Преподобная мать

Александра Кук
Среди моих реальных друзей никогда не было воцерковленных. Поэтому, когда на просторах интернета в пору моих растущих религиозных сомнений мне повстречалась дама, имевшая много интересов и увлечений, схожих с моими, но очень православная, я решила, что дружба с ней поможет мне утвердится в вере. По началу все шло хорошо, но постепенно у меня появилось очень неприятное чувство. Дама ничтоже сумняшеся взяла на себя роль моей духовной наставницы, и, имея свою, весьма оригинальную версию православия, стала ее мне навязывать. В комментариях к моему блогу появлялись слова "это грех", "так нельзя думать" и т.д. Какой контраст с настоящими друзьями, их деликатностью и уважением! И, в то же время, столько общего с другими верующими "доброжелателями", встреченными на моем пути...

Как-то после студенческого спелеологического похода ко мне подошла одна из участниц и заявила, что все эти приключения в пещерах так на нее подействовали, что она теперь стала верующая и хочет пригласить меня в какую-то свою церковь. Я ответила, что не хочу, я уже хожу в другую. Она не собиралась отставать, зомбировалась девушка по полной программе, и мне пришлось тогда, и не раз потом, быстро убегать от нее по гулким университетским коридорам. А теперь у нас по улицам ковыляет старуха-немка, которая проповедует гремучую смесь христианства, уфологии и страха перед числами... Но от нее хоть несложно убежать. Раз подошли ко мне два молодых здоровенных специалиста по зомбированию в аккуратных костюмах и пригласили на встречу “по поводу моего счастья”. Я по-привычке рванула - и пролежала две недели с растяжением ноги... Недавно в дверь постучала немолодая пара с листовкой про конец света, а до этого какие-то очень похожие на них люди с похожей тоже листовкой заявили “Как было бы хорошо, если бы все люди жили в мире!” Я им напомнила про религиозные войны и преследование иноверцев...

Филателисты или фанаты Толкиена не будут стучать в ваши двери с намерением вас обратить. Нет, человек всегда до какой-то степени надеется убедить человека в своей правоте, иначе наши идеи умирали бы в наших головах. Если человек стал филателистом, полюбил книгу, фильм, восторгается какой-то личностью или группой личностей, он, естественно, хочет, чтобы и друзья его полюбили то же: ТОГДА МОЖНО ОБСУЖДАТЬ ВМЕСТЕ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ. Но если друзья сопротивляются, "любитель" обычно оставляет попытки их увлечь. Друзья по-прежнему остаются друзьями. В нормальном состоянии, мы чувствуем границы дозволенного. Верующие очень часто их не понимают или не принимают. Трудно себе представить филателиста, который бы подумал о таких друзьях, что ТЕПЕРЬ НА НИХ МОЖНО СТАВИТЬ КРЕСТ, они ЛИШЕНЫ БЛАГОДАТИ, БРОДЯТ ВПОТЬМАХ или БУДУТ ГОРЕТЬ В АДУ. Ну, только если это был сумасшедший филателист. Что подводит непосредственно к религии в ее традиционном понимании... Мания. Нормальные увлечения приходят и уходят - такова жизнь. Однажды откроешь любимую книгу и поймешь, что любовь прошла. Двигайся дальше. Религия обвинит тебя во всех смертных грехах за такое естественное "остывание".

В легкой форме религия может казаться безопасной, все-таки человек еще думает, сомневается, сравнивает. Но это - как хождение по болоту: в любой момент можно с головой провалиться в трясину. Поняла я это, в том числе, пообщавшись этой "провалившейся глубже меня" дамой, “Преподобной Матерью”. Снаружи - и какие-то мысли, и интересы, и жизненные обстоятельства, схожие с моими.  А чуть копнешь - и ужас, ужас, ужас... Я не хочу превращаться в ТАКОЕ. Человеку уже не нужно себе сознательно лгать, поскольку исчезли все сомнения. Обобщенно выражаясь, "Я права потому, что я права" - "Я не думаю об этом" - "Ты должна думать, как я" - "Мне наплевать на реальность, важна только Истина"... “Преподобная Мать” воздвигла у себя в уме "стену", отгородилась от участи "чужих" и упивается своей избранностью. Она совершенно уверенна, что только христиане вроде нее могут спастись - и даже творить добро. Она словно говорит: "Это я творю добро, а вот тот китаец, который только что отдал свою жизнь за другого - это не от будущего века, не настоящее добро"... Полагаю, что думая таким образом, я бы не смогла спокойно смотреть в глаза нехристианам, не то, чтобы друзьями их называть, как она это делала. Сама же немедленно “отфренживала” тех, кто дерзнул давать духовные ей советы. Что позволено Юпитеру...

