Предыстория появления славянского Алфавита Кирилла

Марина Северчанская
Фото: Мозаика, XII в.
Базилика Cвятого Климента, Рим.


«Итак, из всех зверей пусть государь
уподобится двум: льву и лисе.
Лев боится капканов,
а лиса — волков,
следовательно, надо быть подобным лисе,
чтобы уметь обойти капканы,
и льву, чтобы отпугнуть волков».
 (Макиавелли. «Государь», гл.VIII)

 
ПРАРОДИТЕЛИ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

Знаковые системы разнообразны и стремятся к универсальности с самостоятельностью включенных в них смыслов. Языки, как информационно-знаковые системы, изменяются, совершенствуются и воздействуют на качество мышления и поведения огромных сообществ. Языково-речевые структуры оказывают влияние на энерго-информационную систему в пределах сложившихся знаковых систем различными видами связей и стремятся к образованию единой, автономно управляемой извне структуре.
Языки, как информационные системы, разделяются на письменную и устную речь.

Появление языковых грамот — исключительно инструмент культуры, определяющей бытие. Преобладающее влияние культур не зависит от расы или национальности, но язык формирует отдельное самобытийное сообщество, которое способно самовоспроизводиться благодаря единому закону, общей идее и общей вере.
 
Живущие современные алфавиты и письменность в направлении слева направо произошли от древних греков. Греческий алфавитный язык произошел от финикийского, как, например, от финикийских букв алеф (А) — «бык» и бет (Б) — «дом» произошли греческие буквы «альфа» и «бета», от «гамл» (Г — «гимель», «гамма») — «камел» («верблюд»), и т.д.. Сам принцип упорядоченного знакового письма (алфавита) изобретен семитскими языковыми группами. Финикийский язык букв-слов является прародителем всех упорядоченных алфавитов после иероглифического письма Древнего Египта.

На основе финикийского письма развились все индоиранские языки (индоевропейские с западного и восточного Армянского нагорья при определении и классификации лингво-археологического материала), первыми из которых были языки семитских групп (из них арамейский). Заимствованы славянскими и латиноязычными алфавитными языками почти все финикийские буквы (см. Финикийское письмо).

Разговорный язык всех славянских групп до сих пор сохраняет в разной мере свою идентичность финикийского [1]. Древний финикийский текст хранится в Национальном музее Бейрута на саркофаге царя Ахирама и датируется XIII в. до нашей эры [2]. А финикийское письмо и составление слогов-слов берет начало от шумерского языка, содержащего как начала иероглифов, так и букв-слов.
Развитие большого множества европейских алфавитов началось в период общемирового распространения Христианства, претендующего на гегемонию и вместе с этим предпринявшего оптимальную систематизацию передачи информации.

I. ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ 

К концу VIII — началу IX веков Византийская империя и Папский престол активно расширяли свою власть на Северные земли и на Балканы, и чтобы легче управлять разрозненными славянскими общинами, у которых была религия своих предков, была своя письменность, свой язык и наречия (язычество), необходимо было объединить эти народы под единый язык и под единую веру.
Вот такое объединение славянских языков произошло на основе славянской азбуки — кириллицы, составленной римским архиепископом Кириллом (при рождении Константин) и продолженной его старшим братом моравским архиепископом Мефодием (при рождении Михаил).

И исторически сложилось, что создание кириллицы способствовало развитию Православных церквей византийской традиции и образованию Древнерусского государства, которое впоследствии уже само поглотило Византию и заняло всю Евразию.

Какие условия и факторы стояли в истоке этих перемен в истории империй?
 
В 859 году Константин-Кирилл и Михаил-Мефодий по приказу патриарха Константинополя Фотия I отправились с апостольской и дипломатической миссией в Хазарию, приплыв на Крымский полуостров. Дипломатические полномочия апостолов были настолько высоки, что им удалось со дна грота Азовского моря (Боспор) обрести мощи четвертого папы римского Климента I, который по приказу императора Домициана, приходившегося двоюродным братом Клименту (род Флавии), в 96/лат. 95 году был сослан в каменоломни, а при императоре Траяне во время правления Боспорского царя Савромата I утоплен на якоре (97г.). В 861 году часть мощей Климента апостолами была доставлена в Рим в обретение Фотия. Часть была похоронена в великолепном мраморном саркофаге в Керсонесе Таврическом (Гераклейский полуостров, другое название Трахейский п-ов, др.рус. Корсунь, бывший с VI века византийской фемой и форпостом). [3]

Патриарх Фотий I, кровными связями относившийся к священнической касте Аморейской династии (как дядя императора Михаила III через родство с его матерью-регентшей Феодорой) — духовно-политический учитель Константина, при жизни не раз обвинял римских пап во властолюбии и извращении Священного Писания, начавшегося от Испанской церкви (в составе Империи были Италия, Сицилия, Сардиния, Корсика и часть Испании), и систематически предавался гонениям.

                ***


В 862 году ильменские словени (северные славяне), не найдя ближайших наследников после смерти князя Табемысла земель бодричей призвали на престол Великого Новгорода североморского конунга Рюрика «из варяг»: «Варяги из заморья (Королевская резиденция Рюрика была на острове Виринген в Северном море) взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей» (ПВЛ, в год 6367 (859)). Неспокойно было в славянских землях уже с тех пор, когда после гибели 15 июня 844 года деда Рюрика, короля Гостомысла, в войне с королем Восточно-Франкского королевства (Германия) Хлудовиком, сыном Людовика Благочестивого (Фульдские анналы, год 844) четыре ветви европейского Союза (вагров, полабов, бодричей и варнов) потеряли общность, образовывая свои царства. А через два века род Рюрика (царство ободритов) и Эгильмара I (Ольденбургская ветвь вагров) поставят самых могущественных русских и англосакских царей.
Царство ободритов располагалось на востоке от подножия Ютландского полуострова со столицей Рерик и в ней крупнейшим портом региона, на южном побережье Варяжского (Балтийского) моря. С 780 года политическая целесообразность образовала союзнические отношения между царством ободритов и франками (Карл Великий) в борьбе против саксов, данов (датчан) и лютичей. А лютичи и датчане заключали союзы с саксами против ободритов. В это же время распространяются христианские миссии.

Еще с 808 года датчане стали главными врагами ободритов после нападения на Рерик датским королем Готфридом Харальдссоном (Годфридом Фризским), который за обладание балтийскими торговыми путями захватил несколько островных городов, столицу Рерик разграбил и разрушил, а плененных ремесленников и торговцев переселил в Хадебю. Готфрид повесил удельного князя Годослава (Готлиба), и через несколько месяцев королевские шпионы убили его брата верховного князя Траскона (Дражко) («Анналы королевства франков», годы: 808, 809). Ободриты были обложены данью. После смерти Дражко в течение 17 лет ободритским царством правил третий брат - князь Склаомир (Славомир). В 821 году Славомир вынужденно принял христианство. У Готлиба остались сыновья Рюрик, Сивар и Трувар, которые в 862 году стали основателями будущей Русской империи.

