Потопление германского флота 21 июня 1919года.
Германия подписала перемирие с союзниками 11 ноября 1918 года. Среди статей документа были следующие:
XXII. Сдача союзникам и США всех существующих подводных лодок (включая подводные крейсеры и заградители) с полным вооружением и снаряжением в портах, указанных союзниками и США.
XXIП. Германские надводные военные корабли, указанные союзниками и США, будут разоружены, а затем интернированы в нейтральных портах, а в случае, если таких подходящих портов не окажется, то в союзных тех, указанных союзниками и США; они будут находиться в этих портах под наблюдением союзников и США, причем на кораблях останутся лишь команды, необходимые для несения караульной службы.
Интернированию подлежат:
6 линейных крейсеров,
10 линейных кораблей,
8 легких крейсеров, включая 2 заградителя,
50 наиболее современных эскадренных миноносцев.
Все остальные надводные военные корабли (включая речные) должны сосредоточиться в германских базах по указанию союзников и США, окончить кампанию, полностью разоружиться и поступить под наблюдение союз¬ников и США. Все вспомогательные военные корабли разоружаются.
XXVI. Существующие условия блокад, установленные союзниками и объединившимися державами, остаются в силе, и все обнаруженные в море германские суда по-прежнему подлежат захвату.
XXIX. Все порты Черного моря эвакуируются Германией; все русские военные корабли, захваченные Германией в Черном море, передаются союзникам и США...
XXXI. Запрещается уничтожение кораблей или материалов до эвакуации, сдачи или возвращения.
………
Англичанин Вильсон Xерберт в своей капитальной монографии «Линкоры в бою 1914-1918г.г.» вспоминает об этом событии так:
«Восстание в германском флоте в конце октября 1918 г. помешало Германии дать решительное сражение британско-американскому флоту в Северном море.
По условиям перемирия, вошедшего в силу 11 ноября 1918 г., Германия обязана была в 14 дней сдать все подводные лодки и направить в нейтральные или союзные порты для интернирования: 6 линейных крейсеров, 10 линейных кораблей, 8 легких крейсеров и 50 новейших эскадренных миноносцев.
21 ноября германский флот под командой в.-адм. фон Рейтера прибыл к Росайту, где был встречен всем Гранд Флитом в составе 260 вымпелов (включая 6-ю эскадру линейных кораблей США и небольшой французский отряд) под командой Битти, который таким образом провел свою последнюю операцию в этой войне. Сдававшаяся эскадра состояла из 14 больших кораблей (5 линейных крейсеров и 9 линейных кораблей), 7 легких крейсеров и 49 эскадренных миноносцев, к которым позже присоединилось еще 2 линейных корабля, 1 легкий крейсер и 1 эскадренный миноносец. Эскадра была введена в Росайт, где с заходом солнца германский флаг был спущен по сигналу Битти...
Германские корабли были затем переведены в Скапа Флоу, где для исправного содержания на них были оставлены партии германских моряков. По условиям перемирия англичане не имели права вводить на корабли своих людей и вмешиваться в их внутренний распорядок. 21 июня 1919 г. большая часть этих кораблей была потоплена своими командами по приказанию адм. Рейтера...
Флот был затоплен во избежание окончательной сдачи, входившей в число условий мира; акт потопления был явным нарушением международного права и повлек за собой предъявление к Германии требований о добавочных репарациях. Среди германских команд были некоторые потери (по данным Рейтера — 4 убитых и 8 раненых), так как они были обстреляны англичанами за неподчинение распоряжениям...
В пустынных водах Скапа Флоу и до сих пор лежат ржавеющие остовы большинства кораблей некогда славного флота».
Представляете, КАКУЮ дисциплину и организованность должны были иметь команды уже капитулировавшего германского флота, чтобы совершить такое, невиданное в истории, массовое самозатопление боевых кораблей?!
Условия, в которых там пребывали небольшие немецкие экипажи, были очень суровыми. Британское командование запретило всякое перемещение личного состава с корабля на корабль, не говоря уже о посещении берега. Однообразие службы отягощалось и почти несъедобной пищей, доставлявшейся согласно договору из Германии, и прибывавшей в испорченном виде. Когда немцы раскладывали полученную провизию для просушки, командам находившихся поблизости английских сторожевых судов приходилось затыкать нос.
Корабельные радиостанции англичане давно конфисковали.
Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию. Сделано это было, чтобы очистить экипажи от революционных элементов.
На кораблях остался минимум людей, преимущественно добровольцев. Опасаясь, что при любом исходе мирных переговоров его флот неизбежно достанется англичанам, адмирал фон Рейтер решился на рискованный шаг, решив одновременно затопить все корабли.
“Гибель лучше плена” — так адмирал обосновал свои действия.
«Немыслимо было сдать беззащитные корабли врагу. Мы, офицеры, поклялись всем святым уничтожить их», — писал он позднее.
Ещё 17 июня фон Рейтер выпустил приказ, предписывающий произвести затопление прежде чем истечет срок перемирия, так как опасался вмешательства английских абордажных партий.
Свои секретные приказы немцы передавали с корабля на корабль на английском пароходике, развозившем почту.
Показательно, что среди немецких моряков не нашлось НИ ОДНОГО труса, или предателя, и утечки информации англичанам допущено не было.
В 10.30 фон Рейтер поднял сигнал: «Параграф 11. Подтверждаю». Это был условный сигнал начать затопление .
Германские корабли снова подняли имперские военно-морские флаги, в нарушение запрета английского адмирала Битти.
Немцам надо отдать должное: подготовку акции они провели отлично. Моряки открывали кингстоны, кувалдами разбивали трубопроводы, клапаны и вентили.
