Оппозиция, премьер и вертолеты

Арсений Лайм
Апрель в Кыргызстане выдался на удивление спокойным. Особых потрясений не зафиксировано. Даже в политическом плане. Можно предположить, что высокопоставленные чиновники и депутаты, наконец-то, устали воевать и готовятся к летним каникулам, либо жизнь страны вошла в более-менее стабильную фазу.

Тем не менее совсем без интересных и важных новостей, которые составили основу очередного рейтинга, в апреле не обошлось.

1. Премьер удовлетворил

Некой интригой апреля в политическом плане мог стать отчет правительства Омурбека Бабанова по итогам 100 дней работы. Отдельные оппозиционные депутаты парламента, где ждали премьер-министра, предполагали, что отчет могут признать неудовлетворительным, и обещали жесткий разговор. Но ничего подобного не произошло. Представители правительства активно сыпали бумажными цифрами о делах выполненных и презентовали еще более замечательные планы. Вот только что с этого простому народу, никто не сказал. Да депутаты особо и не спрашивали. Вялая попытка оппозиции задать неудобные вопросы потонула в долгих рассуждениях и наставлениях народных избранников и завершилась традиционным - «правительству надо дать поработать, а осенью мы спросим».

Думается, прошедший без эксцессов отчет можно поставить не столько в заслугу правительству, сколько инстинкту самосохранения парламента. Ведь в случае признания отчета кабмина неудовлетворительным, президент может отправить его в отставку либо распустить Жогорку Кенеш. А на кого сделает ставку глава государства? Сказать сложно, и депутатам, которые устроились сейчас вполне прекрасно, наверняка, проверять это совсем не хочется.

2. Южные гастроли оппозиции

Оппозиция в лице партий «Ата-Журт» и «Бутун Кыргызстан» провела очередной митинг в городе Джалал-Абаде и закончила турне по южным городам республики. Ранее акции протеста состоялись в Баткене и Оше. Собирались на север, но пока передумали, по словам одних, будут с бессрочной акцией, но чуть позже - по утверждению других. Основное требование - отставка правительства во главе с премьер-министром.

Кстати, Омурбек Бабанов приглашал оппозиционеров на разговор в присутствии представителей средств массовой информации, но отказались. Заявили, что готовы встречаться только в прямом эфире государственного канала. Представители аппарата правительства заявили, что премьер-министр согласен на конструктивный разговор, а не на политическое шоу, которое оппозиция якобы устроит в эфире ОТРК. В общем, пока обе стороны пикируются и обмениваются взаимными обвинениями, не находя точек соприкосновения.

3. Многомиллионные страдания

Информационное агентство «24.kg» может войти в историю отечественной журналистики как выдавшее на ленту самую дорогую строчку в материале. Ее депутат парламента Ирина Карамушкина, обратившаяся в суд с иском в защиту чести и достоинства, оценила в 5 миллионов сомов. Конечно, в стране все дорожает, но давно страдания представителя партии власти - СДПК - не возносились до таких высот.

Суть же в том, что водитель парламентария в выходной день и в нетрезвом состоянии сбил на служебной машине людей. Один из них скончался. Задержать его сотрудникам ГУБДД удалось не сразу. А журналист агентства, основываясь на своих источниках, предположила, что депутат в момент ДТП могла находиться в автомашине. Именно это и нанесло нардепу столь дорогостоящие страдания. Хотя по закону «О СМИ» представителю власти возможность прокомментировать данное сообщение предоставили.

В апреле же начался суд и над виновником ДТП. У потерпевших и журналистов есть масса вопросов по данному делу. Если суд даст на них честные ответы, то могут всплыть нелицеприятные подробности трагедии.

4. Огненный протест

Шокирующий способ выразить недовольство выбрал 65-летний кыргызстанец Каныбек Сейитбеков. Он сжег себя в центре города Оша, оставив посмертное письмо. В частности, пожилой человек сообщил: «Причина моей смерти - мне надоели митинги в Кыргызстане». «Не делайте никакой политики! Я верю Бабанову (премьер-министр) и Атамбаеву (президент страны), не теряю надежды на Адахана Мадумарова (лидер партии «Бутун Кыргызстан», оппозиционер). Пусть Ленин увидит то, что я сгорел возле Ленина! Я преклоняюсь перед правдой Ленина, Бабанова, Атамбаева, Адахана Мадумарова», - сказано в записке.

