Украине нужен Евразийский Альянс

Игорь Шевырёв
Украине нужен Евразийский Альянс
Киев и Евросоюз могли бы создать новое геополитическое объединение

Игорь Шевырёв

В предыдущей статье «Куда движется Украина» мы обозначили тенденцию: Украина заметно активизировалась на евразийском направлении. Однако за истекшие два года определенности во внешней политике не прибавилось, и основной вопрос «Куда движется Украина?» по-прежнему актуален. Пока что можно говорить об одном: времена романтической евроинтеграции «оранжевого» периода закончились. Но и европрагматика, на которую сделал ставку президент Виктор Янукович, тоже не дала своих результатов. В современном мире правит жесткая конкуренция…

…И каждый отстаивает только свои собственные нацинтересы, не обращая внимания на чужой прагматизм. А Украина сегодня не в том состоянии, чтоб диктовать свои условия Брюсселю.
Кроме того, осуществляя крутой поворот, Украина расширила политическую географию, сделав свои первые шаги в Азии. В частности, установлено стратегическое партнерство с Китаем, осуществлены первые серьезные выходы на рынки Юго-Восточной Азии.
Таким образом, можно говорить, что Киев, как минимум, сбалансировал собственную внешнюю политику. Однако этой сбалансированности все еще не хватает завершенности и осмысленности.
В результате, Украину периодически шатает из стороны в сторону: то в Европу, то в Евразию, иногда даже в Азию заносит. И постоянно бросает из одной крайности в другую. А значит, прежде всего, не хватает устойчивости и системности, четкости в осознании собственных нацинтересов. Украинцы только осознали свою «самость» и только по базовым пунктам. Так, сначала пришло осознание, что «Украина – не Россия». Потом добавилось, что и «не Европа». Но этого явно мало, и поиск национальной идентичности продолжается. Хотя, по сути, главный нюанс геостратегического положения Украины в том, что не нужно никуда метаться – лучше просто быть самой собой. Украине не нужно никуда идти: мы и так и в Европе, и в центре Евразии, на пересечении основных шелковых евразийский путей. Мы, в любом случае, будем сотрудничать со всеми блоками, альянсами, союзами. Самое главное, чтобы это сотрудничество не превращалось в «поле битвы». Например, как ни крути, но нам придется работать над собственной европейской стратегией, ибо Украина – непосредственная соседка ЕС. Но при этом и евразийскую стратегию тоже игнорировать не следует.
Если же Киев будет делать односторонние шаги – будь-то по пути евроинтеграции, или евразинтеграции, – от этого еще более повысится политическая турбулентность в стране, и даже возникнут угрозы нацбезопасности, территориальной целостности.
Так, если Украина пойдет по пути евроинтеграции, дезинтеграция охватит всю страну. А вступление в блок НАТО, являющийся единственной системой европейской коллективной безопасности, вообще приведет к окончательному распаду украинского государства на несколько региональных образований, каждому из которых потом придется разве что присоединяться к Евразийскому союзу на условиях полной капитуляции. Если же Украина войдет в Евразийский союз (ЕАС), риски дезинтеграции тоже высоки, но сугубо в локальных масштабах – то есть потеря только сравнительно небольшой части территории Украины. Таким образом, с точки зрения нацинтересов и национальной безопасности Украины и вступление в ЕС, и в ЕАС являются неприемлемыми.
Впрочем, никто Украину и не торопит вступать в эти геополитические проекты. Так, Брюссель никогда не ставил вопрос о членстве Украины в Евросоюзе. Киеву с большим трудом дается даже малосодержательная и сугубо статусная евроассоциация. В то время как о дальнейших этапах евроинтеграции (Шенген, «зона евро») вообще не может идти и речи.
Москва, в свою очередь, тоже не делала публичных призывов о вступлении в ЕАС. Пока что также речь идет только о промежуточной интеграции: в Таможенный союз и ЕЭП.
Специфика момента заключается еще в том, что и ЕС, и ЕАС находятся сейчас на стадии геополитической неопределенности, неясны их перспективы, будущая конфигурация. И в этой связи, тем более, оба проекта ничего не могут предложить Украине.
Украина слишком большая, самодостаточная, имеет огромный потенциал и ряд конкурентных преимуществ, способных изменить баланс сил как в ЕС, так в ЕАС. В том числе, по сценариям, которые не вписываются в планы Москвы или Брюсселя. Собственно говоря, «рекомендации членства» из обеих столиц направлены на то, чтобы устранить этого самого украинского конкурента. ЕС и РФ хотят доминировать на Украине без конкуренции со стороны местного капитала. Отсюда и исходит важное пояснение, что каждую рекомендацию (будь-то ЕС или РФ) необходимо преломлять сквозь призму украинских национальных интересов.
То есть Украина, пользуясь внутренним замешательством ЕС и ЕАС, имеет реальный шанс сосредоточиться на себе самой, чтобы провести все необходимые внутренние реформы и набрать международный вес. Чтобы впоследствии с Украиной вели переговоры не о присоединении (слиянии), а о сотрудничестве и создании равноправных альянсов.
