Додуля

Ольга Сергеева -Саркисова
               
                (быль)


Мне очень часто  приходилось бывать в Санкт- Петербурге.
Жила я недалеко от Сенной площади,  куда заходила на рынок за продуктами.
На углу Сенной и Московского проспекта торговала различными травками, орешками, семечками и моим любимым ткемали, - у нее был самый вкусный из всех, торгующих им,-  моя знакомая  грузинка, – Додуля. (Это ее домашнее имя.) К ней  я забегала чаще всего.
Ее знали и любили многие.
Все с ней здоровались,  даже когда просто пробегали мимо, не останавливаясь за покупкой.
 Она помнила и знала судьбу почти каждого своего покупателя, так как с ней все с удовольствием  общались, делились своими радостями и горестями.  Для всех у нее находилось доброе слово и пожелание удачного дня.
Она всегда  была открыта для общения.
 Была она очень отзывчивым и добрым  человеком. Когда у нее что- то покупали, она всегда давала еще покупателю что- либо в подарок: чесночину, семечек на дорожку, морковку или травку, в отличии от всех других продавщиц, которые всегда стараются обвесить, обмануть, и подсунуть что похуже,  не глядя в глаза, или глядя сквозь тебя, словно ты пустое место.
  Как у них вырабатывается такой взгляд? – для меня остается загадкой, ведь что нужно носить внутри, чтобы такое выдавать!
Покупать же у нее  что- либо, было одно удовольствие.
Мы, покупатели, тоже всегда интересовались ее делами: успехами детей, - у нее было два замечательных сына, рецептами ткемали и лобио, интересовались  ее самочувствием, она ведь
сидела на углу почти в любую погоду, а ведь это довольно сложно, особенно зимой.
О нас, покупателях, она делилась со своими домашними.
Увидев меня, после долгого отсутствия, она встречала словами, обращаясь к сыну:
-            Вот, моя любимая женщина приехала!
-             Ты помнишь , Зурик,  я как чувствовала, уже вчера мужу говорила , что давно вы не приезжали.  Где моя любимая женщина?
-          Почему так долго не приезжали?
-           Как дела у детей?  Как здоровье?
Поговорим, обменяемся новостями, как родные. Ощущение от нее, как от родного человека!
    Додуля родилась в Кутаиси, где проживали все ее родственники, где могилы предков и ее дом закрытый стоял теперь.  Они всей семьей переехали в Питер лет десять назад. Детям нужно было дать хорошее образование, настоящее, без ложных дипломов. Конечно, многие покупают диплом, но этот вариант их не устраивал. Старший сын –Давид ,   получил медицинское образование, а младший –  Зураб ,- закончил юридический, и еще пока учился , все время подрабатывал в магазине сторожем.
Родителям ведь трудно приходилось, квартиру снимать  и платить за нее, детей кормить и одевать надо. Забот много!
Я наблюдала  с какой любовью, уважением и заботой сыновья  относились к матери !
Они ей помогали и берегли , как могли.
-             Мама, –это святое ! - всегда говорил Зураб.
 Детей она страшно любила , с любовью всегда говорила об успехах Зурика и Давида.
Любила не только своих детей , но и всех , какие встречались по жизни , - она ведь работала раньше учителем начальных классов в школе. С любовью вспоминала их проделки.
Однажды , после долгого отсутствия , приехала я в Петербург.
Была зима, и довольно холодная , морозная, да с ветерком.
Думаю:
-             Как там , моя Додуля , в такой холод сидит на углу или нет?
Иду к Сенной, думаю, что сейчас встречу ее, а ее на углу нет.
Вспомнила, что этот день воскресенье, а по воскресеньям она не работает.  Пробегала по делам в понедельник , -  опять нет. Во вторник , - та же картина.   
 -         Ну, думаю, видно холода испугалась , а может гриппом заболела. Эпидемия была в это время.
Неделю не видела я на месте  мою Додулю.
Решила я зайти в магазин , где Зурик работал, справиться у девочек о нем и Додуле , они отвечают,
что он уехал  в Грузию,... маму повез хоронить…

Такого известия  я не ожидала!
Не готова была расстаться с Додулей навсегда, вот так , неожиданно.  Я  не могла сдержать слез и разревелась.
-         Умерла моя Додуля !
Так органично она вписывалась в мою жизнь,  что сразу пустоту ощутила я вокруг себя без нее ,  словно осиротела.
Как к Сенной площади подхожу сейчас , сразу комок к горлу подкатывает , Додуля перед глазами встает.
На ее месте сейчас никто не сидит.
  Когда в следующий раз я приехала в Питер, то зашла на работу к Зурику.
Он мне рассказал подробно о том, что случилось. 