                ***


Биография папы Климента обнажила еще один утаиваемый семь столетий исторический и религиозный пласт Новозаветных событий, и Константин и Михаил вернулись в Рим под огромными впечатлениями. Эта миссия оказала на всю мировую историю воздействие, после которой и возник исторический проект объединения славянских народов посредством единообразного языка единой веры.

Семья Михаила (815—885) и Константина (827—869), болгарские славяне из Македонии, занимала высокие имперские посты, где-то их называют греками из-за христианизации Римской империи (во время действия мирного Договора Болгарского царства с Византией, 815г., хан Ортагон и император Лев V), или франками, потому что так назывались греки в Византийской империи, которые приняли католичество (мирный Договор с Франкской империей 830г., хан Ортагон и Людовик I Благочестивый). Сменив десятилетнюю успешную карьеру военного, старший из семи сыновей Михаил, получив в крещении имя Мефодий, начал священническую карьеру на Кипре, а в 851 году он уже был игуменом (настоятелем) в монастыре Полихрон. В агиографии его называют Мефодий Моравский или Мефодий Солунский.

Константин, самый младший (седьмой, как и библейские Соломон и Моисей), направил свое призвание сразу на церковно-политическую карьеру — сначала жреца (в христианстве иерея, чтеца) совсем недолго «у патриарха в Святой Софии», но убежал оттуда. А на «место учителя и учить философии местных жителей и пришельцев, с соответствующей должностью и оплатой, за это он взялся», потому затем служил «рукою и устами епископа» (первосвященника; см. хартофилакс), имеющим прямое отношение не только к церковной канцелярии, судебным, каноническим вопросам и архивам. Проповедовал в Моравии, Паннонии, Венеции, Риме и у «языческих» народов, и «у Азовского моря», и «у Каспийских врат Кавказских гор», и у «агарян», и у «магометян», и у славенов.

Константин принадлежал к политической и интеллектуальной византийской элите, с детства воспитывавшийся при дворе императора, имея разностороннее блестящее светское и богословское образование в Магнаврском Пандидактирионе, наравне с императорской семьей. Он выполнял роль секретаря и судьи, советника во всех церковно-государственных делах, был послом и просветителем христианского учения, ритором и дипломатом, преподавателем и философом, за что и получил прозвище «Философ». В 25 лет он уже служил послом, после преподавал философские науки в том же университете при императорском Дворце.

Македония, где родились братья (в городе Салоники), ранее входила в Великую Римскую империю, на территории которой происходили Новозаветные события.
В Салониках и его округе проживало много славян, и, как говорится в Житие пространственном (Житие Кирилла), предоставленном через несколько лет после смерти Кирилла его братом Мефодием Папе в Рим, жители города свободно говорили по-славянски. В Житие содержится важная информация, что в Византии уже в 1-ой половине IX в. неоднократно предпринимались неудачные попытки создать особое письмо для славян.


                ***


В конце IV века после разделения Римской империи Восточная империя сохранила историческую и культурную цивилизацию, приобретя название Византийской империи со столицей Константинополь — Царьград (330).
Христианство было объявлено государственной религией, а Константинополь — столицей христианской Империи.
После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний в IX веке Империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. В этот период в Византии стали расселяться арабы, наряду с готами и славянами в процессе вторжений.

«В состав обширной Византийской империи входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, острова Крит и Кипр, Малая Азия, Сирия, Палестина и Египет, части Месопотамии, Армении и Аравии. Византийские владения были и в Северном Причерноморье. Территория Империи была огромна. Природа и климат этого государства отличались большим разнообразием: жаркое и засушливое лето с теплой и дождливой зимой — в одной части Империи, холодные и снежные зимы — в другой.

Высокие горы в Греции и Малой Азии, широкие плодородные равнины в Фессалии и Фракии, тучные земли долины Нила — богата была Византийская империя. В Египте и Фракии выращивали пшеницу и ячмень. Прибрежные области Эгейского моря славились своими садами и обширными виноградниками, а Греция — оливковым маслом. В Египте выращивали лен, а в Сирии и Финикии занимались шелководством, что принесло славу Византии как производителю ценных шелковых тканей. В горных районах и в степях было развито скотоводство» (Т.Царева, Ю.Матюхина. «Великие Империи мира. У истоков цивилизации»).

Государственная монархическая форма правления наследственно оставалась Римской. Постепенно формировался феодальный принцип управления, и феодальная аристократия беспощадно и коварно дралась за восстановление римского принципа, установленного ещё Ромулом. Существенно изменилась система обороны, претерпев военные и финансовые реформы.

Географически Византия стала связующим звеном между Востоком и Западом и претендовала на мировую экспансию.
Византия отличалась высочайшим культурным устройством и образованием, оказавшими влияние на развитие стран всего мира в последующие столетия. Земли и роскошь Империи привлекали не менее могущественных соседей.
Македонская династия (Армянская, 867—1081) обеспечила Византии 150 лет процветания и могущества. В этот период совершались успешные военные походы против арабов, границы Империи вновь были раздвинуты вплоть до Евфрата и Тигра, были завоеваны Армения и Иберия.

Основную роль в экономике, политической жизни и культуре Византии выполняло греческое население на западе, а на востоке — армянское население. Государственным языком оставался греческий.

Под внешним и внутренним давлением разрушения мощи римского наследия в Византии были образованы два правящих класса, вследствие чего традиционная преемственность на трон императора утратила силу, а плебейство получило равные права на занятие высших государственных постов. Такое правление, когда императором становился необразованный бывший наёмник Михаил II Травл, конюх Василий I, меняла Михаил IV, накладывало на внутреннюю и внешнюю политику государства угрозу распада и деградации после пышного расцвета к концу VIII века.

До самого конца Империи не прекращались многочисленные мятежи и борьба за императорский трон. Армия и флот стали состоять преимущественно из наемников и потеряли былую боеспособность, несмотря на обновленное оснащение, преображая феодальное устройство и сохраняя мизерную численность военных.

Политические и религиозные факторы были направлены на упрочение власти, на этой почве образовалась идея иконоборчества (730г. император Лев III Исавр (сириец). Официально 754г. Иерейский собор по настоянию императора Константина V), неотъемлемо потянувшая за собой репрессии и кровавое ужесточение идеологического управления византийским обществом. Самыми сильнейшими в этом плане были мусульмане, православие и католики, управлять идеологией которых стремилось католическое Папство, извратившее первоначальные идеи назорейских (Иисуса Христа) догматов (первым Папой римским стал Новозаветный апостол архиепископ Петр (Симон), основавший в I в. вместе с архиепископом Павлом (Савлом) сеть римских поместных христианских приходов). По смыслу Папа олицетворяет собой крестного отца, по-гречески «патриос» — отчим, как воспитатель и глава семьи вместо биологического отца.


II. ПАПСКАЯ УЗУРПАЦИЯ


Личный героизм в выбранной религиозной миссии имел воплощение у братьев Константина и Михаила и их преданных учеников-священников в создании славянской Азбуки, благодаря которой славянским народам могло быть доступно Священное Писание и история образования новой общечеловеческой религии. Тем самым, по сути своей, организовав тайное общество священнослужителей-жрецов.

