Во саду ли, в огороде...

Галина Алинина
- Всё сама,  всё сама, ни на кого нельзя  положиться, - ворчу себе под нос, но,достаточно громко, чтобы мои услышали и прониклись собственной никчемностью и неумением (без матери) различить домашние заготовки  разных лет, накопившиеся в погребе, если стёрлись надписи на крышках и этикетках.

Сосредоточившись, после многих предупреждений, - не свалиться, не оступиться,-  спускаюсь. Лет десять не бывала в погребе своём.Молодые  в нём хозяйничают. Этой весной, перед посадками на даче, решаю произвести ревизию, "снять остатки" и отрегулировать, наконец, чего и сколько стоит сажать из овощей, потому как силы теперь приходится экономить.

В погребе,как старом доме, где давно не бывала, а,вернувшись, всё застала на прежних местах. Сусек для картошки, слегка подновлённый,  и полки в несколько рядов, заставленные банками. Весна, новые овощи в рассаде, а старых, консервированных - навалом! Большими банками давно не пользуемся и потому литровых и тех, что поменьше, оказывается особенно много.

Ну...что тут у нас?  Ага! Прозрачные баночки с маринованным мелким лучком, который выращивается из чернушки. Очищать его для консервирования - морока. Но закуска - великолепная. А каково украшение блюд! Перед заливкой маринадом его на часок следует поместить в солёный кипяток, отчего он становится почти прозрачным.
Мало теперь у меня собирается праздничных застолий, потому и остался этот деликатес  не до конца использованным.

Огурцы - корнишоны. Аппетитные на вид. Заготавливаю их в необъятных количествах. Весна, а почти два десятка банок на полках в рассоле, прозрачном,как слеза. Срочно на стол - к шашлыкам!

Кстати, огурцы вещь капризная. Раньше,бывало, заботливо приготовленные и укупоренные банки, вскрывались через недельку-другую. А теперь я знаю секрет. Даже два. Старушка подсказала на базаре, много лет назад.

Огурцы,предназначенные для рассольников и салатов, на 2 дня засаливаю с укропом и листьями хрена,как на малосольные. А потом, обычным способом, но с половинным количеством соли, положенной по рецепту, закатываю крышками.

Что касается, корнишонов или мелких огурчиков, никаких многократных заливок рассолом. Берутся все огурцы, заливаются в большой посуде кипящей водой, укрываются махровым полотенцем и пропариваются минут 40. Одновременно, так же поступаю с чесноком, листьями чёрной смородины, укропом... Потом всё раскладывается по горячим банкам и, с  кипящим маринадом,  сразу закатывается крышками. Никогда не вскроются так тщательно пропаренные огурчики.

Красные  продолговатые помидоры, щедро пересыпанные крупными кольцами белого и сиреневого репчатого лука, с колечками разноцветного болгарского перца, ажурными листочками петрушки, в избытке, украшают полку. Уменьшим их посадку в этом году.
А вот помидоры - "медовая капля". Напоминают жёлтую алычу. Глаз не оторвать,как хороши! А сладкие - впрямь, медовые.

"Пикули" - одна баночка осталась. А заготавливали три десятка. ЧУдное ассорти  великолепного цвета.Острое,но, довольно, сладкое.
Маринованная свёкла,
Красиво нарезанная морковь,
Кольца болгарского перца,
Крупные кольца лука,
Полоски белокочанной капусты,
Чесночок с зонтиком укропа...
Овощи могут быть любыми, но вкус  и цвет определяет маринованная свёкла.
Под холодную водочку! Немедленно извлекаем "пикули" на свет!

Невостребованные капусту,кабачки,баклажаны, фаршированные морковью и чесноком, выбрасываем без  жалости. Эти продукты подолгу не хранятся.

На верхней полке раньше стояло варенье. Теперь не варим. Не едим. Разве,"экзотики" какой-нибудь. Вот осталась баночка дыни с лимоном и апельсином. Вишня без косточек в собственном соку для зимних вареников. А это что? Боже мой! В уголке прижалась баночка с вареньем из китайки, сваренной с длинными черешками. Тоже, особым способом. Да...помню...

Однажды, выбираясь из незнакомого леса, мы, желая сократить путь, по какой-то, едва заметной, заброшенной дороге, попали в "таинственное" место.Раскидистое дерево-китайка,неизвестно как, попавшее в лес, было усыпано мельчайшими, чуть крупнее вишни,плодами  ярко-жёлтого цвета, на удивительно длинных черешках.Они были чуть вяжущими, но не потерявшими вкуса. Мы набрали их целую сумку.

Вдруг, сквозь заросли, проглянули стены старой деревенской избы, с провалами бывших окон, следами извести на выщербленных глиняных стенах и крышей почерневшей сгнившей соломы.
Мы оставили машину и, как зачарованные, несмело двинулись к тому, что раньше было жильём. Поодаль виднелись остатки развалившихся домишек.
В наиболее уцелевшей избе, вид большой русской печи, почти забытой мною, болью отозвался в душе. Колченогие полусгнившие лавки,обрывок ветхой,потерявшей цвет, занавески. Запах оставленного жилища,кладбищенская тишина, внушали опасение и страх.

Мы поторопились выбраться наружу и только тогда поняли, что окружающий лес был старым, заброшенным садом, поросшим осинником и березняком. Свечкой высилась груша с мелкими, словно, деревянными, плодами. Несколько яблонь с яблочками-дичками...Помню, нас не оставляло чувство настороженности, казалось, кто-то чужой караулит эти развалины. Не сговариваясь, мы побежали к машине, торопливо заблокировали двери и дали задний ход.

Много позже, я узнала историю этой деревушки и её название. О, какое название носило это крохотное, в две улицы, селеньице! "Тайная вершина". До войны там была начальная школа и отделение колхоза. Школу закрыли. Детей поселили в интернат райцентра. Вслед за ними уехали отцы-матери. Старики потихоньку вымерли.

Помнит ли кто-нибудь эту заброшенную деревушку? Или только в душе моей ныне живёт она - "Тайная вершина"?
И сколько их теперь по России!