Интересно мне знать, как бы другие люди себя почувствовали, когда им вдруг в комментариях сказали: "ты на перепутье. От рождения имеешь положительные склонности..." Первая реакция: "Гадалку не вызывали". Потом вспомнился эпизод из любимого фильма подросткового возраста, где герой со светлыми глазами говорит самому отпетому злодею: "Я чувствую в тебе добро" (“Звездные войны”). Вспомнилась любимая книга того же жизненного этапа (“Мастер и Маргарита”), где герой всех, даже очень жестоких людей, зовет "добрыми". Добро ("положительные склонности") есть во всех, это ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧЕВИДНО, и если вдруг малознакомый человек заявляет вам (допустим, среднестатистическому человеку, не отпетому злодею), что видит в вас добро, значит он во многих людях его просто НЕ ВИДИТ - скорее всего, потому, что считает самым первым светочем себя...

Мне она как-то заявила: "Это большая ошибка, думать о том, что тебя не поймут. Это даже не ошибка, а желание скрыть свои недобрые намерения." Что меня безмерно удивило, конечно, поскольку "не метайте бисер перед свиньями" обычно толкуют, как не говорите людям того, что они не смогут понять... Значит, христианину положено судить наперед, поймут его или нет. Ну и болезнь такая есть, когда человек не видит, как воспримут его слова и поступки - аутизм. А меня она вот так запросто обвинила в недобрых намерениях за следование словам своего же любимого Христа... Эта православная дама (как и огромное количество других людей) сотворила себе свою собственную веру, "золотую клетку", в основном, на основе христианства, но очень "себе на уме", и пытается в эту клетку заманить окружающих. Так такому-то думать можно, так нельзя и т.д. И в тоже время, как Преподобная Мать из "Дюны" или пророчица какая, считает себя вправе судить и оглашать, что у кого на душе, кто что когда чувствует, хотя в этом любой человек запросто может ошибиться - но она этого уже не видит.... И это человек с хорошим образованием.

Предупреждение тем людям, кто "заигрывает" с религией: она запросто съедает с потрохами даже умных и образованных. А те, кто сопротивляется ее зомбированию, пытаясь сохранить естественную человеческую доброту и любознательность, тратят все свои силы на "барахтанье",  пытаясь доказать всем на свете, например, что можно верить во всеобщее спасение, любить Толкиена, уважать индусов - и быть христианином... Очень типично для тех, кто пытается "воцерковиться" со своими СКЛОННОСТЯМИ, ТАРАКАНАМИ и УВЛЕЧЕНИЯМИ такие фразы: " Я - поэт (актриса, спортсмен, гот, банкир, гей, танцовщица, рокер....) и сейчас я вам докажу, что я тоже могу быть православным христианином". "Я люблю Толкиена (пострелять, Star Trek, мясо, Даниила Андреева, выпить пива - оно постное....), и сейчас я вам покажу, что я тоже могу..." "Я люблю, когда обо мне узнают, меня хвалят, прославляют - но ведь это они бога во мне славят!" Какое бессмысленное занятие! КОМУ это нужно?

И еще такой момент. Многие верующие при первом интернетном знакомстве кажутся вполне интеллигентными, благожелательными, современными. Но мне случалось наблюдать, как все менялось. Я отказывалась верить в то, во что они верили, отказывалась уважать то, что считалю вредными фантазиями. Приводила веские, в моем понимании доводы своей правоты. И - вуаля! Передо мной появлялся разъяренный злобный фанатик, готовый высмеивать, клеймить, проклинать, и не только мои идеи, но и меня саму вместе с ними заодно.

Очень приятно, когда собеседник в интернете начинает с "я уважаю вас и ваше мнение, но..." Я ненавижу озлобленность, склоки, агрессивность.

Я уважаю право каждого иметь свое мнение - иначе сама не могла бы иметь такого права. Я не могу уважать то мнение, которое считаю ошибочным, вредным и опасным. Я не могу уважать человека, который в данный момент такое мнение пытается навязать окружающим. Я, в принципе, могу представить себе, что вот сейчас, когда своими идеями я встала на больную мозоль своего оппонента, он -  весь клыки, слюна и злоба, но если бы мы встретились при других обстоятельствах, этот человек мог бы проявить какие-нибудь качества, достойные уважения. Я могу его потенциально уважать. Но это не настоящее уважение, это суррогат, основанный на моей фантазии. Также как и любовь к ниразу не встреченному или вообще воображаемому существу - просто надуманные чувства к своему личному надуманному идеалу. Да и вообразить даже трудно "качества, достойные уважения" (благородство, выдержку, понимание, готовность помочь, вдумчивость, например) у того, кто, как только с ним не согласились или даже только посмели высказать мнение, которое ему неприятно, сразу же бросается кусаться?

Когда из темноты небытия появляются одни лишь оскаленные зубы, о каком уважении может быть речь?