В течение 10 лет, совмещая посольские церковно-государственные дела, под покровом совершенной секретности документы были переведены на латынь и славенский язык с греческого.
Первыми доступными переводами стали Евангелия, которые согласно Азбуке, служившей ключом к прочтению, построенной по системе шифрования, и были предоставлены в законченном виде императору Василию I при двусмысленных многозначительных условиях. Эти письмена были созданы исключительно для написания священных и богослужебных культовых книг (См. Благовествование http://proza.ru/2013/02/13/1084).

После завершения в 868 году Азбуки для славянских языков события развивались стремительно.
Папа Адриан II обрел мощи Климента и провел торжественные обряды с провозглашением бывшего четвертого Папы Римского в сан Святости, утвердил проведение богослужений на славянском языке, а Константина рукоположил в архиепископа в Церкви Святого Петра в Риме по западной вере.
И не случайно почивший в 869 году Кирилл был похоронен вместе с Климентом в одной базилике, в саркофагах из самого лучшего во всей империи греческого проконнесского мрамора (в это время территории Великой Моравии).

Кирилл не мог не знать, что после передачи ключа к основному достоянию цивилизации в другие руки, бывшие хранители навсегда замолкают. Житийное повествование осторожно описало, что Константин был полон жизненных сил и творческой энергии, но в Риме через 50 дней после окончания перевода Евангелий, на сорок втором году жизни он скончался в следствие внезапно начавшегося неуказанного недуга: «постригся в святой иноческий образ и, приобщив свет к свету, нарек себе имя Кирилл. И пробыл в этом образе 50 дней...и так почил в Господе».
Надо добавить, что в своей деятельности он ранее обвинялся Папой в ереси и пережил покушение на жизнь от арабов во время своего посольства.
Продолжить дело перевода остальных книг Священного Писания он завещал брату Мефодию-Михаилу, который также неоднократно обвинялся римским Папой в инакомыслии, и был в тюремном заключении.
Вскоре прессинг Папы Римского Адриана II преследовал учение Мефодия в Нитранском епископстве в Великой Моравии.

После скоропостижной кончины Кирилла, которую он (как и его брат — свою) предвидели, под инициативой Адриана II и формальным предложением императора Василия I (что может конюх!) сразу же был созван Константинопольский Собор (869, Православная энциклопедия).
 
Римская церковь настаивала на признании этого созыва Вселенским Восьмым Собором (на Соборах утверждается общее вероисповедание). Идея созыва Собора была однозначна: запрет на трихотомию (догмат Троицы) и неподсудность Папы даже Вселенскому Собору — так называемое «первенство папы Римского». Политические амбиции между Востоком и Западом требовали перемирия и установления союза между правящими идеологиями.
Адриан II утверждал Католицизм. На первое заседание явилось не более 25 представителей поместных церквей. Председательствовали папские легаты (чрезвычайные послы).

Именно этот Собор, как политическое событие, оказал могучее влияние на следующее тысячелетие истории всего человечества: на Соборе обнажились острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами, в связи с чем второе заседание в 870 году уже состояло из 102 участников различных церквей (для сравнения — Первый Вселенский Собор 325 года собрал около 300 участников («Древо». Открытая Православная энциклопедия).

Несмотря на то, что Православие пострадало и объявило Собор незаконным, большинством голосов Собор, по указанным политическим и идеологическим соображениям, осудил и низложил патриарха Константинополя Фотия I, вместе с ним и всех поставленных Фотием епископов вопреки тому, что восточные епископы признали законность рукоположения Фотия, и удовлетворил идею созыва первого Собрания (подробности: А.П. Лебедев. «История Константинопольских соборов IX века»).
Обозначились разные пути христианской Церкви, в соответствии с историей, описанной Евангелиями: один — от Иисуса (константинопольское христово Православие), другой — от его ученика апостола Петра (Престол Святого Петра, римское католичество), трижды отрекшегося от Иисуса еще при его жизни.

Заинтересованные члены Собора (в меньшинстве из 40 подписантов) отвергли Дух и утвердили, что человек состоит только из тела и души, а не из плоти, души и духа.
Дух (как непознаваемый человеческими чувствами и ощущениями) оставили в сфере «божественного», тем самым сговорившись, что любое духовное совершенствование должно предаваться анафеме (изгнанию из среды) и подавлению, как попытка воплощения в Бога (та же аналогия примитивного упрощения в отношении греческой героизации, в которой природу выдающихся качеств личности древние греки относили к роду божественного и передающегося по наследству).
Утвержден Католицизм. Эта лукавая идеология лучше всего подходит под принцип «che tu hai in governo, divise» ( «то, чем управляешь, разделяй»), повторенным в дальнейшем итальянскими потомками, и из сиюмоментной политической целесообразности.

В качестве идеологического инструмента распространены пыточные, которые содержались за счет государственной казны. Изобретались изощренные пытательные системы и орудия. Большая часть государственных земель традиционно принадлежит духовенству. Католическая церковь (которая окончательно оформилась к 1054 году после франкийского королевского переворота и коварного предательства королевского Дома Папой Захарием в 752 году) строго централизована, имеет единый всемирный центр — Ватикан, единого главу — Папу Римского. В соответствии с католическим учением Папа является наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.

Назрел церковный раскол из-за притязания пап на подчинение их власти всех поместных церквей и в связи с отступлением их от Православия в догматических, канонических и обрядовых вопросах. После Константинопольского Вселенского (общехристианского) Собора Католическая (западная) и Православная (восточная) церкви стали развиваться самостоятельно.

Папский престол, как и императорский, раздирали смертельные схватки, вследствие чего в упорных муках родилась инквизиция, сражавшаяся с иноверцами.
В течение более века господствовала порнократия (правление шлюх в папской истории). Самым омерзительным фактом извращений и политизирования Папства был Трупный Синод, когда Папа казнил Папу: Стефан VII из феодальной семьи Гвидонов распорядился эксгумировать в 897 году разлагающийся труп Формозо Первого (облагодетельствованного в свое время на епископство Мефодием-Михаилом и поддерживающего франкский Дом Каролингов, соперничавший за Корону Священной Римской империи с Домом Гвидонов), устроив показательное вандальское судилище и принародную изуверскую казнь останков, обвинив труп в прижизненном самозванстве (см. Трупный синод. Подробно: Никитин Г.А. «Эфиопия — единственная и неповторимая»).

Прекратила папскую узурпацию и провела реорганизацию империи и Папства Македонская (армянская) династия, произрастившая в последствии ветви европейских, англосакских и русских монарших Домов.


