Воспитание любовью

Лариса Вер
 (одна из статей для журнала "Дети дома".)


Если однажды вас посетила мысль взять ребенка из детского дома,  то это уже замечательно! Хотя часто вслед за первой мыслью приходит вторая: ох, это ж такие детки! С такой генетикой! Стоит ли?

А вот с этого места давайте поговорим поподробнее…
Прежде чем бежать собирать документы на опеку или усыновление малыша, надо сесть для неспешного разговора. С самой собой…. Надо предельно честно ответить на вопрос: зачем вы хотите пригреть чужого малыша у себя в душе? Что вами движет? От того ответа, до которого вы докопаетесь в глубине своей женской сути, зависит многое. И,  самое главное, от этого зависит результат ваших усилий. Напрямую.
Причина, по которой женщина готова сделать  такой замечательный шаг навстречу крохе, у каждой своя. Кто-то не мыслит себе полноценной семьи без очаровательного карапуза и мечтает слышать в квартире детский смех. Это мне так знакомо! Но каждая женщина приходит своей дорогой к озарению: где-то есть душа, которая также хочет тепла и любви, как и ее собственная!

Кто-то отчаялся доносить ребенка до родов, или, не дай Бог, потерял уже рожденного ребенка.  И, устав от бесплодных попыток, тоже нашел такой выход – осчастливить малыша из детского дома.
Бывает и так, что семья приходит к мысли, что есть все возможности согреть ребенка. Еще одного своего или…Так почему бы не отогреть маленькое сердечко, забрав кроху из казенного дома?

А бывает, что к приехавшей  в детский дом женщине, чтобы осчастливить детей подарками, в ноги бросается малыш: «Тетя, а Вы будете моей мамой?» И ощутив ком в горле, женщина утвердительно кивает головой. Детская потребность в тепле и любви толкает малыша на такой вскрик души. И раздумывать над последствиями нет времени.
А может быть, очень хочется вот именно такую девочку с кудряшками, как на фото в интернете?
Любой мостик в детский дом за ребенком имеет право на существование, но, по моему глубокому убеждению, только желание помочь ребенку стать на ноги, обрести семью и родных себе людей приведет к настоящей семейной атмосфере легче и без разочарований и сомнений. Сейчас идет мощная пропаганда помощи детским домам. Детей в них почему-то меньше не становится, тем не менее. Люди несут подарки, устраивают развлечения для детей, лишенных материнской любви, спонсируют все, что могут. Берут детей на воспитание, а потом… возвращают. Почему?  Что происходит не так, почему дети бегут из семей, почему новоиспеченные мамы и папы возвращают «невоспитуемых» обратно? Почему же порой все складывается не так радужно, как хотелось бы? И родители светятся счастьем: мы уже все дома! И ребенок обрел то, о чем мечтал долгие детдомовские ночи напролет? Оказывается, взрослые не  готовы к тому, что их ждет. Хотя всемирная сеть даст информацию, только спроси.

