Ветка сирени

Ольга Хамдохова
1
 
Геля проснулась около пяти часов утра. Открыла глаза. Холодный лунный свет лился в окно, не задернутое портьерами. Начинался новый день. Вставать не хотелось. Но еще вчера она дала себе слово: перед школой еще раз повторить теорему. Сегодня девочка мечтала получить отличную оценку. «Счастье у меня только начинается», - думала она, доставая из-под подушки учебник геометрии. Но теорема в голову не шла. Наверное, так вызубрила, что повторять просто не было желания.

Девочка встала, выглянула в окно, бабушка хлопотала на грядках. Помогать в такую рань не хотелось. Она взяла из тайника свой дневник. Полистала, почитала. Дневник теперь был ее другом. Она часто вспоминала подружку Милу, которая каждое лето на каникулы приезжала из Львова к родственникам в Прохладный. Мила старше Гели, их разделяло года два, а это казалось почти как 20 лет. Гостья из Украины серьезно рассуждала, поучала. Много и интересно рассказывала о своей жизни в большом городе, о маме, папе и братике. Геля вслушивалась в каждое слово подруги. В голове поселилась одна мысль: она должна приложить все силы, чтобы быть похожей на Милу, аккуратную славную девочку.

Как-то раз в очередной летний отдых Мила принесла на сеновал толстую тетрадь. Геля думала, что это новая художественная книга, подружка была большой охотник чтения. Но Мила объяснила: «Это мой дневник». Геля, не поняв, подняла подругу на смех: «Охота было тебе тащить его в такую даль. Хочешь похвастаться своими пятерками?»

Мила улыбнулась и объяснила Геле, что сюда, в тетрадь, она записывает, как прошел день, что тронуло ее душу, что запало в сердце. Одним словом, свои дела и сокровенные мысли. Подружки почти до вечера читали дневник Милы, Геля с открытым ртом вникала во все написанное, о таком общении сама с собой она никогда не слышала, поэтому все впитывала, будто губка. Представляла город, в котором живет Мила, как семья проводит свободное время, куда ходит, что видят, какие новости у Милы в школе. И слезы невольно навернулись на глаза.

Геля несколько дней была под впечатлением от увиденного и услышанного. Она решила, что непременно заведет себе точно такую же тетрадь, и будет писать о своей жизни. Девочка задумалась и загрустила, жизнь-то у нее серая, однообразная. Но все равно сходила в магазин, купила общую тетрадь и стала вести дневник.

Переписка между девочками в учебный год не прекращалась. Мила подробно писала подружке о том, что прочитала, в какой кружок записалась, на какой литературный вечер ходила, делилась новыми стихами о любви. Геля училась у Милы излагать свои мысли. Сначала письма были корявые, нескладные, а через год Геля уже общалась с подругой на равных.

С каждым годом тетрадей становилось все больше и больше. Письма Милы она хранила с оконченными дневниками, складывала все в старую хозяйственную сумку, с которой бабушка когда-то ходила на работу. Иногда она брала ее на сеновал, раскладывала тетради по годам и приговаривала: «Вот она, моя жизнь, год за годом, день за днем».

Общение с Милой научило Гелю анализировать свою жизнь, излагать мысли на бумаге, после этого ей все становилось яснее и проще. Главное, легче. Семья, в которой она росла, была далека от образцовой. Родители жили как кошка с собакой. Когда Геле было 10 лет, в пьяной драке убили отца. Мать стала заливать горе водкой. О детях она никогда не вспоминала. Геля и ее младший брат Сеня переселились к бабушке, матери по отцовской линии. Она была неграмотной женщиной, но очень добрым человеком. Детей воспитывала по принципу: чтобы всегда были одеты и накормлены. Бабушка понимала: многого она не может дать быстро растущим и развивающимся внукам, зачастую уже они учили ее уму-разуму.