III. СЛАВЯНСКИЙ МИР ОПРЕДЕЛЯЛ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК


Уже к IХ веку арабы завоевывали огромные границы, принадлежавшие когда-то Великой Римской империи. Мусульманский халифат стал огромным теократическим государством со столицей Багдад в течение двух веков (VII—IX), названных Золотым веком Ислама (правление Аббасидов).
Его владениями стали большая часть Закавказья, Аравийский полуостров, Ирак, Иран, Средняя Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, Синд, большая часть Пиренейского полуострова. А свои удивительные скорые победы и расцвет Халифата арабы объясняли благоволением им Бога в силу правильности их религии. Наследственными советниками халифов, как и иудеев, всегда были члены семьи жреческого сословия. И каждая религия свято следует указаниям своих пророков.

Только сплочившиеся Византия, Болгарское ханство, Франция и молодая Русь спасли Европу от мусульманского завоевания, одновременно обвиняющие в «еретичестве» религию Мухаммада, несмотря на глубокое почитание мусульманами Девы Марии и ее первородного сына Иисуса Христа (пророка Исы).

Не менее удивительными и показательными были переговоры посольств (852г.) Византии, в составе которого был Константин, и Арабского халифата на предмет веры и следования своей религии:

«Арабские послы:
Если Христос есть ваш Бог, то почему же вы не делаете того, что он велит вам? Ведь написано в Евангелии: молитесь за врагов, делайте добро ненавидящим и притесняющим вас, и бьющим вас подставляйте щёку. Вы же поступаете не так: против противников ваших вы оттачиваете оружие.

Константин:
Если в каком законе будут написаны две заповеди и даны людям для исполнения, то кто из людей будет истинный исполнитель закона: тот ли, кто исполнил одну заповедь, или тот, кто две?

Арабские послы:
Конечно, лучшим исполнителем будет тот, кто исполнил две заповеди.

Константин:
Христос бог наш повелел нам молиться за обидящих нас и благотворить им, но он также сказал, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Мы переносим обиды, если они направлены только против кого-либо в отдельности, но мы заступаемся и даже полагаем души свои, если они направлены на общество, чтобы наши братья не попали в плен, где могли бы быть совращены к богопротивным и злым делам.

Арабские послы:
Христос ваш давал дань за себя и за других. Почему же вы не исполняете этого и не желаете платить дани? Если бы вы действительно заступались друг за друга, то непременно платили бы дань за ваших братьев такому великому и сильному народу измаильтянскому.

Константин:
Если кто ходит по стопам своего учителя и желает всегда ходить,а кто-либо другой совращает его с этого пути, такой человек друг ему или враг?

Арабские послы:
Без сомнения, враг.

Константин:
Когда Христос давал дань, какое было царство: измаильтянское или римское?

Арабские послы:
римское.

Константин:
Поэтому и мы, следуя за Христом, платим дань царю, живущему в новом Риме и владеющему древним Римом. Вы же, когда ищете с нас дани, совращаете с пути христова и бываете нашими врагами».
(св. Димитрий Ростовский. «Житие святых», ХVIIв.).

В свою очередь, эта поездка углубила знания Константина о письменности жителей Согдианы в Средней Азии и разных народов Востока.
 
Отмечается, что халифату присуща наследственность восточного коварства и жестокости, кроме тяготения к наукам и искусству. В VIII—X веках Арабский халифат (сарацины) был самым крупнейшим государством в истории.

Золотой век Халифата ознаменовался войнами сразу в нескольких направлениях: против вестготов — на западе, тюрок — на востоке, и византийцев и хазар — на севере.

В этот период хазары (Каганат. На Руси традиционно называемые половцами), продвинувшись однородными с тюрками кланами с Средне-Сибирской равнины и Южной Сибири, контролировали территорию Предкавказья, Северного Причерноморья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги.

Часть правящей элиты (каганы) приняла Иудаизм. На контролируемой хазарами территории (в том числе, на родине хазар — в Дагестане) проживало большое количество еврейских общин. Каганат контролировал Тамань и зону вокруг Керченского пролива. В политической зависимости от хазар находилась часть восточнославянских племенных союзов. Позже и для сложившегося древнерусского царства хазары стали представлять несомненную опасность, расположив свои поселения по нижнему Дону и контролируя торговый путь от Волги через Киев в Баварские земли.
Прекратив свое государственное существование под силой рюриковских завоеваний к семидесятым годам X века, хазары рассеивались, меняя веру.

Соседство с византийскими владениями на Крымском полуострове приводило к участию хазар в политике Византийской империи. Были обстоятельства, что Хазарский каганат действовал в союзе с Византией, оборонявшейся в Малой Азии от арабов. Когда в 716—718 г.г. арабы осадили Константинополь, хазары вторглись в Кавказскую Албанию, оттянув на себя часть сил. Союзные отношения между двумя державами были скреплены в 732 году браком между наследником византийского престола (будущим Константином V) и дочерью кагана Вирхора принцессой Чичак (Чичаг), названной при крещении Ириной, и Византия получила контроль над крымским причерноморьем. При финансовой помощи Византии в годы правления императора Феофила и хазарского кагана-тенгрианца Уруса на берегу Дона, на торговом и военном пути между Волгой и Доном была возведна крепость Хин, хазарский Саркел (834г.), которая позже, с времен правления Дома Рюрика, превратилась в город-крепость и стала называться Белая Вежа.
 
Еще с IХ века в каганате установилось двоевластие из правящей языческой династии царственного рода и реальной военной диктатуры Булана из завоевателей.
Потомки Булана носили имена Езекия и Манассия, по аналогии с иудейскими Ветхозаветными первосвященником и царем. Союзниками хазар стали венгры, укрепив свои отношения признанием венграми суверинитета каганата.

Одновременно Древнерусское государство (варяги, династия Рюриковичей) стало выдвигать претензии на равенство и гегемонию над словенскими племенами. Этот период так же известен под Великим Переселением народов, освобождавшихся от хазарского подчинения («Повести временных лет»).

С этого времени началась история Российской империи.

Хазары были влиятельным государством с большой и хорошо обученной армией и искусной дипломатией. Крупными силами во внешней политике для каганата представлялись Византия, Арабский Халифат и набиравшая политическую мощь Русь (Rhos, росы), между которыми каганат ловко лавировал. Между тем, Византия потеряла интерес к хазарам, перекинув его на росов, которые планомерно расширяли свои владения завоеваниями (в 860 году, при царствовании Михаила III, 18 июня Рось при княжении Рюрика и Олега в очередной раз напала на Константинополь (См. ч.3 «Хроники» (Брюссельский кодекс)), в дальнейшем исторически сложив сопернические отношения инициированными Византией политическим соперничеством, называя росичей «скифским народом», или «варварами с северных берегов Черного моря» [4].

Отсюда, из глубины веков, идет и не прекращается противостояние Запада в отношении России.


IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕГЕМОНА В СЛАВЯНСКОМ МИРЕ


Через два с половиной столетия летописец-инок Нестор вывел свои записи с византийских архивов: «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим» (ПВЛ).

