Печора в зеркале эпохи. 25 лет спустя

Анатолий Олейников
Чего-чего, а печальных дат, да дурости, в России — не занимать.

25-лет назад погубили «Печору», знаменитую старательскую артель гениальнейшего золотопромышленника-самородка Вадима Ивановича Туманова – человека, судьбы невероятной, о г л у ш и т е л ь н о й, характера беспримерного, воли и  красоты души, под стать золоту. 

Угробили «Печору», лучшее предприятие в золотодобывающей отрасли в 80-ые годы, века ушедшего. Угробили, дорвавшиеся до власти недоумки-чинуши, проходимцы-выскочки, лизоблюды – сволочи при государстве, коим счёта нет на Руси и спаса от коих, во все времена, имя коим – царизм, сталинизм, волюнтаризм, застой, перестройка, отстой.

Угробили — почём зря! Сначала «Печору». Потом страну. И…, никто не ответил. Ни за загубленную страну. Ни за загубленную «Печору». Ни за загубленные судьбы людские.

Наоборот.

Один ныне — нобелевский лауреат «в области мира», за разваленный СССР и преданный народ; другой — почётный, заслуженный, и бог весть ещё какой, деятель с пожизненным содержанием,  дай бог каждому, за утраченный навсегда промышленный и оборонный потенциал Родины; третий – высокооплачиваемый пособник напрочь ущербной Фемиды, ратующей за исход нравственности и морали из анналов судовершительства в стране. Гадство! Поганство! Дурь!

Стыд!               
Перед Тумановым. Перед людьми. Перед всем миром.

Не объяснить. Как можно так унизительно, так жалко жить, в богатейшей стране мира, с трудолюбивым и талантливым народом, при необъятных просторах земли, имея лес, поля,  реки, озёра, моря, уголь, нефть, газ, золото, неисчерпаемые полезные ископаемые, науку, космические и ядерные технологии, и при этом  жить  -  в безденежье, в бездорожье, в бесправье.

Не объяснить.  Какого рожна надо было  губить «курицу несущую золотые яйца» -  конкретное, уникальное предприятие по добыче золота, с производительностью труда, в разы! превышающую  достигнутую, по отрасли в целом, с организацией труда и оплатой — «не снящейся», по меткому выражению, гнобящей Туманова «Социндустрии» - н и к о м у, из живущих в СССР.

Не объяснить.  Зачем надо было возводить напраслину на одного из самых эффективных менеджеров в стране, предлагающего коренным образом изменить систему хозяйствования, в области добычи золота и иных,  сокрытых в недрах земли ископаемых, в частности,  дабы увеличить в разы добычу подготовленных к освоению богатств, стоимостное выражение которых исчислялось, в то время, ни много-ни мало, в 30 триллионов долларов. А освоение, одного только, месторождения золота «Сухой лог» позволяло вести добычу стратегического сырья в объёме, до 50 тонн в год.

Не объяснить. Для чего надо было годами побираться на Западе, заискивая и клянча унизительные валютные кредиты, имея у себя более 50 разведанных месторождений, с абсолютно несметными богатствами, имея готовые, эффективные, и не требующие никаких государственных вложений действующие предприятия по освоению залежей золота, платины, вольфрама, бокситов и всего прочего, что позволяло поставить экономику государства на рельсы ускоренно поступательного развития, сродни развитию Кувейта, Китая, Гонконга, Арабских эмиратов. Что в конечном итоге позволяло,  раз и навсегда, изменить направление развития государства, разрешить  основные социальные  проблемы, обеспечив гражданам достойную жизнь.

Не понять. Как и кому пришло в голову закрыть сначала «Печору», а затем и другие высокопроизводительные, эффективные и стратегические предприятия страны — заводы, фабрики, комбинаты.  А главное – зачем?  Не для того ли, чтобы посадить на иглу спекулятивной зависимости от печатного станка США, великое государство, и целенаправленно его развалить?

Если так. Задача выполнена блестяще. Герои налицо.

Нам же, в наследство – светлая и печальная память о «Печоре», государстве СССР; разворованная и обескровленная Россия; очередной навязанный народу режим.

Поневоле вспомнишь Высоцкого: - «Скажи ещё спасибо, что живой!»

С … Стыд!

Четверть века прошло с разгона «Печоры», а стыд не проходит, и чувство вины, за содеянное высокопоставленным отребьем — с народом,  с государством, с прошедшим, настоящим и будущим.

Вся наша жизнь – ВОПРЕКИ!

Вопреки, отведённому сверху, циничному, крепостному уделу обездоленных, бесправных, никчёмных и ненужных людишек.
Вопреки, очумевшей от вседозволенности и безнаказанности преступной власти.
Вопреки, творимому чиновничьему беспределу.
Вопреки коррупции.
Вопреки лжи.
Вопреки дури, неизвестно откуда берущейся и никуда не уходящей.

Примером этому жизнь и судьба Туманова, изложенная им в автобиографической книге «Всё потерять – и вновь начать с мечты…».

Ошеломлён прочитанным. Обескуражен лицом эпохи.  смят правдой о ней! Восхищён мужеством непокорённых и не сломленных людей, поднявших на щит доблести своей, достоинство человека – его совесть и честь

Покорён, абсолютно и навсегда, Тумановым Вадимом Ивановичем, героем и автором книги – личностью, жизненное кредо которого — «жить не по лжи».

Жить не по лжи, в нашей стране, среди завистников, шелкопёров, стукачей, клеветников, чинуш, партноменклатуры – подвиг!

Под обнос, выслуживающейся перед властью вышеназванной братии, издревле, попадали наиболее видные, яркие, самобытные и гениальные личности. Не избежал этой участи и Туманов. Настоящий мужик, в исконном и высоком понимании этого слова.

Гений Высоцкого, не мог не отметить, не остановить свой выбор на Вадиме Туманове, когда судьба свела их на перекрёстке времён. Тысячи людских судеб прошли мимо. А они сошлись. Не просто сошлись, а стали друзьями. Ближайшими. А стать другом, таким! у Высоцкого — надо НЕЧТО иметь снутри. НЕЧТО — стоящее и настоящее!  Величие этой дружбы непреходяще, как и величие их судеб – пример жизни, н а п е р е к о р.
Пример мужества и воли.

Сегодня 25 мая 2012 года – дата, напомнившая мне о 25-летии разгрома легендарной старательской артели «Печора», дата, напомнившая мне о Высоцком и его дружбе с Тумановым, дата, подвигшая меня на написание статьи: «Печора, как зеркало эпохи. 25 лет спустя»
В остатке – мечта и память. О «Печоре», Туманове, Высоцком, СССР. Память греет, а мечта заставляет жить.

Поклон Вам, Вадим Иванович!

Будем жить!