Антигерой. Эссе

Николай Островский
    АНТИГЕРОЙ.
                1.
 Литература очень долгое время была  огромной сагой о преодолении человеком негативных явлений или о формах его поражения в столкновении с действительностью, средой, людьми и с противоречиями собственной души. Вот почему противостоящие человеку силы изначально были чрезвычайно важны во всех своих смыслах.Произведение в котором нет конфликта ужасно скучное произведение,чистое графоманство,нечто, что хорошо только в малых дозах. Эту особенность хорошо выражает уже фольклор, например сказка. Она подводит слушателя или читателя к финалу - благополучному разрешению конфликта - и сразу же наступает конец истории.Стало быть,антигерой в литературе намного важнее героя,положительного персонажа. Он стимулирует и определяет действия персонажа,в ответ на причинённое ему зло,выявляет особенности положительного персонажа и силу добра или зла в мире,в жизни людей.Антигерой - символ,представитель вселенского зла,принципа разрушения и тем самым он выявляет характер, природу,особенности, силу зла в мире.Чем сильнее и умнее противник,тем больше почёта отдаётся тому, кто его победит.
Антигерой есть система принципов зла,отталкиваясь от которой мы более лучшим образом познаём и противоположное -принципы добра. Только поняв особенности врага,мы познаём и особенности друга.
В искусстве поражение человека перед силами рока может трактоваться как его триумф, моральня победа,прочность Добра в мире.
Как современники представляют себе негативного персонажа,выявляет их менталитет, особенности психологии и систему ценностей.
Особый случай изображения отрицательного персонажа -  его превращение,под влияниям всяких причин,в персонажа положительного. Преображение,раскаяние,противоречивость характера не только делают литературную личность "живой",но и показывают силу добра в мире и душе человека.Сквозь тернии к звёздам - разве это не возвеличивает сам путь человека к Добру?
Итак, в литературных сюжетах Добро не может обойтись без Зла,только в борьбе со злом оно становится Добром истинным.Пессимистическая литература оптимистична,так как гибель личности рассматривает как духовный подвиг и моральную победу Добра в мире. Разумеется, существует и литература ужастиков,литература Эдгара По,в которой сам человек лишь игрушка злых сил,жертва,изначально слабое и ничтожное существо. Но мощь сил Зла не означает их одобрения. Жертва возбуждает сочувствие и тем самым способствует увеличению Добра в мире.
Ранее роль антигероя в литературе была положительной - Антигерой учил человека бороться с ним в мире.Познание Зла усиливает мощь Добра.
Поскольку литературе интересны разные типы сознания,то возможен постепенный переход от чисто отрицательной личности к положительной.Разнообразие характеров и типов людей как раз и делает литературу интересной.В этом аспекте интересен тип персонажа-чудака.С одной стороны это отрицательный персонаж,с другой - положительный. Если закоренелый Злодей однозначно стремится разрушить всё позитивное,то чудак - символ приоритета Души над Материей,духовности над бытом.Это символизируется тем, что он обычно "не от мира сего" Вот почему такие персонажи наиболее симпатичны для нас,хотя в жизни мы им подражать бы не стали.Юмор здесь соединён с серьёзностью,а издевательство с почитанием.Напомню,что изначально на Руси юродивые считались чуть ли не святыми,людьми Бога. А наиболее положительный персонаж соответствующей эпохи - "Идиот" у Достоевского.
Другой тип негативного персонажа - марионетка злых сил,человек со слабой силой воли или слабым умом.Он часто хочет добра,а получается зло. Добродетельная Глупость много хуже зла. Ничтожный человек - предел человеческой трагедии.Когда улитка имеет качества улитки, это понятно.Но когда человек имеет характер улитки,это отвратительно.Вот почему персонажи-рабы /рабы духовно,морально!/- это самые отвратительные персонажи во всей литературе.

                2.
Итак, примерно до половины 20 в.преобладала положительная тенденция психологического влияния литературного антигероя на читателей.
В новое время в искусстве, и особенно в киноискусстве,сложился особый тип персонажа - негативно-положительный. Здесь уже преобладает негативная тенденция.На потребителей искусства оказывается негативное влияние. Обычно это персонаж комедий,обыватель,часто (не всегда)тупой и ничтожный,в большой степени аморальный,и вместе с тем такой,который развлекает зрителя,к которому возникает у зрителей положительное отношение. Достаточно упомянуть телесериалы "Моя прекрасная няня","Моя любимая ведьма"/ муж ведьмы /, "Джинн дома","Папины дочки" | Главные героини этого, последнего из перечисленных,талантливого по своему сериала не только чрезвычайно тупы,но и абсолютно циничны;например,там имеет место такой диалог: "Маша, что тебе важнее - папины чувства или работа?" - "Работа. За папины чувства мне никто не платит". С развлекаловкой,тем эффективней  внедряется в подсознание зрителя кодекс современного Потребителя /. В настоящее время,в новых сериях сериала,персонажи,кажется, стали немного моральнее и умнее,но это и теперь персонажи,полностью зацикленные на обыденности.
Мир становится диалектичнее,полностью осознан факт,что человек в душе смесь добра и зла. Вместе с тем грани добра-зла размываются, уже хочется подражать в жизни этим тупым-симпатичным. Зло кажется не таким могучим,когда над ним потешаются,когда оно возникает в потешном и глупом виде.Современные комедии,в отличии от старых,отличаются тем,что формируют у зрителя положительное,добродушное,отношение ко Злу,к мещанству и пошлости. Я далёк от мысли что-либо запрещать.Я лишь констатирую изменение менталитета современных людей,их особенное отношение к действительности.Психология порока,выгоды мещанства не только не исчезли в новом веке,а напротив - усилилась.Когда жить трудно или скучно эгоцентризм и эмпиризм приобретают особенное значение,становятся способом выживания и благополучия.В такой ситуации литература,искусство,телевидение уже не в силах сохранить высоту Духа и нравственность. Они уже призваны выработать у их потребителей психологи ческое привыкание к корысти, пошлости и глупости.И это осуществляется прежде всего в жанре комедии.Развлекая,современная комедия незаметно создаёт у зрителей склонность и привычку к циничному и пошлому отношению к людям,даже к близким. Образцы даны. Искусство влияет на жизнь,точно также,как жизнь на искусство.Комедии могли  повлиять  таким образом на людей и раньше.Но психология зрителей была иной,получше,чем сейчас. И акцент ставили всё же на  положительном.Антигерой ещё не выдаваллся за героя,им не любовались. (Сатира была существеннее "просто развлечения".)Пока психология масс не изменится к лучшему,эта негативная тяга к антигерою и антигероическому не иссякнет - на телевиденье, в литературе, в театре.Имеются в виду,конечно,не классические,а современные сочинения. Запреты и коррекции не помогут.Всё это вместе можно назвать современной деградацией искусства, которая есть следствие моральной деградации человека вообще. Чем талантливее продукция творчества,тем более оно оказывает тёмное влияние на темную душу потребителя,если в центре этих "шедевров" ставится положительное отношение к антигерою, а сатира вдруг приобретает значение добродушного юмора.Это необходимое следствие всеобщей усталости от "морали".