Как показывает национальная история, над Украиной хотели властвовать многие, но не так уж просто на практике получить такую власть. А еще сложнее бывает потом эту власть удержать. К слову, Москва вместе с Брюсселем в этом уже не раз могли убедиться. Украина стала для них как «кость в горле», которую и не проглотишь и не вытащишь, но об которую еще и зубы можно обломать. Украину могут удержать только сами украинцы. Если, конечно, объединятся. Когда украинцы погрязают во внутренние распри – Украина пребывает в руинах. Но когда украинцы объединяются – страна преобразовывается в реальную силу, способную составить конкуренцию всем своим ближайшим соседям. Никто нам не сможет помочь – ни Владимир Путин, ни Европа, пока мы сами не сможем сформулировать формулу своего национального консенсуса. Москва и Брюссель могут разве что попытать нашу лояльность, но и это обманчиво. Украинцы не падки на кумиров. Украина хочет сама быть в центре всеобщего внимания, не заглядываясь ни на кого.
Отсюда первый вывод – Украина сейчас должна сосредоточиться. На основе выбора собственного национального пути. Нужно уйти в себя, кропотливый труд и сосредоточенность. Необходима национальная консолидация ради реформ. Кстати, Россия тоже идет по этому пути, она сосредотачивается вокруг своих базовых ценностей. Китай – еще один пример для развития, и здесь тоже наблюдается всплеск национальной консолидации. Тем же путем идет и Грузия, которая на постсоветском пространстве раньше всех стала на путь реформ и успешно преодолела все рудименты советского наследия.
Нет таких проблем, которые бы мы не смогли решить сами. А недостижимых целей, как известно, не бывает. Украина в состоянии решить все свои проблемы самостоятельно, без вступления в какие-либо союзы и на основе собственных ресурсов, сделав ставку на свой богатый опыт, а главное – национальный интеллект.
На европейском направлении оптимальным вариантом могло бы быть не вступление ЕС (которое как журавель в небе), а евроассоциация (которая как синица в руках). Однако, самое главное – необходимо отойти от разговоров об евроинтеграции, а заняться конкретной модернизацией, воплощением европейских критериев во все сферы жизни. Украина имеет непосредственную границу с ЕС и, в любом случае, всегда будет торговать с Европой. А значит, как ни крути, нужна зона свободной торговли с ЕС. Точно так же как нужна ЗСТ и на восточном направлении (в том числе, в рамках СНГ). Тем более что европейский рынок с его высокими стандартами качества – это то, к чему нужно стремиться. К тому же это снижает монопольную зависимость от российского рынка во избежание потерь, которые Киев сейчас несет в товарно-продуктовых войнах.
На евразийском направлении оптимальным вариантом могло бы стать создание между Украиной и будущим Евразийским союзом Евразийского Альянса (ЕАА).
Подчеркнем: само по себе вступление в Евразийский союз не придаст устойчивости Украины. Другими словами, ЕАС – это опора только на одну ногу, а на одной ноге не устоишь. Например, Европа. А если уж заключать модернизационный альянс с Россией, необходимо также создавать такой альянс и с Китаем, который уже осуществил много прорывов в модернизации и инновациях.
Евразийский Альянс – это не просто компромисс. Это оптимальный баланс между вызовами, с одной стороны, глобализации, евроинтеграции и поиском формулы украинской евразийской стратегии. А с другой – необходимостью сохранения национального суверенитета, гарантий территориальной целостности Украины.
Евразийский Альянс – это шаг в будущее. В то время как Украина все еще пытается искать компромиссы в прошлом. Например, сейчас в качестве компромисса рассматривается ЗСТ СНГ. Правда, на практике это в большей степени выглядит как снисхождение со стороны России, стремление Москвы удержать Киев хотя бы рамках зыбкой оболочки Содружества, коль втянуть в новый Союз никак не получается. Россию создание ЗСТ СНГ ни к чему не обязывает, равно как и для Украины это тоже не решает стратегических задач. Украина как государство вряд ли вступит в Евразийский союз. Потому что если это произойдет – Украины вообще не будет: все постсоветские земли снова сольются в одно государство.
Евразийский Альянс – это не только «союз» с Россией, а гораздо шире – оптимальная формула евразийской интеграции Украины. Не только оптимальный ответ по отношению к путинскому Евразийскому союзу, но и реальная возможность вплотную сосредоточиться на собственном развитии, трансформации экономики под актуальные вызовы современности, чтобы стать равноправным и самодостаточным партнером в Евразии.
Евразийский Альянс – это отчасти формат регионального лидерства, он может быть направлен как на восток, так и на запад, а также на юг. Украина уже отчасти продвинулась в реализации своего регионального лидерства. Прежде всего, в отношениях с Грузией. Создан и функционирует ГУАМ, но это не избавляет от проблем во взаимоотношениях с Россией, где пока что интеграционные инициативы исходят только из Москвы. В то время как Киев все еще не сформулировал свои украинские инициативы. А значит, что помимо регионального союза, без Евразийского Альянса не обойтись.
Евразийский Альянс – это нечто большее, чем просто региональное лидерство. Это, прежде всего, четкая констатация факта: будущее европейской Украины – в Евразии, а необходимость собственной национальной евразийской стратегии – это объективная реальность украинского государства.

P.S. Кстати, Грузия, со своей стороны, тоже могла бы создать с Россией свой Евразийский Альянс. Или, скорее, Кавказский Альянс. Но сейчас это не может быть актуальной задачей. До тех пор, пока не восстановлена попранная территориальная целостность Грузии, ни о каких альянсах между Тбилиси и Москвой, скорее всего, не может быть и речи…

Опубликовано в газете "Киевский телеграф"
http://www.telegrafua.com/country/12854/