 …Как же здорово, когда два человека находят друг друга в этом мире: мама и малыш! Самое большое счастье для женщины – быть матерью, а для ребенка – знать, что в том мире есть человек, который безоговорочно тебя любит, есть дом, где тебя всегда ждут. У каждого человека, выросшего в семье, есть такой тыл: заботливая мама, рассудительный папа, или даже бабушка, если родители погружены в работу с утра до ночи. И как же страшно жить без такой малости – возможности сказать самое простое, но такое емкое в своей сути слово: «Мама!» Дети, воспитывающиеся государством, вот именно этого и не имеют. Глаза их никогда не светятся, они потухшие, в них тоска или даже озлобленность сидит. Обнимите такого ребенка -  и вы почувствуете, как он замрет от неожиданных ощущений, от вашего тепла. Он к этому не привык. Это для него – абсолютно новое неизведанное счастье.
…Что же есть у детей, которые находятся в государственных детских приютах и домах? Полное обеспечение есть! Всем необходимым, и даже больше. И многие имеют то, о чем ребятишки мечтают в семьях, где пытаются протянуть от зарплаты до зарплаты. У маленьких – памперсы, смеси, бутылочки, погремушки…; у более старших: игрушек – ворох  книг, доступность современных развлечений и мобильников – хватает на всех. Мультики смотрят на плазме, одежда – только по последней моде, они ездят отдыхать в летние лагеря, питаются – в соответствии  с нормами по санпину; старшие ребята имеют доступ к компьютерам, интернету. Главное, что дает государство: кров, пищу, образование и некие гарантии того, что по окончании жизни в детском доме будет какая-то жилплощадь… Вот только глаза таких детей… Это -  омуты, где плещется столько всего, что взрослый утонет, если заглянет.
Самая главная ошибка тех, кто оформил документы на опеку или усыновление и торжественно ввел ребенка в свою семью, считать, что он получил чистый блокнот для записей. И может вписать туда все, что захочет в соответствии со своим педагогическим талантом. Ни один ребенок, рождающийся в этот мир, не является белым и чистым листом. Еще в маме он познает мир через ее ощущения, ее любовь или ненависть, слушает ее ласковый голос или пьяную брань. У ребят, которые живут в детском доме, уже записана или трагедия или предательство на самом первом листе их жизни. И это не стереть. Конечно, малыши легче забывают негативный опыт и тянут ручки к теплу и добру. Дети постарше переживают попытку влезть к себе в душу очень болезненно. Но ведь их можно понять, правда?