(Например, линкор «Фридрих дер Гроссе» затонул через 50 минут после того, как фон Рейтер отдал свой приказ).
Прошло некоторое время, прежде чем англичане сумели сообразить, что германские корабли начинают садиться кто носом, кто кормой, или имеют ненормальный крен на борт. Неподвижным оставался только флагманский крейсер «Эмден». Фон Рейтер опасался, что британский дрифтер, успеет поднять тревогу, и будут приняты ответные меры.
В результате, британский адмирал получил предупреждение только после полудня, к тому времени, когда большая часть германских кораблей уже глубоко сидела в воде или имела крен на грани опрокидывания.
Англичане спохватились слишком поздно. Их сторожевые суда приблизились к агонизирующим германским кораблям и открыли огонь, требуя от экипажей закрыть кингстоны. Англичане обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами.
Но тщетно... Немцы подготовились с характерной для них основательностью. Один из английских офицеров вспоминал: «Мы никак не могли добиться от немецкого экипажа, чтобы нам показали открытые кингстоны. Нетрудно вообразить, каково было спускаться в трюмы незнакомого корабля со множеством отсеков, как на всех германских кораблях, не имея ничего, кроме факела в руке, и зная, что корабль тонет и в любой момент может пойти к дну».
Англичанами, были спасены только линкор «Баден», легкие крейсера «Эмден», «Франкфурт», «Нюрнберг» и половина миноносцев. Все остальные корабли к 16.00 затонули. За один день на дно пошли боевые корабли общим водоизмещением более 400 000 тонн.
В течение этих часов были затоплены: 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 миноносца.
По немецким данным, девять их моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках, еще 22 человека были ранены. Они стали последними жертвами Первой мировой войны...
Собственными, сохранившими честь и дисциплину экипажами, в Скапа Флоу был затоплен второй по силе флот мира.
После возвращения из плена контр-адмирал фон Рейтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.
Судьба германских кораблей, находившихся в Скапа Флоу
Линейные крейсера
Seydlitz Затонул 13.50 Поднят Ноябрь 1929
Moltke Затонул 13.10 Поднят Июнь1927
Von der Tann Затонул 14.15 Поднят Декабрь 1930
Derflinger Затонул 14.45 Поднят Август 1939
Hindenburg Затонул 17.00 Поднят Июль1930
Линкоры
Kaiser Затонул 13. 15 Поднят Март 1929
Prinzregent Luitpold Затонул 13.15 Поднят Март 1929
Kaiserin Затонул 14.00 Поднят Май 1936
Koenig Albert Затонул 12.54 Поднят Июль 1935
Friedrich der Grosse Затонул 12.16 Поднят 1937
Koenig Затонул 14.00 He поднят
Grosser Kurfurst Затонул 13.30 Поднят Апрель 1933
Kronprinz Wihelm Затонул 13.15 Не поднят
Markgraf Затонул 16.45 Не поднят
Baden Выведен на мель Передан Англии
Bayern Затонул 14.30 Поднят Сентябрь 1933
Легкие крейсера
Bremse Затонул 14.30 Поднят Ноябрь 1929
Brummer Затонул 13.05 Не поднят
Dresden Затонул 13.50 Не поднят
Coln Затонул 13.50 Не поднят
Karlsruhe Затонул 15.50 Не поднят
Nurnberg Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1922
Emden Выведен на мель Передан Франции, разобран 1926
Frankfurt Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
Эсминцы
S-32 Затонул Поднят Июнь 1925
S-36 Затонул Поднят Апрель 1925
G-38 Затонул Поднят Сентябрь 1924
G-39 Затонул Поднят Июль 1925
G-40 Затонул Поднят Июль 1925
V-43 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
V-44 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-45 Затонул Поднят 1922
V-46 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1924
S-49 Затонул Поднят Декабрь 1924
S-50 Затонул Поднят Октябрь 1924
S-51 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
S-52 Затонул Поднят Октябрь 1924
S-53 Затонул Поднят Август 1924
S-54 Затонул Поднят Сентябрь 1921
S-55 Затонул Поднят Август 1924
S-56 Затонул Поднят Июнь 1925
S-60 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
S-65 Затонул Поднят Май 1922
V-70 Затонул Поднят Август 1924
V-73 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-78 Затонул Поднят Сентябрь 1925
V-80 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
V-81 Выведен на мель Затонул по пути на разборку
V-82 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-83 Затонул Поднят 1923
G-86 Затонул Поднят Июль 1925
G-89 Затонул Поднят Декабрь 1922
G-91 Затонул Поднят Сентябрь 1924
G-92 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
G-101 Затонул Поднят Апрель 1926
G-102 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
G-103 Затонул Поднят Сентябрь 1925
G-104 Затонул Поднят Апрель 1926
В-109 Затонул Поднят Март 1926
В-110 Затонул Поднят Декабрь 1925
В-111 Затонул Поднят Март 1926
В-112 Затонул Поднят Февраль 1926
V-125 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-126 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1925
V-127 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
V-128 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-129 Затонул Поднят Август 1925
S-131 Затонул Поднят Август 1924
S-132 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
S-136 Затонул Поднят Апрель 1925
S-137 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
S-138 Затонул Поднят Май 1925
Н-145 Затонул Поднят Март 1925
V-100 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1921
Вот ТАК отстояли честь своего флага и флота немецкие моряки в 1919 году.
Уже после капитуляции Германии, отречения кайзера и развала их империи, они смогли сохранить дисциплину, национальную сплочённость и умение чётко выполнять приказы в самых тяжёлых условиях.
Именно этих качеств, к сожалению, нередко и не хватало нашим командам...
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/05/26/545