Комаровские пенаты. Северная муза

Людмила Криворуцкая
   Посвящается А.А.АХМАТОВОЙ.

       Обитель муз - возвышенность творений,
       Святилище пронизывает дух,
       Натянутой струны его горений,
       И отражает их гармоний сладкий звук.

       И в той симфонии создателей поэтов
       определяющих вершины их любви,
       Мелодия оборванных моментов,
       Соединяющих глубины их молитв.

       Здесь всё обьято духом покаянья,
       Тоскующих,мерцающих планет,
       И страстность Музы Севера страданья,
       Хранит столетье неземной секрет.

       И в хвои листьев - запахом настоя,
       И в соснах, уходящих в немоту,
       И в стонах моря слышен звук гобоя.
       Зовущих окунуться в глубину.

       Всё есть - но призрачно и зыбко,
       Мгновенной радости Немысленный полёт,
       Великое Всегда Стоит Так Близко,
       Что трудно угадать его Приход.              1978год. Комарово. Криворуцкая Люда

 Комаровские пенаты - обитель муз,где возникла группа, похожая на пушкинскую"плеяду". Их было четверо:Рейн,Найман,Бобышев и Бродский. То есть примерно то же число лиц:признанный глава, признанный ленивец, признанный остроумец. По мнению Иосифа Бродского, Рейн был Пушкиным, Дельвигом был Бобышев, Найман,с его едким остроумием, был Вяземский.   Себя Бродский,со своей меланхолией,считал Баратынским. Анна Андреевна Ахматова  называла их - "волшебный хор"   . Именно этот "Волшебный хор"  и дал толчок тому, что происходит в российской поэзии сегодня.  Ахматова считала, что происходит возрождение русской поэзии, что имеет место как бы второй Серебряный век. Она принимала поэтов в своей знаменитой зелёной будке в Комарове, встречалась с ними в Ленинграде и Москве.
Близкие знакомые называли её"королева-бродяга", и действительно в её облике - особенно когда она вставала вам навстречу посреди чьей-нибудь квартиры - было нечто от странствующей, бесприютной государыни. Примерно четыре раза в год она меняла место жительства:Москва,Ленинград,Комарово. Вакуум, несуществующей семьи,заполнялся друзьями и знакомыми, которые заботились о ней, опекали её.  Невольным образом вокруг неё всегда возникало некое поле, в которое не было доступа дряни. И принадлежность к этому полю, к этому кругу на многие годы вперёд определила характер, поведение, отношение к жизни многих - почти всех его обитателей.  После смерти Анны Андреевны Ахматовой ( 9 марта 1966 года) Комаровское кладбище становится достопримечательностью и местом "паломничества",его называют "ахматовским".
Из воспоминаний  Иосифа Бродского:"  На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от неё исходивших.   Мы не за похвалой к ней шли, не за литературным призванием или там за одобрением наших опусов. Мы шли к ней, потому что она наши души приводила в движение, потому что в её присутствии ты как бы отказывался от себя.  Конечно же мы толковали о литературе, конечно же мы сплетничали, конечно же мы бегали за водкой, слушали Моцарта и смеялись над правительством. Но, оглядываясь назад, я слышу и вижу не это, в моём сознании всплываюет одна строчка из того самого"Шиповника":"Ты не знаешь, что тебе простили..." Она, эта строчка, не столько вырывается из , сколько отрывается от контекста, потому что это сказано именно голосом души- ибо прощающий всегда больше самой обиды и того, кто обиду причиняет. Ибо строка эта, адресованная человеку, на самом деле адресована всему миру, она - ответ души на существование.  Примерно этому - а не навыкам стихосложения. - у неё учились.
  Когда Арсений Тарковский начал свою надгробную речь словами "С уходом Ахматовой кончилось..." - все во мне воспротивилось: ничто не кончилось, ничто не могло и не может кончиться, пока существуем мы,"Волшебный " мы хор или не "волшебный". Не потому. что мы стихи её помним или сами пишем, а потому, что она стала частью нас, частью наших душ, если угодно. Я бы ещё прибавил, что не слишком -то вера в существование того света и вечной жизни, я тем не менее часто оказываюсь во власти ощущения, будто она следит откуда-то извне за нами, наблюдает как-бы свыше как это она и делала при жизни. Не столько наблюдает, сколько хранит.
Анатолий Генрихович с присущим ему остроумием и иронией делился воспоминаниями на импровизированной сцене с людьми, собравшимися почтить память Анны Ахматовой на территории литфондовских дач перед знаменитой"будкой". Шёл дождь, гремел гром, сверкала молния. Все раскрыли зонтики и только Найман стоял с непокрытой головой перед микрофоном и продолжал вспоминать минувшие дни.   В этом было что-то нереальное: магия слова и природы завораживала ,и действительно создавалось впечатление , что Анна Андреевна наблюдает за нами, она рядом. она с нами. Это ощущение ещё больше усилилось после того,как Василий Аксёнов описал своё первое знакомство с Ахматовой; на этом же месте, в сумерках, при свете костра танцует цыганский танец жена Баталова и появляется Анна Андреевна..."    Так был отмечен день рождения  117-я годовщина Анны Андреевны Ахматовой. Стихотворение Ахматовой, написанное в последние годы жизни в Комарово:
                Угощу под заветнейшим клёном
                Я беседой тебя не простой,
                Тишиною с серебряным звоном
                И колодезной чистой водой -
                И не надо страдальческим стоном
                Отвечать...Я согласна,- постой,-
                В этом сумраке тёмно-зелёном
                Был предчувствий таинственный зной.
                1961.  Комарово