Когда я готовила эту статью, познакомилась со многими удивительными людьми. Особенно меня поразила Наталья – мама 13 (!) ребятишек, из которых пятеро рождены ею, а остальные – приемные. Ее опыту и советам можно доверять. Разговаривала и с Александром, бывшим детдомовцем, который теперь посвятил свою жизнь тому, чтобы помогать ребятам из детдомов осваиваться во взрослом мире. Картина, которая ждет новую семью в ближайшее после общей эйфории время, называется периодом адаптации. Некоторые характерные черты появления ребенка дома  я попытаюсь пересказать со слов прошедших через это людей:
- дети привыкли в госучреждении быть на всем готовом. Им неведомы простые для нас, но непонятные для них вещи: чем отличается кастрюля от сковороды? Зачем и как застилать кровать? Как наливать себе чай? Почему есть вещи личные и общие? «Что значит – украл? Я взял, оно ведь тут лежало…» Ребенок всего этого не понимает. Он привык жить по другим законам. Он в полной растерянности. Там были люди, которые готовили и раскладывали еду, мыли посуду, стирали одежду, застилали постель. Как это делать самому? Представьте, что вы случайно попали в племя Тумба-Юмба… Вы можете догадаться, что нельзя дотрагиваться до собственного носа – оскорбляете вождя? А с какого боку есть червя - знаете, чтобы не накликать гнев богов? Растеряетесь?  Вот и ребенок также беспомощен в квартире, где царят другие законы и порядки. И никогда не предугадать, где именно заклинит и даст сбой детская психика. Только терпение и любовь ослабят эту напряженность в маленьком существе. Как объяснила мне детский психолог Покатаева Мария, дети сначала стараются, изо всех сил стараются понравиться маме и папе, но, если все равно не могут охватить  всех правил, то перестраиваются даже против своей воли- становятся неуправляемыми, даже агрессивными…  Это месть за осознание недостаточности своей значимости. Зато дети из детских домов хорошо умеют произносить слово «Дай!» Просто потому, что в их мире все кружится вокруг обеспечения их всем необходимым. И нужно научиться говорить твердо, объясняя правила семьи, но не поддаваться искушению вестись на поводу у ребенка, скатываясь в жалость. Жалость не любовь, это палка о двух концах. Наталья рассказала, как трудно приходилось в первое время справляться с нервностью и агрессией каждого нового детенка. И спать приходилось лишь по два-три часа в сутки,  и слезы были, и груда переломанных вещей… Но! Уверенность в том, что все получится, любовь, терпение и требовательность к себе и малышу обязательно принесут плоды. Тяжелый период закончится! Все опрошенные мамы хором сказали: «Верьте! Те, кто не допустил в свою душу сомнений и желания все повернуть вспять, вернуть ребенка в детдом, получат в награду любовь и безграничную преданность ребенка». Дети очень чувствительны к настроению мамы. Ваши сомнения они вычислят на раз.
- Очень важно иметь поддержку внутри семьи для того, чтобы принять малыша. Муж, старшие дети, бабушки и дедушки – все вносят свою лепту в дух семьи. Все дети, прибывшие из детдомов, не понимают ролей в семейном укладе. Что такое папа, почему и его надо слушаться, как устроена семейная иерархия? Это тоже понятия не из их мира. Только от теплых отношений в семье растает льдинка в сердце малыша. Это непочатый край работы – введение ребенка в мир человеческих отношений, но и такая благодарная работа. В каждом малыше, школьнике открываются новые способности, он растет у вас на глазах огромными темпами, преданно и радостно постигая мир. Со слов Александра, многие, если не все дети не умеют играть в детдоме – игрушки есть, а они лишь тупо смотрят на них. Потому что их не учат. Ведь в семье мама каждую минуту общения с ребенком что-то объясняет, рассказывает, показывает. И ребенок взрослеет, впитывая окружающий мир, развиваясь от поездки к бабушке, похода в магазин, от пирамидки, что первый раз ему построила мама, а он повторил. В случае, когда ребенок отстает в развитии по причине запущенности, каждый его шаг надо похвалить, чтобы простимулировать движение дальше.  Ребенку сейчас очень важно ваше одобрение. Он пока, как слепой котенок, тычется во все новое. А как здорово создавать традиции семьи вместе с малышом! Вот где благодарность зашкаливает, если к нему, как к равному, обращаются за советом, чтобы отпраздновать именины или праздник первого боровика. Наталья рассказывала, что у них есть праздник первой «пятерки». И все дети по-доброму подстегивают малыша скорее получить «пятерку» - тогда мама испечет торт и будет вкуснота весь вечер.
- Когда малыш, или уже не малыш, появляется в семье, то естественно, что все окружающие будут проявлять повышенный интерес. Воспитанные люди промолчат или улыбнутся, ну а злые языки тут же найдут, как съязвить… Без этого не бывает. Мои знакомые удочерили девочку восьми лет. Тоненькую, зажатую в комплексы, как в корсет, одни глаза торчат. Ворох медицинских проблем. Так соседи несколько лет не могли успокоиться – все вслух удивлялись: «Зачем она вам?» А девчушка от домашней любви так расцвела, такой красавицей стала! Вместо искривленного позвоночника – балетом занялась, вместо нескольких слов в сутки – пела на всех городских концертах. И опять же, только уверенность родителей в том, что все получится, дала силы и ей, и им преодолеть тяжелое время адаптации и косые взгляды, и медицинские проблемы. А ведь проблем у всех детишек много. Маленький Славик расплакался, когда его спросили: а что он чувствовал, когда шел домой к маме Наташе. «Я очень боялся, что вы меня тоже не возьмете. Меня никто не брал»… У ребенка парез лица и сильное косоглазие. Но ведь это ж не повод не любить, правда?
- Да, и вот еще что… Когда-то давно я смотрела передачу о семье, которая забирала в семью тех детей, которых вряд ли кто-нибудь возьмет: полукровки. В доме не было телевизора, но мальчик- полунегритенок, унося с поля ведро картошки, просто поставил его на голову. «А мне так удобно!» Это еще раз говорит о том, что дети – не чистый лист, они уже личности, хоть и маленькие. И нельзя всех под одну гребенку. Нужно захотеть прислушаться к каждому.  И тогда все получится! Даже воюя, круша ценные экспонаты интерьера квартиры, ругаясь матом или таская потихоньку хозяйские вещи, они просто-напросто привлекают  к своей персоне внимание, одновременно проверяя взрослых на все: вшивость, требовательность, справедливость, терпение… Научите их любить, и ответная любовь появится. Не сомневайтесь! Надо потерпеть. Именно от взрослых зависит, как сложится судьба и ребенка, и новой семьи в целом.

