Сказочное каприччо

Людмила Береснева
   Норвегия. Отправляемся к Гейрангерфьорду. Фото автора.

  Вступив на норвежскую землю, я  была поражена, что красота природы Норвегии: ее сверкающие водопады, горы, окутанные туманной дымкой, бурлящие реки – все любовно одухотворено и очеловечено сказителями в удивительных преданиях и легендах; их услышала я во время путешествия немало.
     И вот сегодня я поплыву на пароме по Гейрангерфьорду в страну норвежских сказок, где издавна живут тролли, забавные и в то же время пугающие, как всякая нечисть, косматые, с огромными бородавчатыми носами, широко улыбающимися клыкастыми ртами;  поплыву в страну бесстрашных викингов и нежных северных дев, как Сольвейг.
     На палубе парома легко дышится свежим морским воздухом. Глаза не налюбуются красотой «задебренных лесом круч». Корабль пенит изумрудную рябь фьорда.  Над ним кружит стайка чаек. Опытные птицы зависают над палубой и ждут, когда кинут им хлеб; с артистическим мастерством они подхватывают  его на лету, только молодые птицы бросаются за ним в воду.
     Погода в Норвегии не предсказуема: вот только что солнце слепило глаза, было безветренно, вдруг небо затянулось пеленой серых туч, и стеной пошел дождь. Он-то и загнал нас в салон парома, где ароматно пахнет ванильными горячими вафлями и кофе.
     Но вот вновь выглянуло солнце, и туристы вышли на палубу в тот самый момент, когда паром подплывал к мощному водопаду. Из расщелины темных скал бурным потоком, пенясь, клубясь в алмазных брызгах, с ревом падал в тихий залив водопад «Жених».
     Перевожу взгляд на противоположные отвесные скалы, и открывается необычное зрелище: множество радуг, и,
кажется, через них,  переливаясь на солнце, сбегают по кручам семь водопадов –  «Семь сестер». А рядом прозрачным гребнем, будто вуаль, развевающаяся на ветру, по горным каскадам спадает водопад «Фата невесты».     Старинная легенда гласит: давным-давно красавец викинг решил жениться, захватил он с собой фату, чтобы сразу же надеть на невесту, и поехал искать суженую. Люди добрые подсказали ему, что в небольшой деревеньке  в Гейрангерфьорде живут семь прекрасных сестер. Вошел викинг в их дом, а выбрать невесту не может – одна краше другой! С горя повесил он фату на скалу, закручинился от своей нерешительности и превратился в бурлящий водопад.
     А сестры, ставшие тоже  водопадами, до сих пор как бы ждут его выбора: каждая перед ним блещет своей красотой, каждая поет ему свою песню любви.
     От этих водопадов через лесистые горы уходит знаменитая «Дорога троллей», она поднимается одиннадцатью извилистыми петлями к вертикальной горе – Стене троллей (высота более 1000 метров).
До 1965 года эта гора была не доступной  и для опытных альпинистов, даже летом склоны этих гор покрыты снегом и льдом.
     Чем ближе подплываем к Норвежскому морю, тем ощутимее дыхание севера; суровее становится пейзаж, исчезли  с гор леса, на вершинах голых скал лишь чередой стоят ветряки, неутомимо вращающие лопастями-крыльями.
     Теперь мы плывем по Тронхеймсфьорду, в заливе которого разбросано много небольших островков. И вот на одном из них виднеется красный узкий четырехэтажный дом, на крыше которого устроен маяк; ему почти двести лет, и хотя сейчас маяк работает автоматически, семья потомственного смотрителя продолжает жить на этом крохотном острове. Предприимчивый хозяин маяка сейчас организует экскурсии на остров, и туристы здесь могут заночевать. Спокойно сегодня Норвежское море, но, говорят, во время шторма мощные волны поднимаются до самой крыши маяка.
     И вот наш паром проплывает мимо удивительной черной горы, в центре которой зияет огромное отверстие, и огненный  шар солнца, низко опустившейся над морем, мечет туда, как в мишень, свои лучи.
     Грустную легенду об этом природном чуде услышала я.
У тролля горы  Вогекаллена был  сын Хестман – Всадник, который постоянно попадал в какие-то передряги.
Отец мечтал, чтобы сын женился и остепенился. Его сосед тролль горы Сулительма тоже устал от капризов семи своенравных дочерей, которые давно вышли из его повиновения. Однажды семь сестер отправились погостить к дочери старой феи острова Лангедо – красавице  Леке. Старый тролль наставлял своих дочерей, чтобы остерегались они солнечных лучей, иначе превратятся в камни. Но юные ветреницы не поверили словам отца. И вот как-то после захода солнца купались гостившие девушки и дочь хозяйки острова Лека в Норвежском море, а Всадник случайно увидел их. Красота  Леки пленила Хестмана, и задумал он похитить ее. Но семь сестер вовремя почувствовали опасность и вместе с Лекой  бросились бежать. От шума и криков проснулся одноглазый тролль. Видит он, как разъяренный Всадник прицелился из лука в красавицу-беглянку. И вот уже летит стрела. Тролль швырнул свою шляпу, и она заслонила Леку, а стрела пробила гору насквозь. И этот момент первые лучи солнца озарили море. Тролли не успели скрыться в своем пещерном царстве, и все окаменели.
     Всадник превратился в остров  Хестманой, рядом с ним остров Лека, напоминающий женскую фигуру, а на острове Торгет – высокая гора, в которой на высоте ста двадцати метров – след стрелы – длинный каменный тоннель, пробивающий гору насквозь.
     Семь сестер превратились в семь горных вершин, между ними в ложбинах  есть небольшие глетчеры, которые, как дорогие белые меха, украшают плечи  своенравных  семи прелестниц.
     Так, запомнилось мне удивительное путешествие  в страну норвежских  сказок, легенд, где в говорливых потоках водопадов мне виделись нежные девичьи лица, ожидающие жениха; остров  напоминал летящего на полном скаку всадника, а вершины гор в лучах заходящего солнца – семь непослушных сестер.
 

 Блок  А. «задебренных лесом круч».