Накануне этого несчастья ,  видел он сон:
…Сидит мама, как  в самолете, в кресле и вся в крови, весь живот изрезан. Зурик к ней кинулся
-         Мама, мама, что с тобой, что случилось, как тебе помочь?
   Она только и смогла произнести:
-         Берегите отца!  Мне уже  нельзя ничем помочь.
А отца увидел с окровавленной шеей, будто винтом ему перерезало… и все в крови...
Сон, конечно, очень страшный.

Зурик дежурил в эту ночь. Возвращается с дежурства, а дома отец  заболел , голова и шея не ворочается, сильная боль и огромный фурункул вскочил за ухом, ближе к шее, температура высоченная!  Вызвали «скорую» и отца увезли в больницу , тут и маме плохо ,
То ли приступ панкреатита, то ли еще чего, -  ее тоже на «скорой» увезли.
Не могли точно определить, в чем дело,  а боль страшная, температура высочайшая, она, чуть сознание не теряет.
Разрезали, - там перитонит, вся брюшина задета.   Мальчишки отчаялись,  что родителей потеряют, то у одного в больнице ночь сидят, то, у другой, крутятся целыми днями и ночами с родителями.
 Снится  сон Зурику, что мама прощается с ним, по голове гладит и говорит:
-        Берегите отца! Он один у вас остался, я должна уйти.
-        Мама, куда ты?  Не уходи! Нам без тебя     плохо,  вернись, прошу тебя!  Зачем ты нас оставляешь одних?
-        Так надо! Не расстраивайтесь, спасайте отца, берегите его! Так надо! - отвечала Додуля.
Проснулся Зураб, а мамы уже нет. Она с ним простилась.
Додулю  спасти не удалось, ее не стало в эту ночь.
Отцу в этот день сделали  операцию. Про Додулю ему,  конечно,  ничего не сказали.
Он долго болел, и все удивлялся, что Додуля не приходит.
 А ребята отвечали, что она сама в больнице лежит, болеет.
Боялись, что такое известие просто убьет отца.
Он еще слишком слаб после перенесенной операции.
Зурик повез маму хоронить в Кутаиси, где все их    предки похоронены.
Отцу о случившемся сказали намного позже, когда он пришел немного в себя.

Пришла к Зурабу их дальняя родственница и говорит, что приснилась ей Додуля и очень просила передать Зурабу, чтобы он в воскресенье пошел в церковь и поставил двенадцать свечей Божьей Матери.
 Только обязательно, не забудет пусть, это очень важно!
Родственница рассказала ему сон, он обещал все сделать, как мама просила.
Всю неделю помнил.
До воскресенья была почти целая  неделя впереди.
Перед воскресеньем у него было дежурство, он пришел,  лег поспать, а потом в институт по  делам, и тд. и тп. Забегался, и совсем забыл в этот день о просьбе мамы, зайти в церковь, двенадцать свечей поставить.    
Пришел домой, свалился от усталости.
Снится ему сон. Стоит мама в зеленом поле,  небо голубое, и обиженно смотрит на него.
Он к ней хотел рвануться, но между ними, вроде, ни земля, не вода, не твердь, а что- то такое, что уходит из - под ног, ступить нельзя... хлябь…
Он к ней с вопросом:
-        Мама,  почему ты ушла, нас одних оставила? –  Возвращайся, мы очень скучаем, нам плохо без тебя!
Она так рассержено говорит:
-        Ты почему мою просьбу не выполнил?  Я ведь тебе передавала!
-        Это очень плохо, ты меня подвел.
Она очень сердитая была,  я ее в жизни такой не видел. Повернулась и пошла.
Зурик опять ее окрикнул:
 –        Мама, не уходи, нам плохо без тебя! Как хорошо нам всем вместе!  Мамочка, прошу тебя!
Она повернулась и произнесла:
-        Я не могу вернуться.
-        Так надо было. Берегите отца! И ушла в поле.

Зурик тут – же проснулся  в холодном поту.
-        Как же я забыл про мамину просьбу?  Как я мог!
Еще было совсем темно. Он быстро оделся, и, не посмотрев на часы,  побежал в церковь.
Прибежал, а она закрыта.
Еле дождался, когда церковь откроют, все вокруг нее ходил,  промерз до костей.  Купил двенадцать свечей и поставил,  как мама просила. Лучше поздно, чем никогда.
Он говорит, что она всегда ему снится, если что- то случиться должно, всегда предупреждает, даже с небес помогает своим детям.
Видно очень любила она своих детей, ниточка не прервалась и теперь.
Я часто вспоминаю Додулю,  и когда бываю в церкви, то ставлю свечку с пожеланием ей Царствия Небесного …
Она его заслужила по праву.