Со времен Карла Великого, в качестве вечной благодарности Папскому престолу за приведение к королевской власти династии Каролингов во Франкском государстве, распространился обычай при помощи военной силы обращать в христианство неримскими правителями соседствующие земли, как условие мирного договора.
Когда по Верденскому договору (843) после победы в битве при Фонтенуа франкская империя Карла Великого была разделена на три королевства между его внуками (начало образования трех крупных европейских государств — Франции, Германии, Италии), то в 844 году монарх Восточно-Франкского королевства Хлудовиг Немецкий напал на королевство ободритов, тем самым напомнив ободритам о их вассалитете в связи франкско-ободритским союзом, заключенным в 780 году.[5]

Христианизация начальной, тогда еще, Новгородской Руси произошла до времени правления Рюрика (правил 862—879), еще до раскола Церкви на Западную и Восточную, как и христианизация Великоморавского королевства под влиянием Баварии, будучи в договорных отношениях с византийским императором.

Сам же норманнский конунг Рюрик, став королем полабских славян (территории современного Мекленбурга и Гольштейн на севере Германии) после гибели в 844 году своего деда короля Гостомысла (когда Людовик Немецкий победил «рекса Гестимулуса»), и владея землями в восточной Фрисландии и островом Валхерен (рус. Влахерн), не только состоял в военно-политическом союзе с династией Каролингов, но уже был убежденным христианином. Так в франкских летописях зафиксировано, что во время Великого поста в 845 году Рюрик «вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка». Кроме того, Рюрик унаследовал от своего брата Харальда Младшего некоторые владения королевства Дания (см. «Ксантенские анналы», год 845).

Именно тогда, когда викинги осадили Париж во время Пасхи: осада Парижа 28—29 марта 845 г. стала кульминацией вторжения викингов под командованием конунга Рагнара Лодброка в Западную Францию; они разграбили и заняли город, а затем ушли, когда им заплатили выкуп в размере 7000 французских ливров — 2570 килограммов серебра и золота от императора Карла II.

Королевская резиденция Рюрика была на острове Виринген в Северном море, земли которого принадлежали католическому монашескому Ордену Святого Бенедикта в аббатстве Фульда (в Гессене), основанному в 742 или 744 годах игуменом Стурмом (Штурмом) из знатной семьи в Норике (альпийском королевстве кельтов, находившемся к югу от Дуная (в наст. время это районы центральной Австрии и части Баварии), имевшей близкие отношения с герцогами Баварии.

В связи с этим, уже в 867 году вышеуказанный Фотий в отчетном рабочем послании восточным патриархам говорит о росах, анализируя и первоначальное латинское Крещение Роси: «...даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый, так называемый, народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан... И, при этом, столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере..., что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды»
(Епископ Ф.М. Россейкин. «Первое правление Фотия, патриарха константинопольского: Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам». — Типография Св. Троицко-Сергиевой Лавры, 1915г.).

В этот же период епископами-миссионерами Кириллом и Мефодием в христианство были обращены моравские, висленские, полабские славяне.


                ***


Персидский ученый, энциклопедист, путешественник и географ Ахмад ибн Рустах (конец IX — первая треть Х в.) в «Китаб аль-А'лак ан-Нафиса» описал остров Валхерен, рассказывая о резиденции Русского каганата, что Валхерен стал резиденцией датского викинга Харальда (правил 841—842), отвоевавшего назад территории у франков, которыми франки владели после победы над фризами в битве на Борне (734), вместе со своим братом Рюриком (правил островным королевством с 842—873), и завоеванные Харальдом и Рюриком земли впоследствии стали Нидерландами (см. «Исторические Нидерланды, Нижние страны», от Дома Рюрика в 1075 году по линии Анны Ярославны (дочери Великого князя Киевского Ярослава Мудрого) в наследство достались Дому Капетингов через ее сына Филиппа I, и затем — Дому Валуа; после земли вошли в наследство герцогов Бургундских, образовавшееся по линии Марии Бургундской — к Габсбургам от ее сына Филиппа I Австрийского в 1482 году, и потерянных благодаря Французской революции в 1795 году). С Валхерена отправлялись корабли в Британию, там стоял храм богини Нехалении, покровительствующей морякам, борющимся с грозными водами Северного моря.

В франкских, каролинговских, летописях (Анналы Сен-Бертен, период 830-882) упоминается о скандинавском поселении в районе Новгорода у озера Ильмень, и что делегация русов побывала в Константинополе в 838 году и, намереваясь вернуться в Русский каганат через Балтийское море, была задержана и допрошена франкским императором Людовиком Благочестивым в Ингельхайме-на-Рейне, где они сказали, что, хотя их происхождение было шведским, они поселились в Северной Руси под правлением короля, которого они называли Сhacanus (др.скандинавск. Haakon (Хакон, или Хокон) — с таким именем известны ярлы и короли Норвегии и Швеции рода Инглингов со второй половины IX века).

В древнерусском государстве, состоявшем из княжеств, правящий клан Рюриковичи были из скандинавов, и в ряде древних источников они назывались хаканами. Рюриковичи также заключали родственные связи с правящей элитой Тюркского каганата (созвучное тюрк. каган — великий хан).
Поэтому и в скандинавском, и в тюркском значении произношение согласованное. Слово из русского лексикона исчезло после освобождения Руси от татаро-монгольского ига (XV в.).

Новгородское княжество в скандинавских сагах называется Гардарики (др.скандинавск. gard + riki — города-крепости). Известные конунги (короли) Гардарики из скандинавского рода Инглингов: Скира, его сын Радбарт (породнившийся с родом Скьёльдунгов) и внук Рандвер, построивший Старую Ладогу в качестве столицы Гардарики (Альдейгьюборг, середина VIII века), а во время правления Олега Вещего в Старой Ладоге была возведена крепость (конец IX века). Эти земли так же в качестве подарка в 1019 году по брачному договору с Великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым (швец. «Конунг Ярицлейв») получила шведская принцесса Ингигерда (при прекращении брака земли остаются в владении Рюриковичей и неотъемлемой частью Руси).

По кириллической письменности буква «оу» латинскими народами пишется «u» и произносится как «оу», и разными переводчиками по произношению письменно равно буквам «у» или «о», но в народном диалекте звук [о] также кириллическая «омега», а в южно-славянском говоре — как [в].
Таким образом народные диалекты получили к концу XI — началу XII веков смешение нормы церковно-славянского языка (кириллицы) и древне-русского извода из новгородских (северных) и южно-русских диалектов (Софийские Минеи, Стихирар, Типографский Устав, и пр.).
Так же и кириллическая «н» из-за латиноязычных диалектических особенностей произносилась [ng], из-за чего переводчики часто и много путали смысл слова, записывая звук [г] вместо буквы «н».

То же самое изменение было с кириллической «х», переписываемой как «сh», и по звуку [кх] в дальнейшем переписывается как буква «к». Кириллическая «г» в средне-русском диалекте звучит [х], в южно-русском это [y], а в средне-русском и новгородском наречии это будет [к], и также малограмотными переписчиками в ревизских сказках и летописях записывается так, как произносится или слышится.
Эти особенности грамматики ложились в ведение письменных документов в бытовой и светской жизни.
В связи с чем появилась глаголица.