Мужчину госпитализировали в ожоговое отделение Ошской областной больницы, где он скончался. Услышат ли политики и прочие деятели, которые устраивают в стране бесконечные митинги и акции протеста, призыв соотечественника? Ведь с погибшим наверняка согласятся тысячи простых кыргызстанцев, которых достали бесконечные протесты, особенно оттесненных от властной кормушки.

5. Суд длиною в годы

В апреле исполнилось два года с момента свержения второго президента Кыргызстана Курманбека Бакиева. Во время штурма «Белого дома» в центре Бишкека погибли несколько десятков человек, которым посмертно присвоили звания «Героев апрельской революции». Позже звания раздали пачками еще нескольким тысячам тех, кто сейчас оказался у власти. Не все из них 7 апреля были в Бишкеке, да и сомнительно, что участвовали активно в оппозиционной деятельности, приближая «истинно народную власть» к победе. Потому общество по-прежнему разделено на тех, кто считает 7 апреля днем революции, и тех, кто внес его в список черных дат.

Наверняка среди них и те, кого судят по апрельским событиям около полутора лет. В апреле суд возобновился, но через несколько заседаний вновь прервался на неопределенное время. На скамье подсудимых - отдельные высокопоставленные чиновники, офицеры спецназа и Службы государственной охраны. Самого Курманбека Бакиева, его братьев и сыновей новые власти так и не достали из-за границы. И все чаще кажется, что суд никому не нужен, кроме родственников погибших. Особенно новым властям, которые комфортно устроились в апартаментах своего противника и все реже вспоминают о том, как пришли к власти. Вот только кровь не отпускает и приходится вновь и вновь отвечать на неудобные вопросы о событиях 7 апреля 2010 года.

6. Волшебники в голубых вертолетах

Транспортная прокуратура Кыргызстана выявила ряд фактов несанкционированного пересечения государственной границы неизвестными вертолетами. Первые результаты следствия установили: еще в 2009 году из Кабула (Афганистан) и Душанбе (Таджикистан) с поддельными документами на перевозку грузов два вертолета некоего бизнесмена Малика Билала Насира приземлились в аэропорту города Оша.

Не имея разрешений и представляя подложные документы, вертолеты под флагом КР пересекли и нарушили воздушное пространство других стран. Экипажи состояли из граждан Молдовы, Украины и Узбекистана. Какой груз они везли из Афганистана, используя липовые документы, никто в стране не знает.

После того, как в 2009-м несанкционированные перелеты успешно апробировали, в июле 2011 года в международном аэропорту «Манас» приземлился вертолет КА-32 авиакомпании Ajram Air Cargo, прибывший из Афганистана. И вновь без документов. Где находился в течение 22 минут КА-32, экипаж которого неоднократно давал ложную информацию о своем местоположении? Ответа пока нет.

Спустя месяц, в августе 2011-го, в «Манас» по тому же маршруту и без разрешения прибывают два вертолета МИ-8МТВ авиакомпании Ajram Air Cargo. Ее представитель заявил, что якобы желает провести техническое обслуживание трех бортов. Фактически же они простаивали до декабря, а затем представители авиакомпании сорвали таможенные пломбы и стали готовить их к вылету, представляя копии документов, грубо выполненных в фотошопе.

Следствие установило, что после попытки вывезти геликоптеры два из них перемещаются из «Манаса» в СЭЗ «Ак-Чий», а за КА-32 прилетает самолет ИЛ-76.

7. Отложенная отставка

Неожиданной в определенной степени стала отставка главы Государственной службы исполнения наказаний Шейшенбека Байзакова. Хотя его требовали отстранить от должности едва ли не с момента назначения. Да и было за что. Это и бунты в колониях, и голодовка в СИЗО города Бишкека, которая закончилась вмешательством спецназа и гибелью одного из подследственных. Последней каплей могло стать бегство в начале марта родного брата экс-президента Акматбека Бакиева. Он отбывал срок в колонии-поселении, но по болезни его перевели в частницу клинику, откуда родственник Курманбека Бакиева благополучно и скрылся. Но глава ГСИН и тогда усидел в кресле.

