Когда отцветают звёзды. Лирика Анны Гедымин

Александр Карпенко
Негромкий, но пронзительный голос Анны Гедымин завораживает читателя не сразу. Признаюсь честно: мне импонирует, когда автор – не постмодернист. Обычно это означает доминанту судьбы над вымышленым в угоду рифме и метру миром. Хорошо, когда у писателя есть судьба. Ведь поэзия – это судьба, положенная на музыку слов. Вкрадчивая, но убедительная интеллигентность придаёт поэзии Анны Гедымин своеобразный шарм. И ещё в её стихах подкупает точность: ничего лишнего. Точность, которую способна посрамить разве что такая же точность, только высказанная другими словами. А ещё у Гедыминовской точности есть тонкость, опасно близкая к афористичности. Как хорошо сказала она о перелётных птицах: «Родины захотелось…». Или, например, вот это: «Россия устала быть главною жертвой своих же великих побед».

У Анны Гедымин, помимо простоты выражения, есть ещё много стилистических достоинств: ярко выраженная авторская интонация, чёткая динамика стихотворений, выверенность, как на ладони, каждого слова… Её переживания близки и понятны многим людям. Например, какая мать-одиночка не сокрушалась, узнавая в своём ребёнке уменьшенную копию своей давнишней любви? Любовная лирика у Анны часто экзистенциальна и приводит к мыслям о жизни и смерти. Хочется отметить цельность образа лирической героини и смысловую продуктивность такого рода цельности. Лирика Анны Гедымин романтична. Так, звёзды она уподобляет цветам, а звёздную ночь – бархатному и душистому цветению вселенной. Она приветствует ночь – этот «час любовников и убийц», это пиршество неспящих, лучшую в жизни эпоху – «с четверти первого до полседьмого».

Но поэзия Анны Гедымин – это не только и не столько любовная лирика. Мне кажется, любая женщина-поэт боится прослыть в просторечии «поэтессой» и потому старается писать широко, не зацикливаясь на интимной лирике. Например, какое замечательное стихотворение есть у Анны Гедымин об огромном рухнувшем дубе!

Остался от дуба такой пустяк! —
Обугленный кратер,
весь в ложных опятах.
Но видно сразу:
силен был костяк,
Вон сколько мощи в корнях-лопастях!
И торс неохватен
в бугристых пятнах.


Нет-нет — по ошибке — в траву падет
Тень ствола.
Отплакавшие похоронно,
Ветра по привычке смиряют лёт
Там, где задерживала их
его крона.

И так же
струи дождя чисты,
Его омывающие среди лета,
И так же чахнут

уродливые кусты,
Которым из-за него
не хватало света.

Какая сложная гамма чувств сопровождает гибель могучего дерева! Никто, кроме поэта, не замечает «потери бойца». Ничего не изменилось в природе. И это по-настоящему страшно. «И будет жизнь, с её насущным хлебом, с забывчивостью дня, и будет всё, как будто бы под небом и не было меня», - эти цветаевские строки аллюзионным лейтмотивом проносятся в голове вдумчивого читателя. Трагические ноты не раз и не два врываются в неспешное повествование стихотворений Анны Гедымин. Вот об этом подробнее – в следующий раз.