Храм Золотого Будды

Медведев Дмитрий
До: http://www.proza.ru/2012/05/13/1363

Охваченные золотой лихорадкой, мы ломанулись к главному сокровищу Бангкока сквозь торговые ряды у храма «Трай Мит» - к храму Золотого Будды. «Христа на вас нет,» - думал я, раздвигая народ одной рукой, а другой отмахиваясь от назойливых торговцев. Внезапно рынок закончился, и я уперся в крупную статую Ганеша. Мы сегодня проникнемся духом буддизма или как?

Экскурсовод объяснил, что это Будда-Винаяка, устранитель препятствий, а Ганеша-Слоняка - это сын Шивы у всяких там индусов. И его понесло по религиозным течениям Азии между рядам статуй от упомянутого Винаяка до того же шестирукого Шивы без своей шестигрудой возлюбленной. Очень интересно, но кашу в голове надо иногда перемешивать, чтоб не пригорела, поэтому повествователь предложил сделать перерыв и вложить наш малый капитал в крупную экономику их страны посредством настоящих буддийских молитв.

Для сих целей подле основного храма Золотого Будды есть Малый Храм с ящичками для пожертвований, благовониями и маслами со свечками. За двадцатку можно буквально подлить масла в огонь в отношении какой-нибудь статуи. Туристы не заморачиваются и подливают во все светильники, показывая тем самым свое равноблагосклонное отношение ко всем изваяниям, а также свою неразборчивость и безграмотность в данном вопросе. Имеются тут и автомолитвенники. Последние представляют собой аппарат обмена денежных средств на звуковую молитву или ее распечатанный аналог на доступном для туристов языке.

Все гороскопное зверье покрывает двенадцать ящиков с позолоченными релевантными статуэтками. Аналогичная дребедень с месяцами китайского календаря. Отдельные ящики сколочены для пяти ипостасей многовозрастного Будды: младенец, юноша, мужчина, пожилой и старец. Так что заставить робота молиться на возраст инвестора может каждый: от малолетнего спиногрыза до старого хрыча. Еще девять квадратных примитивных киборгов, раскрашенных в соответствующие цвета, оснащены для молитв на каждый день недели.

- Конечно же, в неделе не девять Будд, - прояснил ситуацию наш проводник в мир буддизма. - Вот этот крайний символизирует всю неделю в целом. Можете помолиться ему, если не знаете, в какой день родились или какой день сегодня. А два посередине означают среду до полудня и после. Все просто!

Однако сия простота вызвала только больше вопросом, за которыми последовал ряд историй, почему именно среда разделена на святом часе принятой религии. Вариантов была масса, от дня рождения самого Будды и до дня начала его проповедей с горшочком для подаяний в протянутых руках. По-моему, так типичная подгонка под ответ - чтобы символика дней недели совпадала с главенствующей цифрой буддизма, середину недели просто удвоили, а уже после придумали почему. Молиться мы не стали, но мелочь кинули в обмен на бумажку, заверившую нас, что все будет хорошо. Ну а теперь, может, войдем в пантеон Золотого Будды?

Поднявшись на первую площадку белого храма с золотой крышей, мы встретились лицом к штанам гигантского портрета нынешнего правителя Таиланда.
- Рамай Икс*, - прочитал я подпись на английском под картиной.
- Рама Девятый, - поправил меня гид. - На этом этаже замечательный музей таиландской истории, он не займет много времени, и вам будет интересно.

Что ж, сидячий в белой хатке золотой Сиддхартха, придется тебе еще подождать нашего визита. Мы с Инной кивнули друг дружке и направились бродить по небольшому музейчику. Сказать, что было дико интересно, нельзя. Сиам всегда был миролюбивой страной, где каждый готов, если что, идти на фронт, но никто не готов идти в армию. А уж если кто к нам с мечом придет, тот просто торговец оружием. Поэтому население спокойно смотрело, как массово заселяются китайцы, как они активно развивают торговлю, а после голодают, как японцы, шествуя на Вторую Мировую через их рисовые поля, поцапались с этими же голодными китайцами, как скудная рисовая диета довела узкоглазых собратьев до коммунизма... И так далее до наших дней - извечное наблюдение со стороны. Причем, в глазах каждого поколения «ужасное прошлое и великое будущее» являлось непременным кредом проходящего периода. Хотя надо отметить, что современный Таиланд действительно умиротворен, полностью сосредоточившись на туризме.

Наконец-таки мы поднялись на самый верх, и разувшись, как это принято в каждом храме, вошли вовнутрь. Аура аурумного** Будды не произвела ожидаемого эффекта. С трудом верилось, что эта громадина более трех метров в высоту была отлита из чистого золота. Горячо расхваленный товар все увереннее взращивал чувство, что нас нагрели.

- И что - тут реально пять с половиной тонн чистого золота? - Спросил я у сопровождающего.
- Волосы из чистого. Голова на восемьдесят процентов, а остальное только сорок, - сдался наш чичероне. - Зато зрачки из черного сапфира, а белки глаз - чистый жемчуг. Хотя в общем-то, куда важнее, что он олицетворяет.

И что же тут важного? Наглядно показать, что лучше медитировать, чем просиживать штаны и ничего не делать? Причем, изображенный Будда достиг идеального нравственного баланса между духовным и материальным, когда как-то пофиг и на то, и на другое. А в доказательство того, что ему уже все безразлично, он опустил правую руку, призывая землю в свидетели. Только я вижу тут парадокс?

Не такой буддизм я ожидал увидеть на земле тайской. Лукавые улыбки продавцов, фальшивые предсказания автоматов, даже Золотой Будда на поверку оказался золотым лишь наполовину. Хотя, казалась бы, ну какая разница, я же его не покупаю, но чувствуешь себя обманутым рекламой. Начитавшись блогов в картинках на просторах интернета, где эмоций больше, чем информации, я в какой-то мере был разочарован. Такая замечательная миролюбивая и философская идеология, как буддИЗМ, была заточена под новую, корыстную, неискреннюю и, в тоже время, популярную религию — турИЗМ.


* «RAMAI X» вместо «RAMA IX»
** Аурум (Aurum) — золото (лат.).

После: http://www.proza.ru/2012/05/16/1238