Деревенская мозаика 12 Любовь к отеческим гробам

Лариса Калюжная
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ

 Самое святое место в деревне – кладбище. Самый святой день – Троицкая родительская суббота. Традиции и обычаи православной старины почти не сохранились в наших местах (ну разве что яйца красят на Пасху), осталось только особое, трогательное отношение «к отеческим гробам». Даже Пасха, которую, конечно, чтут, не сравнится с тем, что происходит в этот день. На кладбище собирается вся деревня, да втрое больше родичей приезжает из ближних и дальних мест. Поминают близких, как умеют: самая лучшая еда, вино, водка. Все в изобилии. Заходят на соседние могилки, зазывают к себе, люди-то добрые, хлебосольные, простые… В этот день можно увидеться и поговорить со знакомыми, которых не встретишь ни при каких других обстоятельствах.
 Как-то раз я пришла накануне Троицкой родительской субботы на кладбище привести в порядок могилу отца и увидела местную жительницу, которая усердно пропалывала траву в соседней оградке. Я удивилась: никакого родства с людьми, покоившимися здесь, у нее не было.
 - Таня, почему вы убираете эти могилы, ведь вы даже не знали людей, которые тут похоронены!
 Она в свою очередь удивилась моему вопросу:
 - Как же я могу забросить могилы людей, в чьем доме я теперь живу! У них здесь не осталось никого, кроме меня.

(См. продолжение: http://www.proza.ru/2012/05/22/12)