И вот в апреле желанная для многих, в том числе и депутатов парламента, отставка приключилась. Почему с такой задержкой? По мнению омбудсмена КР Турсунбека Акуна, власти показали свою слабость и уступили криминалу. А вот так ли это на самом деле - вопрос, на который ответ мы навряд ли получим.

8. Газетный наркобарон

В Бишкеке начался суд над 49-летним директором старейшей кыргызскоязычной общественно-политической газеты «Кыргыз руху» Арстанбеком Дуйшенбиевым и его подельником Бактыбеком Молдогазиевым. У последнего при личном обыске изъято 8,5 килограмма героина, а в его доме - еще более 13 кг героина, поддельная купюра достоинством 500 сомов, самодельное гладкоствольное ружье, нож и патроны.

Первомайский районный суд столицы КР дал санкцию на обыск в рабочем кабинете главного редактора «Кыргыз руху». Там обнаружены несколько служебных удостоверений на имена сотрудников Главного управления уголовного розыска и МВД, оттиски 12 печатей различных компаний и ОсОО, в том числе казахстанских. Несколько национальных паспортов на имена граждан Кыргызстана, в том числе паспорт бывшего губернатора Иссык-Кульской области Кыдыкбека Исаева, три ножа, наручники с двумя ключами, автомобильный госномер, принадлежавший ГУУР МВД.

Помимо прочего директора «Кыргыз руху» обвиняют в грабеже. По версии следствия, 7 апреля 2010 года Арстанбек Дуйшенбиев и неустановленные мародеры разгромили автомашину Главного управления уголовного розыска МВД. Разбив стекло, они похитили магнитолу, служебный номер машины (он обнаружен при обыске рабочего кабинета владельца газеты).

Основное обвинение - организация сбыта крупной партии наркотиков. По данным следствия, Арстанбек Дуйшенбиев отправил Бактыбека Молдогазиева в одно из сел Чуйской области, где не установленное расследованием лицо передало ему более 8 килограммов героина. На обратном пути курьера задержали оперативники. Примечательно, что нигде не работающего Бактыбека Молдогазиева взялись защищать сразу пять адвокатов.

9. На границе продолжают стрелять

Пограничник Узбекистана на границе застрелил гражданку Кыргызстана. Трагедия произошла в Араванском районе Ошской области. Фатима Абдухакарова, нарушив порядок и условия перехода границы, пыталась пересечь ее в неположенной зоне. Узбекский пограничный наряд пытался задержать женщину и сделал предупредительный выстрел в воздух. Но она отказалась подчиниться, после чего военные применили оружие. От полученного ранения женщина скончалась.

В 2012 году это не первый случай стрельбы на границе. К сожалению, практически вся граница Узбекистана и Кыргызстана перекрыта в одностороннем порядке соседями. Действуют лишь несколько пунктов пропуска. При этом активная приграничная торговля, кормившая жителей двух республик, плавно превратилась в контрабандный промысел.

10. Кыргызские пленницы

В апреле на новый виток вышла борьба с кражами невест - одной из традиций в республике, которая в последнее время приобретает криминальный оттенок. По официальным данным, ежегодно в Кыргызстане жертвами предсвадебного умыкания становятся около 15 тысяч девушек. При этом большинство подобных браков завершается разводами. Потому и отдельные депутаты, и общественные организации выступили за усиление уголовной ответственности за кражу невест. В частности, предложено наказывать лишением свободы на срок до 10 лет. Мол, даже за кражу скота сейчас дают больше.

Законопроект рассматривается в парламенте. Многим, трепетно отстаивающим всевозможные, даже средневековые традиции, он не нравится, потому пока сложно сказать - будет ли документ принят. Хотя кражи невест давно вышли за рамки комедийной ситуации из «Кавказской пленницы» и заканчиваются трагедиями, разбитыми судьбами молодых женщин и их детей.

Бишкек, 8-10 мая 2012 года.