Есть еще такой вариант притереться друг к другу с будущим сыном или дочкой – приглашать ребенка из казенного  в гости. Александр советует: «Если вы забираете сироту из детского дома на какое-то время, лучше сходите с ним в магазин, научите делать покупки, мыть посуду и чистить картошку – для его будущей жизни от этого будет несоизмеримо больше пользы, чем водить его на экскурсии, заваливать подарками..,» И тут я с ним абсолютно согласна. Нужно стать другом, но не для того, чтобы жалеть и потакать во всем, а для пользы во взрослении, в познании мира, в обслуживании себя. Но сначала четко расставить все границы, и если вы не уверены в своих силах, не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить. Еще не уверены, что усыновите – не обещайте!
А что думают психологи по поводу трудностей первого периода ребенка в семье? Со слов Марии, детского психолога, часто родители, принимая ребенка в семью, готовы сделать его жизнь в отличие от казенной настоящей сказкой. А в ответ сразу ждут только ответной и искренней любви, послушания, и результатов своих педагогических подвигов каждый день. А ребенок в растерянности. У него стресс. Он буянит. Потом у новоиспеченных мамы и папы «возникает дикая  беспомощность, неуверенность в своих силах». Появляются мысли вернуть ребенка, откуда взяли.  «Еще хуже, если, не зная, как выйти из такой ситуации, родители начинают прибегать к наказаниям, жестокому обращению с ребенком. Так образуется замкнутый порочный круг: отвержение ребенка растет, а это значит, что он лишается главных потребностей: в защите, любви, в позитивных отношениях с другими детьми и взрослыми». При отпоре со стороны ребенка ситуация становится конфликтной, а самое главное, что не появляется эмоциональной близости с родителями-воспитателями, чувства защищенности от внешнего мира в рамках семьи. «Психологически ребенок чувствует себя точно так же, как и в интернате, только еще сложнее, так как попал в новые условия, в более «тесную клетку».  Взрослые, имеющие дело с трудным ребенком, часто надеются, что придет кто-то и научит, как его исправить. Но это не так. Первоначально должен измениться подход взрослого к ребенку!»

Еще одна семья, с которой я познакомилась в процессе написания статьи, рассказывала, что период адаптации у сынишки начался далеко не сразу. А где-то через полгода после того, как семья соединилась. Все вроде бы хорошо уже, а ребенка начало колбасить. Все не так, то одного хочется, то другого. На все просьбы и требования – рев и топанья ногами. Мама – на грани нервного срыва.  И, казалось, нет конца и краю этим истерикам. Кажется, что ребенок не слышит ничего. До него не доходят простые вещи. Терпенье  у всех на исходе… Прошло еще немного времени  и случилась неприятность – серьезная травма у ребенка. Мама была с ним неотлучно, и в больнице, и дома.  Парнишка напитался любовью, вниманием мамы… Когда зажила рука, мальчишка изменился и успокоился настолько, что стал расти не по дням, а по часам. И улыбаться ровно и красиво, а раньше ротик кривился во время улыбки. А еще через пару лет он вдруг подошел и сказал: «Мама, мы тут с сестренкой подумали… Давай снова в детский дом сходим. Возьмем еще одного мальчика. Мы же можем еще кого-нибудь любить».
 
Он научился любить. И теперь его любви хватит еще на одного человека…
Выношу огромную благодарность всем, кто помог мне написать, поделился опытом создания семьи, кто не ожесточился и не разучился любить. Вот мои помощники:
В прошлом выпускник детского дома, а в настоящем публицист и общественный деятель, автор биографической книги «Соленое детство» Александр Гезалов;
Семья Муленковых и их замечательная мама – Наталья Муленкова;
Семья Старобукиных;
Детский психолог Мария Покатаева.