2

Дети жили своими представлениями о добре и зле, человеческом достоинстве. Они хотели быть такими же и иметь все, что есть у сверстников в благополучных семьях. Но бабушкина пенсия и детские мизерные пособия не могли обеспечить достойную жизнь подросткам. В 14 лет Сеня совершил кражу из квартиры. Взял с собой все, что было ценное: деньги, золото, новую одежду. Он так профессионально сработал, что долгое время эта кража оставалась нераскрытой. Милиция была в поиске. А он тем временем понемногу тратил деньги на подарки бабушке, Геле и на себя любимого. Золото припрятал в сарае до хороших времен, понимал: начнет продавать – быстро арестуют.

Вышли на него случайно. Замир Питович Сохов, начальник криминальной милиции Прохладненского ГРОВД, торопился на коллегию в МВД. Его водитель в этот день как раз отпросился по срочным семейным делам. Пришлось сесть за руль вместо шофера. Выезжая из города, решил закурить. Оказалось, сигареты кончились, вот и пришлось подрулить к магазину на окраине. В магазине был один покупатель - мальчик лет четырнадцати. Приобретал он только сладкое, по-взрослому интересуясь товаром у продавца. Сохов в спешке, возможно, и не обратил бы внимания на такого юного клиента, если бы ребенок не стал расплачиваться купюрой самого высокого достоинства. Мальчик покупки аккуратно сложил в пакет и покинул торговую точку, на прощание, одарив продавца открытой лучезарной улыбкой.

Замир Питович поинтересовался: «И часто у вас бывают такие оптовые покупатели?». Продавец изложил все, что знал о мальчике. Живет с бабушкой и сестрой. В последнее время почти каждый день покупает сладости в большом количестве и на приличные суммы, расплачивается, как правило, крупными купюрами. На вопрос, где берет деньги, ответил продавцу, не задумываясь: «Дядя в Чечне служит, приехал погостить, вот и балует племянников».

У начальника криминальной милиции было единственное желание: вместе с подростком отправиться в отдел внутренних дел и заняться Сеней на причастность к совершенной краже из квартиры, которая оставалась «висяком». Но на коллегию опаздывать нельзя, придется повременить до возвращения обратно в отдел.

После обеда Сохов был уже в рабочем кабинете. Собрал оперативников, сообщил о случайно добытой информации о мальчике. Другая новость тоже бередила душу, но пока озвучивать не стал, решил повременить, не время отвлекать личный состав на ее обсуждение. Многие работники уголовного розыска причастность маленького мальчика к этой краже опровергли сразу. Они были уверены, что там прослеживалась рука «домушника» со стажем.

3

Доставленный с бабушкой и допрошенный Сеня долго настаивал на своем: деньги дал дядя, о краже вообще ничего не слышал. Бабушка, не привыкшая за свою долгую честную жизнь к обману, рассказала все как на духу. Дяди в Чечне нет, внук сказал ей, что деньги нашел, но сумму не называл. Оперативники искренне удивлялись преступному мастерству практически еще ребенка.

Тут в отдел прибежала мать мальчика. То ли с вчерашнего перепоя, то ли уже так отметила сегодняшний день, - понять по ее испитому синюшному лицу трудно было. Она громогласно стала истошно причитать: «Разве я советовала ему воровать? Да разве я учила его плохому?»
Где-то в глубине души каждый оперативник жалел Сеню. Да, наверное, эта женщина прямо не учила дурному, но и положительно не могла влиять на сына. Если мать безнравственна, поступает на глазах у сына и дочери вразрез с нравоучениями, то чему могут научиться у нее дети…

Геля тоже жалела брата. Но помочь ему не могла. Когда его осудили и отправили в воспитательно-трудовую колонию, сестра каждый день писала ему письма. Сеня ответил только один раз, но над этим письмом Геля и бабушка плакали неделю.

Дорогие бабушка и Геля!

Я часто вспоминаю вас. Скучаю. Очень хочу увидеть, рассказать, как мне «на новом месте». Все думаю, почему так в жизни: у одних – детство прекрасное, они растут среди безграничной любви и доверия, а мы с Гелей, будто лишние на этом свете.