                ***


После того, как в 880 году Великая Моравия стала леном Папы римского, что означало равное положение с Восточнофранкским королевством, Папа запретил литургию на старославянском языке, а папскими легатами были изгнаны и ученики Мефодия.
Это объяснялось наследственными притязаниями на территории Великой Моравии со стороны Византии, Руси, Фракии, Рима, Болгарии, между которыми Папство постоянно вело вмешательскую политику и стремилось установить собственную гегемонию. История Великой Моравии хранит сведения о нескольких византийских императорах, которые были ее выходцами.

В мировой истории Древнерусское государство сыграло решающую роль в прекращении существования Хазарского халифата на конец Х века и так же (как в свое время династия Меровингов — потомки короля Хлодиона) проводило активную политику установления собственного полноправия над Востоком и Западом (договоры Рюриковичей с Византией с 907—944 годы и династические браки русского престола с византийским, хазарским с начала брака принцессы Чичак и Константина V, и от Марии Амнийской, и всеми влиятельными европейскими).

Последний царь Хазарского каганата Иосиф («царь Тогармский» Юсуф, Х век, Дом Буланиды), который заключил династический брак с яско-аланской (осетинской) принцессой, о чем рассказано в «Джагфар тарихы», своде древнебулгарских летописей, был побежден 22-летним князем Святославом Игоревичем в 965 году, через 4 года завоеван Таманский полуостров, где основано Тмутараканское княжество. От царя Тогармского Юсуфа произошел род российских князей Юсуфовых, а сам царь Юсуф в переписке с реб. Хасдаем, главой сефардийской диаспоры, писал, что от Тогармы происходят 10 родов.
Сам хазарский царь Юсуф вел свою родословную от седьмого сына Тогармы (от Гамера (груз. Таргима), который был старшим сыном Иафета) по имени Хазариг (Хазар), в честь которого называлась его империя Хазария (Хазарский каганат).

Укрепление русской военной и политической силы из союзнических балтийских, восточно-славянских и кочевых племен сначала сухопутными набегами (Русский каганат с начала IX века, Рюриковичи и Олег Вещий), затем и мощным флотом (Киевская Русь, по названию столицы, перенесенной из Новгорода в Киев Олегом Вещим в 882 году в виду права преемственности на территории бывшей Хазарии), оказало внушительное воздействие на все в то время влиятельные государства, для одних оказавшейся серьезным врагом, для других — желаемым партнером, для третьих — просто варварами.
Религия была преимущественно языческая на исконных территориях. Христианские латиняне больше столетия использовали в своих политических целях русов против греков, иудеев и измаильтян-мусульман, и других непокорных самобытных народов.

Но правнук Рюрика Великий князь Новгородский и Киевский Владимир обозначил окончательную политику Руси крещением ее по греческому обряду в 987 году (греч. 988г.) и утвердил Церковный Устав (церковный устав Владимира I), которым раграничены дела по подведомственности между светскими и церковными судами, установлен десятинный налог в пользу церкви. С тех пор могучее государство русов стало называться Русью Православной с первым царем ее Владимиром Святославичем из рода Рюриковичей. Традиционно до сих пор таковой остается как ментальная идентичность русского (российского) народа.

Нужно сказать, что после крещения в 988 году в Керсонесе Великий князь Владимир Святославич саркофаг с мощами Святого Климента перенес в новопрестольный град Киев [6] и приказал установить его в Десятинной Церкви. Мозаичная икона святого Климента украшает основанный Владимиром Софийский собор.

В глобальной перспективе принятие Русью Православной государственной веры, выбранной по политическим мотивам — с одной стороны, и раскол Христианства (из-за раскола Римской империи) — с другой стороны, закрепили гегемонию Восточной римской империи (Византийской) через 30 лет после создания новой знаковой языковой системы (кириллицы).

Но первоначально Владимир Святославич [7] выбирал и взвешивал между перспективами собственной гегемонии:
сначала Новгородская Русь (Рюриками) приняла христианские правила отправления обрядов и власть Римского папы со всеми финансово-земельными обязательствами в 826 году, а после прозорливец Великий князь Владимир заключил договор с Константинопольской властью, в связи с чем фактически:
а) гегемоном стала Византийская империя, а Рим остался городом-государством;
б) между Папством и Патриархией на тысячелетие растянулись войны;
в) Росичи не только столетиями занимали византийский трон, но и создали свою мощную монархическую Российскую империю, отвоевав все прежние границы Великой Римской империи (и потеряли ее через 1000 лет опять же благодаря аналогичному религиозному противоборству, которое управляется политикой).

Роль Кирилла, как гражданина и весомого политика Византийской империи, отмечена в истории значительной дипломатической миссией с славянами, хазарами и арабами, переплетенной тонкими политическими играми и идеологическим манипулированием. Несомненно, что братьям доступно было провидение и способность грамотно прогнозировать события, в связи с чем переведенные Священные Писания и Евангелия (Благовествования) продолжают выполнять роль зашифрованных посланий потомкам.

                ***


Имеются разночтения по истории происхождения кириллицы и глаголицы. Если создание кириллицы имеет точную дату создания (863-868гг), то глаголицы появление указывают либо позже кириллической Азбуки на 30 лет согласно самому древнему сохранившемуся артефакту, либо «примерно».
 
Есть принципиальное различие в обеих азбуках по мотивациям: глаголическая создана для богослужебных чтений — глаголов, пения. А кириллица имела целью зашифровать информацию исключительно Евангелий, предназначенных передать состав учения Иисуса Христа и важные исторические события. Причины такого героического шага Кирилла — идеолого-политическая обстановка в мире и одиозное влияние трех сильнейших конфессий. Ведь воевали уже не государи, а религии.


                Май 2012г.

При распространении материала не забудьте указать адрес данной страницы.

[1] Котова Г.Г. при транскрипции русскими буквами и транслитерации части финикийского «Текста Ахирама» продемонстрировала речевой текст:
1. МОЙ ЛОБ ТЕБЕ ХОЗУУ, ЕН БАКИТ: «МЕНЯ БАХЕ, КОЛУТ, ЛОБ
ПУУЛКО ЛОМЯТ МНЕ». РЮХАЕТ, КАК НАБАТ. ЛОБ ХЛОП И НЕ РЕКА,
2. НИ, НИ БАКИТ. ЛАПУУ, ЛЕБЕЗЯ. УЛОЖЕН. ХЕНЬКАЙ, ХИМИ. КАМУХА МЕНЯ ХИБАЕТ, НУХАЮ, МУЛЮ: «МАБУДЬ УЛОМИТЬ ЛАКУ».
3. ЛЕБЕЗЯ, ПАПОЛЗУ И РАЗАХАЮ ХМУРО. КЕУ, ЛЕБЕЗИТЬ ЛАПАМИ ХАРЕ. ХАРЕ БАХАТЬ. ХУХНУ: «ЕН УЛОМЛЕН». КЕХУ И УПАХЕ ЕХ. ЕТИ
ПИСЬМА БОХУ ПХАЮ. «ХУХНЕ ХУХ», - http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02111134.htm

[2] Дональд Харден. «Финикийцы: Основатели Карфагена». 2004. ISBN:5-9524-1418-4

[3] Грот в Азовском море, где обретены мощи Климента, находится в с-з части мыса Зюк (север Керченского п-ова, древнее наз. Зенонов Керсонес), в то время  владения Боспорского царства, цари которого с I в. до н.э. (от Фарнака II) служили Риму. А в 14 году с Аспурга (Савроматы) — сына царицы Динамии, дочери Фарнака II, император Тиберий закрепил титул царя и звание «друг цезаря», римское гражданство с правом передачи его по наследству и новое династическое имя Тибериев Юлиев. В состав Византии царство вошло в VI веке, а род Савроматов пресекся (в наст. вр. территория Ленинского района Республики Крым).
   
