году и умер в 1873 году, и Елизаветы Николаевны Клингенберг, урожденной Пущиной. Ее мать, Елизавета Николаевна была начальницей Санкт-петербургского Елизаветинского института. Родилась Елизавета Николаевна в 1829 году и умерла в 1898 году. Брак между Владимиром Александровичем Шильдер и Елизаветой Николаевной Клингенберг был заключен в Санкт-Петербурге 30 апреля 1889 года. 22 июня 1925 года коллегией ОГПУ Анна Михайловна Шильдер была приговорена к высшей мере наказания – расстрелу. Приговорен к расстрелу и ее муж - генерал от инфантерии Владимир Александрович Шильдер, и единственный сын Михаил Владимирович Шильдер. Пересмотром коллегией ОГПУ расстрел Анне Шильдер был заменен 5-ю годами пребывания в Соловецком концентрационном лагере. Реабилитирована Анна Михайловна Шильдер посмертно только 31 января 1994 года.  (А.А. Шумков. Шильдеры. Дворянский вестник).

     Станислав Адамович Мессинг  родился много позже Анны Михайловны Шильдер в 1890 году, в  Варшаве,  и расстрелян  2 сентября 1937 года в Москве.   Являлся одним из руководителей  сначала ЧК, затем ОГПУ, и наконец, НКВД. Он вышел из семьи музыканта и акушерки. Трудности материального характера не позволили ему даже окончить гимназию, и он рано начал трудовую деятельность с работы в типографии. А генерал от инфантерии Владимир Александрович Шильдер окончил Пажеский корпус, потом и руководил этим Пажеским корпусом,  и долгие годы воспитывал тех, кто будет в дальнейшем руководить огромной Российской империей. И был еще Владимир Александрович Шильдер директором Императорского Александровского Царскосельского лицея, который тоже имел перед собой задачу готовить чиновников для руководства бескрайним государством.

     Пыталась понять причину такого беспощадного отношения к представителям такой простой профессии как педагог, а именно  к директору Императорского Александровского Царскосельского лицея Владимиру Александровичу Шильдеру, хотя и военному в прошлом, но  на этом этапе представителю достаточно мирной профессии. И разговаривала со своими знакомыми, к которым, возможно репрессии не имели никакого отношения.

- Освобождалось место для тех, кто хлынул в города. Просто физически освобождалось. Требовалось их имущество и сразу и сейчас. Срочно. Вот почему были такие массовые депортации из Ленинграда, предпринятые после убийства С.М. Кирова в 1935 году, - так сказал первый мой собеседник Анатолий.
 
- Уничтожались представители того класса, которые готовил управленческие кадры для Российской империи. Система должна была быть сломлена. Раз и навсегда. Не только руководители государства должны быть уничтожены, но и те, кто их готовил. Кто знал систему воспитания руководителей такого масштаба. Только с ними уходили и все традиции, и навыки, и опыт столетий. Уходили навсегда, - так сказал второй собеседник Александр.

- Уничтожалась система воспитания и ее носители, и те, кто получил уже такое образование, - так еще раз повторил мне мой второй собеседник свою версию репрессий периода после создания Советского Союза.

- Получается, что до 1922 года занимались теми, кто мог оказать вооруженное сопротивление? – спросила я.

- Нет, ими занимались все время, и до 1922 года и после 1922 года. А с теми, кто давал и получал привилегированное образование в Пажеском корпусе, в Царскосельском, лицее расправиться было проще и оттого время расправы с ними было не такое длительное, да и не так их было много, это не офицеры и не сама армия, ответил мой собеседник Александр.

     Один из главных организаторов "красного террора" и массовых расстрелов заложников в Москве Мессинг назначен на новую должность, с ноября  1921 года стал председателем Петроградской ЧК. Кандидатуру Мессинга на эту должность отстаивал Дзержинский. Так в одном городе и оказались Шильдеры, Клингенберги и Мессинг. Только Клингенберги и Шильдеры в Петербурге жили уже столетия, а Мессинг только несколько лет, но для органов государственной безопасности это уже не имело никакого значения.

     В Ленинграде  Мессинг занимает одновременно несколько должностей, с октября 1922 года должность командующего войсками ГПУ Петроградского округа и  руководителя Ленинградского ОГПУ и заместителя Председателя ОГПУ. С 27 октября 1929 по 31 июля 1931 года возглавлял ИНО ОГПУ. С 1931 года служба в органах ОГПУ для него заканчивается, и наступает время службы на народно-хозяйственных должностях.
 
     25 июля 1931 года Мессинг был снят с занимаемых должностей и вместе с Л.Н. Вельским, Е.Г Евдокимовым, И.А. Воронцовым и Я.К. Ольским уволен из органов ОГПУ за, как говорилось в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 6 августа, «совершенно нетерпимую групповую борьбу против руководства ОГПУ», распространение «совершенно несоответствующих действительности разлагающих слухов о том, что дело о вредительстве в военном ведомстве является "дутым делом"», расшатывание «железной дисциплины среди работников ОГПУ». (В.Абрамов. Палачи и жертвы. М., Яуза - Эксмо, 2005).

     В 1931 году была для него должность в Наркомате внешней торговли,  должность председателя Советско-Монгольско-Тувинской торговой палаты НКВТ СССР, и должность  члена Президиума Торгово-Промышленной Палаты СССР.

     По обвинению в шпионаже в пользу Польши  15 июня 1937 года Станислав Адамович Мессинг был арестован 2 сентября 1937 года.  Станислав Мессинг осуждён особым совещанием и приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.  И что удивительно,  Мессинг был реабилитирован гораздо раньше Анны Михайловны Шильдер, к которой он предлагал применить высшую меру наказания – расстрел в 1925 году.
 
     Реабилитирован Станислав Адамович Мессинг посмертно 6 октября 1956 года. (Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 ).

     В 1925 году, когда всесильный председатель Ленинградского ОГПУ Мессинг просил о расстреле домохозяйки Анны Шильдер, им что-то должно было двигать. Но что? Анна Шильдер не эмигрировала, в белом движении не участвовала, властных должностей не занимала, никого не убила, не пытала. Она занималась только своей семьей, мужем и единственным ребенком. Но все же из списка арестованных по делу «Контрреволюционной монархической организации» только она, Анна Шильдер, и ее муж, Владимир Шильдер, удостоились такой чести, личного указания Мессинга, которое звучала однозначно – «предлагаю высшую меру наказания».  А ведь список арестованных впечатлял…