Теперь я смотрю на свою личную жизнь, как на историю. По прошествию времени понимаю, что другого пути у меня не могло быть. Вспомни, Геля, как часто видели мы ругань и драки своих родителей. Как часто отца пьяного и грязного доставляли домой его друзья и случайные прохожие. Отец постоянно занимал деньги и пропивал их, а бабушке приходилось за него расплачиваться. Поэтому мы всегда жили впроголодь. По примеру отца я рано начал курить. Слава Богу, что к спиртному у меня отвращение. Насмотрелся я на пьяных, в том числе на родных отца и мать, наверное, это и вызвало у меня непринятие спиртного на всю жизнь. Я сам себе дал зарок: никогда не брать в руки стакан с этим  зельем.

На кражу пошел, чтобы вашу жизнь сделать счастливее. Хотел, чтобы вдоволь наелись сладкого, а у тебя, сестренка, была одежда не хуже, чем у других. Ну, ничего, вы еще будете у меня сверкать своей красотой! Я вам обещаю. Как там в песне: «Все у нас впереди, все еще впереди!»
                Сеня

Геле становилось страшно за брата. Неужели после освобождения он возьмется опять за старое. Она не могла поверить, что еще недавно с Сеней учила уроки, играла в футбол, морской бой, считала его совсем ребенком. Сейчас в своем письме  рассуждает, как человек, проживший уже долгую, долгую жизнь.

Сестра резко почувствовала одиночество, когда дома не стало брата: они многое доверяли друг другу. Каждый день открывала Геля свой дневник, переворачивала новую страницу и писала о своей жизни.

«Мне так страшно. Не дай Бог, что-нибудь случится с бабушкой. Самой придется находить правильные решения, а я, по сути, еще ребенок».

«Детство у меня отнюдь не радужное. Мы с братом предоставлены сами себе и «рулим» своей жизнью самостоятельно. Результат - плачевный: брат в тюрьме. Я тоже не святая, уже пробовала курить, пить. К счастью, Бог уберег меня скатиться по наклонной, хотя легко могла попасть в плохую компанию. Балансировала буквально на грани. Многих моих подружек уже не узнать. У меня, видно, хорошо развито чувство самосохранения. С раннего детства осознала, что загубить свою жизнь, как отец и мать, никому не позволю».

Допоздна она писала письмо брату. Часы показывали двенадцать. Но спать не хотелось. Недавно в ее жизни произошло самое волнующее событие: она влюбилась. Геля достала своего безмолвного друга и стала делиться своими радостями.

«Герман подошел и обнял меня. Так, без всякого повода. И я не отшатнулась, не испугалась. Целый день у меня было приподнятое настроение. Мне казалось, что все кругом добры и смотрят на меня нежно, с восхищением. Мне хотелось, чтобы он никогда не отпускал меня. Неужели Герман понял, что я давно люблю его. Интересно, а я ему нравлюсь? Быть может, он ко мне относится как к маленькой девочке. Он ведь знает, что мне 16. Герман на пять лет старше меня, городской. Столько всего знает, где только ни побывал, когда служил в армии».

«Рядом с ним я ощущаю себя действительно такой маленькой,  деревенской. Это мне даже нравится. Герман для меня самый близкий и дорогой человек. Он много интересного открывает для меня. Чем-то напоминает Милу. Это она распахнула дверь в новую, неизвестную мне жизнь. За это очень благодарна подруге. Жду ее с нетерпением летом».

«Свидания с Германом для меня самые счастливые моменты. Он всегда может поднять мне настроение, успокоить, посоветовать. Я влюблена! И чувствую, что тоже нравлюсь ему. Если бы мне было уже 18, может быть, предложил бы мне руку и сердце? Но я ничего не загадываю. Просто радуюсь нашей любви».

Геля каждый день писала восторженные страницы о Германе.

