Зачем нужны библиотеки?

Жанна Пестова
 Говорят, что при раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекар¬ством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
 Значение книги для человека думающего переоценить трудно. И носитель информации, и учебник, и советчик, и собеседник, и утешитель… все это давно известно, не одно тысячелетие. Но не меньшее значение имеет и библиотека. Ведь библиотека – не книжный склад. Библиотека это место встречи книги, читателя и посредника между ними – библиотекаря. И это почти магическое триединство, если вдуматься. Чтение – не только «для себя» - в библиотеке можно поделиться мыслями о прочитанном и с библиотекарем, и с другими читателями. Обменяться мыслями, эмоциями– это так важно!  Это и есть та самая пресловутая роскошь человеческого общения. Общения не делового, не бытового, но – общения душами и мыслями.  Не один раз доводилось слышать, особенно в сельских библиотеках, от читателей, уносящих домой заветные стопки книг: «Ну, теперь мы с духовным хлебом, теперь можно жить. Без книг – тоска».
Да, таких читателей становится все меньше, но они есть и, хочется верить, будут. Телевидение, Интернет, аудиокниги успешно отвлекают на себя поклонников обычной книги. Виртуальная реальность все больше проникает в обычную жизнь, стремится поглотить ее. И тем ценнее тепло души, и разговор глаза – в глаза.
Увы. Канули в Лету времена, когда за литературными новинками читатели бежали в библиотеку. Все давно в прошлом. И не вина библиотекарей в том, что фонды массовых библиотек скуднеют морально. Тут и недостаток финансирования, и издательская политика… причин много, и все – объективные. Да, все чаще можно услышать от чиновников самого разного уровня, что традиционные библиотеки отжили свое, что они не рентабельны, экономически убыточны, что всю районную, а уж тем более сельскую библиотеку, можно с легкостью уместить в электронной книге – просто и удобно. Для чиновников. Не надо содержать библиотеку, не надо тратиться на зарплаты библиотекарям, на приобретение новых книг, журналов, газет. Зачем? Все это легко и просто можно найти в Интернете. И «сэкономить» бюджетные средства. Главное же – сиюминутная экономическая выгода. Сиюминутная, потому что в перспективе такая выгода принесет большие беды. Как весело смеяться над «тупыми американцами» из юморесок М.Задорнова. Весело? Но ведь и наши, российские школьники и студенты постепенно превращаются в таких же  потребителей, в том числе и информационного продукта. За редчайшим исключением при составлении реферата, курсовой, дипломной работы они обращаются к книгам и журналам, чаще на помощь приходит Интернет. Причем, отнюдь не электронные библиотеки и сайты научных журналов. Нет. Зачем? Есть же Википедия, а еще лучше – банк сочинений, рефератов, курсовых. Готовых. И, работая не столько головой, сколько мышкой, молодежь приучается в лучшем случае получать готовую информацию (не думать, не анализировать, подвергая сомнениям разные версии), а чаще – бездумно выдавать чужую работу за свою.
 Согласно последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста страшеклассниками Россия среди 65 стран заняла 41-е место. Хотя еще недавно была на 27-м. В первой пятерке «читающих» - Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. У США показатели чуть хуже, но выше среднего. Почти все европейские страны, - в крепких «середнячках». То есть в тех странах, где отмечен экономический рост, где выше уровень жизни, и интерес к чтению у подростков и молодежи выше. Причем, исследование PISA не интересуется, что именно читают школьники и какие тексты - обычные или электронные, оно отвечает на вопрос: как дети могут использовать то, что прочитали и какие выводы сделали? Для этого надо понять текст. Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72 процента подростков. Из них лишь 14 процентов готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно.
 И все это касается не только познавательной, учебной литературы. Все это в еще большей степени можно отнести и к чтению художественной литературы. Зачем нужно читать художественную литературу? Чтобы скрасить досуг? Чтобы развлечь себя? Нет, вспомним то, о чем говорили в самом начале – чтение «делает сильным ум человека, облагораживает его душу». Читая художественную литературу, мы примеряем жизненный опыт героев на себя,  учимся видеть его со стороны и накапливаем опыт «говорения», пополняем словарный запас для выражения чувств, мыслей, эмоций. Кто бы что ни говорил, но каждому хочется быть понятым другими людьми, особенно близкими. И как часто от недостатка понимания распадаются семьи, пополняются ряды алкоголиков и наркоманов. А всего-то порой и надо - поговорить и проговорить свои желания, мысли. Вот уж действительно – хорошая книга как лекарь способна помочь разобраться в своей душе и понять другого. Да, среди обилия ярких обложек «издательского продукта» найти книгу, действительно КНИГУ, а не чтиво,  бывает непросто. Вот тут на помощь и приходят посредники – библиотекари. Точнее, они должны бы прийти, и они готовы прийти, если читатель придет к ним. А чиновники не пожалеют денег на пополнение и обновление книжного фонда.
Помните, когда появилось телевидение, некоторые «особо прогрессивные» особы предрекали смерть кино, театрам. Слава Богу, ошиблись. Все сохранилось. И каждый выбирает сам – идти в кино, на концерт, на стадион или остаться дома и смотреть все, что захочется, сидя на диване. Так и с книгами, думается, электронные носители – лишь разновидность, а не полноценная замена. Какую книгу выбрать – пусть выбирает читатель.
 Главное, чтобы книга была для ума и для души.