Папа римский Климент (Климент Римский) — третий папа после апостола Петра, по Евсевию Кесарийскому в «Церковной истории» (ок.324г.), втечение 9 лет с 92 по 101 гг по Р. X. (с 88 по 97 гг н.э.), «соработника» апостола епископа Павла, последним единожды упоминается в послании к Филиппийцам (Флп. 4:3). Полное имя Titus Flavius T. f. T. n. Clemens, род Флавии, консул с января по апрель 95 года на службе у своего двоюродного брата императора Домициана. В свое время Руфин Аквилейский (ок. 345—410), обвиненный папой Анастасием I в ереси, имея книгу Евсевия «Церковная история», добавил, что «Климент, сосланный при императоре Траяне за имя Христово в Херсонес Таврический, проповедью и чудесами обратил многих язычников ко Христу и за то по повелению императора был брошен в море с камнем на шее».
То же повторил папа римский Зосима в V веке. Часть мощей Климента была похоронена в базилике в Керсонесе Таврическом (ю-з побережье Крыма), возможно именно ее развалины найдены в 1851 году неким лейтенантом Шемякиным (№ 23 базилика Уварова), а часть мощей покоится в Риме в Базилике св. Климента, построенной там, где раньше был его дом.
Сохранилось подлинное письмо Климента на греческом языке, адресованное к Коринфской церкви (Первое послание Климента, до 70г.), которое коптская церковь вместе с папирусной рукописью Евангелия от Иоанна (Папирус 6, IV в.) считает канонической книгой Нового Завета. В состоянии разложения римской церкви это письмо имело сверх-важное значение. В нем Климент на беспорядки в коринфской епархии призывает восстановить «епископов и дьяконов», назначенных апостолами, и восстановить назначенный ими порядок служения, призывая самим «взять в руки послание блаженного апостола Павла» и «запомнить слова Иисуса», ссылаясь на авторитетные источники. Периодически это письмо зачитывалось в церквях Коринфа, как Священное Писание, втечение трех веков эта традиция перешла на многие церкви. И это стало поводом, что Первое послание Климента включено в Александрийский кодекс (V в.) и в греческий Codex Hierosolymitanus (1056г.). 
На протяжении тысячелетий Коринф считается городом Семи мудрецов. Римляне разрушили Коринф в 146 году до н.э., а через 100 лет построили на его месте новый город. Во времена апостолов Коринф был столицей провинции Греция в Римской империи.
Собраны сборники (Клементины: в греческом оригинале Clementine Homilies (H) и в латинском переводе Clementine Recognitions (R)) из писем, наставлений, признаний, проповедей и откровений Климента. В них зафиксированы беседы, встречи и путешествия с участием апостолов Петра, Павла, Варнавы, брата Иисуса Иакова (Иаков Справедливый, епископ Иерусалимский), Симона Волхва, сборщика налогов Закхея, и др.. Некоторые работы из Сборников имеются на армянском, арабском, славянском языках. Из Климентин ясно представляется история развития христианства во времена апостолов, устройство церквей, догматы и вопросы религиозного аскетизма, а также основание древних гностических и философских учений, не противоречащих Ветхозаветным писаниям (напр. каиниты, сетианцы, наассены, офиты).
Вероятно во время этой миссии Кирилла и Мефодия был основан, или уже действовал, византийский, пещерный монастырь на плато крепости Каламиты (VI в.) до захвата турками в 1475 году (Османская империя), (ныне православный, называемый Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь). Источник Святого Климента, который, по преданию, им был открыт во время ссылки в каменоломни, находится на дне Инкерманского карьера. 
В 1720 году в Замоскворечье при царе Михаиле Федоровиче стала возводиться православная Церковь Святого Климента, официальные налоги на которую стали собираться с 1640-го года, а достроена при императрице Екатерине II в 1769 году.    

[4] варвары - войска, состоящие из наемников, не имеющие национальной идентичности; варвар - иностранец, состоящий на военной службе по контракту. В античные времена так называли СКИФОВ.

[5] В Анналах Ксантена (год 844) записано: «король Людовик выступил с войском против вендов (вендами франки называли ободритов). …И там погиб один из их королей по имени Гостимусл (рус. — Гостомысл), остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и Карл собрались в Диденхофене и, после совещания, расстались в мире (с 843 по 855 гг. трое Каролингов, преемников Карла Великого и Людовика Благочестивого, поддерживали союзнические отношения. Они встречались в Диденхофене в октябре 844 г., в Мерсене в феврале 847 г. и в мае 851 г.)

[6] Эпитет «Киевская Русь» впервые появился только в середине XIX века, его присвоил уроженец Полтавской губернии историк, фольклорист, филолог и ректор  Императорского Киевского университета Максимович Михаил Александрович (1804—1873) для обозначения историко-географических параметров, равно как в определениях: «Новгородская Русь», «Суздальская Русь», «Червоная Русь», «Белая Русь», «Московская Русь», «Великая Русь», «Малая Русь».
Прежде чем перенести великокняжеский престол в Киев после победы Олега Вещего над хазарами, для Рюриковичей Киев служил укрепленным пунктом для сбора дани для лейданга на пути к трем морям, на скандинавский манер называемый Сарматас. Когда еще не было Киева, на начало 1 века эти территории многие столетия принадлежали СКИФИИ.
Лейданг — leidang (норвежское)— система организации патрулирования и охраны границ прибрежными морскими флотами с союзниками (межклановые родовые связи).
В исландских сагах и скальдических поэмах говорится о функционировании такой военно-морской системы и избрании Морских королей в IX веке против датчан при королях Ательстане (Англия), Хоконе I Добром  (Хааконе, Норвегия, отступнике, принявшем христианство, но и соблюдавшем языческие обряды), вдова которого королева Астрид скрывалась с малолетним наследником Олафом от убившего ее мужа сводного брата наследника и претендента на наследственный трон Харальда II. Королева Астрид с принцем Олафом после плена в Эстонии нашли защиту в России, у короля Гардарики, князя Новгородского и Киевского Владимира Великого, который контролировал свою часть Балтийского моря и прибрежные территории, и у которого брат Астрид, Сигурд Эйриксон, находился на службе, и при сборе налогов в Эстонии для короля Владимира нашел Олафа и привез его ко двору в Новгороде, где он повзрослев служил Владимиру долгие годы, совершая набеги на вассальные шведские острова (Сага об Олафе Трюгвасоне), став королем вендов и Норвегии, также участвовал в военном союзе, в котором он оказывал услуги Оттону II , по установившейся традиции у императоров Священной Римской империи, в насильственном обращении в христианство побежденных язычников, включая казни и пытки тех, кто отказывался.
В  нынешней «История российская — митрополичий период (988—1589)» современного профессора богословия Марку Антониоса (2009) в Синаксарии церкви обозначаются годы 860—1240 как период, названный «Гегемония Киева», в котором, как Антониос считает, до 969 года была «Дохристианская Русь и ее христианство» от года крещения и смерти равноапостольной княгини Ольги (Исапостолос Олга, на древнескандинавском Хельга, в крещении Елена (ок. 890/925 — 969)), о чем в  известных древнерусских источниках об этой дате никаких сведений не имеется.
Но в любом случае принятие христианства послужило официальной датой закрепления юридического права на заключение династических браков с византийскими монархами.
 После смерти князя Игоря Киевского в 945 году вдова княгиня Ольга выполняет обязанности регента, пока княжичу Святославу не исполнится 17 лет. В ПВЛ под годом 6360 от с.м. содержатся сведения, что Святослав I Игоревич княжил 28 лет (ок. 942 — весна 972, убит печенежским князем Курей, «взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него», ПВЛ, 972). И хоть и был князем киевским, но свою резиденцию перенес в Переяславец на Дунае после победы над Болгарским царством в 969 году, объясняя уже больной престарелой матери княгине Ольге решение тем, что «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей (центр государства), яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве розноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, мед и челяд» (ПВЛ, 969г.). Официально титул записан в русско-византийских отношениях с 945 года (Константин VII и Игорь I Киевский). Тогда византийцы не стали вступать в войну, а от своей стороны предложили Руси дань и торговые привилегии.

Через три дня 11 июля 969г. кн. Ольга умерла, а в августе Святослав Игоревич разделил свои земли, своих сыновей Ярополка и Олега назначил князьями Киева и Дрелинии (древлянский князь Олег), в то время как еще незрелого младшего Владимира поставил князем Новгорода (уличи и древляне были данниками Руси). 
 
В Киеве около 1028 года в правление великого князя Ярослава Мудрого образовался третий удел Девы Марии из четырех, который был дан ей в вечное пользование по жребию, метавшемуся апостолами после Вознесения Господа Иисуса Христа. В честь  Жребия построена великая Киево-Печерская лавра.

[7] Владимир Святославич (ок. 960 — 15 июля 1015), скандинавское имя по варяжскому роду Рюриковичей Вальдамарр, славянизировано до Володимир (Володимеръ), в значении «Тот, кто правит миром», в крещении Василий — князь Новгорода с 970г. и Великий князь Киевский с 980г. до своей смерти в 1015г. В год примерного рождения Владимира Великого родились также претенденты на императорский престол: Василий II Болгаробойца, Константин VIII, будущий болгарский царь Самуил, норвежский принц Эйрик Хаконссон, Оттон II Рыжий, Либицкий княжич Войтех (будущий епископ Праги Адальберт).
 
После крещения Руси в православие в Киеве и установления там митрополии Константинопольского патриархата в 988 году (первый киевский митрополит Феоктилат), образованы епископство Новгородское (ум. от Иоакима, 990г.), Ростовское (ум. от Феодора, 991г.), Владимирское Волынское (ум. от Стефана I, 992г.). 
Считается, что «Ярополк принял крещение от епископа Бруно Кверфуртского, который был послан в Россию и преуспел в обращении местного короля (одного из трех братьев, правивших страной) в христианство» (Хроники монаха Адемара де Шабанна), для помазания на Царство до запланированной женитьбы на Рогнеде (норвежское имя Рагнхильд, слав. Горислава, в крещении Анастасия, ок.960—1001), дочери Полоцкого князя Рогволода (норвежское имя Рагнвальд), по латинскому обряду — таким образом церковь охраняла престол от узурпаторов, как и в 955 году (см. ПВЛ) в христианство обратилась княгиня Ольга, в греческом исчислении это событие указывается в 957 году в гл.15 кн.2 сборника «О церемониях византийского двора» для императора Константина VII Багрянородного (ум. в 959г.). А в 958 и в 959 г.г. княгиня Ольга отправляла послов во Франкфурт-на-Майне к королю Германии Оттону I, который в это время укреплял свою власть в Италии, с просьбой прислать епископа и учителей для своего народа. Благодаря чему кн. Ольга поспособствовала тому, что в 962 году папа Иоанн XII за распространение своей власти на Русь короновал Оттона I императором Священной Римской Империи, как защитника Римско-католической церкви с принесением клятвы, а Русь заручилась поддержкой Саксонского Дома и стала ближе к византийскому трону.    

Уже не было в живых родителей, когда в 977 году Ярополк победил брата Олега, а варяги укрыли Владимира от той же участи, то Ярополк назначил себя единовластным правителем Руси, простиравшейся благодаря прежним достижениям династии от Волги до Дуная и Балтийского моря. Но уже скоро Ярополк был казнен за содеянное братоубийство младшим братом князем Владимиром (ПВЛ, год 980). У Ярополка жена-«гречанка» была беременна Святополком. Владимир завоевал Полоцкое княжество, а не сдержавшего обещание выдать замуж Рогнеду за киевского князя, которым после смерти Ярополка стал Владимир, Рогволода с семьей казнили по обычаю нарушения клятвы, а Рогнеда была принуждена к браку, от которой у Владимира родилось пятеро детей, старший из которых Изяслав (не ранее 981г., т.к. и венчание родителей было весной в 980г.), потом Мстислав, Ярослав, Всеволод, и две дочери. Также по скандинавскому обычаю взял себе в жены овдовевшую после смерти Ярополка «гречанку» (левират — древний обычай у многих народов).
К этому времени Полоцк становился доминирующим центром власти для западных славян и управляющим вассальными прибалтами, а уже с 992 года кн. Владимир позволил в Полоцке официальное утверждение епископской кафедры от Вселенского Патриархата Константинополя (Константинопольская православная церковь), см. правило 4  Вселенского I Собора (325г.). В связи с чем Владимир Великий имеет прозвание «Креститель».
Уже сын Владимира Великого Ярослав Мудрый (не ранее 983 — ум. 1054) эксгумировал кости Ярополка, окрестил по православному обряду и предал земле в Десятинной церкви.   

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 «1766 - 1808. Мцхет. По запискам С. А. Тучкова» — http://proza.ru/2018/12/26/791

 «Достоверность и обоснованность Библии» — http://proza.ru/avtor/warwara1&book=2#2

 КНИГИ:
 
 1. «Раскол. Сети ловцов для России» — http://proza.ru/2013/02/03/2094
 2. «Зачем Бог создал человеков, и что не так с грехом» — http://proza.ru/2020/01/08/1930

 ИСТОРИЯ В ДОКУМЕНТАХ - http://proza.ru/avtor/warwara1&book=7#7
 
 

@