«Сегодня он мне подарил солнцезащитные очки. Модные в этом сезоне, о которых я мечтала. Сказал, что выбирал вместе с мамой. Мне очень интересно на нее посмотреть. Но на такой, как я, без роду, без племени, мне кажется, она не разрешит сыну жениться».

«Как  мечтаю выйти за него замуж. Сегодня даже ему об этом сказала. Но он честно ответил мне, что это очень серьезный шаг. Нужно получить специальность, найти достойную работу, а потом уже брать на себя ответственность за другого человека, создавать семью, рожать детей. Я поняла, что он меня просто жалеет. Не хочет или не может сказать, что я ему не нужна. Он же теперь знает, из какой я семьи, какая у меня мама, в общем, какая у меня жизнь».

«Жду его каждый вечер. Он приходит, проверяет мои тетради, спрашивает по предметам. Стыдно что-то не ответить, поэтому я днем усердно занимаюсь. Вечные проблемы с алгеброй и химией отошли в историю. Раньше учителя меня считали лентяйкой. На самом деле – я просто много думала о своей семье, частенько не слушала, что говорят на уроке: то в окно смотрела, то улетала куда-нибудь далеко-далеко в своих фантазиях… Сейчас учителя удивляются моим успехам. Одна из них сегодня спросила: «Ты в 10 класс собираешься? А мы хотели от тебя избавиться после 9-го». Мне стало так обидно, что я чуть не заплакала прямо при ней. Еле сдержалась, чтобы не нагрубить. Когда все вокруг против тебя, можно сломаться на всю жизнь».

«Сегодня целый день вспоминала, как познакомились с Германом. Я ехала автобусом в аптеку купить бабушке лекарство. Он сидел у окна и смотрел на дома. Я села рядом. Искоса посмотрела на молодого человека. Что-то сразу внутри екнуло. Такого со мною еще не было. Я рассматривала его. Он это почувствовал и посмотрел на меня вопросительно. Не знаю почему, я стала рассказывать о том, что часто болеет бабушка, что отца убили, мать пьет, брат в тюрьме. Он внимательно меня слушал. Так за откровенными разговорами с незнакомым человеком проехала свою остановку. Вышли вместе. Он сказал: «Я тебя найду», - и ушел. Никогда не думала, что он выполнит обещание».

«Он самый красивый мужчина на свете, самый мужественный, самый талантливый. Он – самый-самый…»

«Наконец-то весна. Все цветет. Мы гуляем с Германом, вдыхаем ароматы молодой листвы и цветов. Проходя мимо чужого палисадника, Герман сорвал пушистую ветку белой сирени. «Пусть всегда у тебя будет жизнь светлая и цветущая, как этот подарок природы». Мне сразу стало грустно. Ничего хорошего от жизни не жду».

Герман по-доброму относился к Геле. Дарил ей мягкие игрушки. За год собралась целая коллекция. Потом романтические отношения стали таять как снег весной. Он все реже и реже стал приходить к Геле, ссылаясь, на занятость, на срочную работу, на болезнь мамы. Влюбленность Германа так и не перешла в любовь. Он стал отдаляться от девочки все дальше и дальше, а потом просто забыл о ней.

 «Не верю, что он меня бросил. Может быть, я для него действительно маленькая?"

«Я очень скучаю. Пусть он меня не любит. Можно же остаться друзьями. Все мысли только о Германе. Для меня его уход - трагедия. Его чувства ко мне, видно, улетели вместе с тополиным пухом. Но мои - сильные, они не могут вдруг исчезнуть. Я не хочу жить».

«Мне не жить без Германа. Не могу и не хочу  быть на белом свете без него».

«Я знаю, все в жизни совершают ошибки, примером тому мама, брат… Идеальных людей в природе нет. Быть может, и я когда-нибудь совершу ошибку, за которую будет больно и стыдно».

4

Геля ходила сама не своя, бледная, изможденная, нервная. Бабушка волновалась состоянием внучки. Пыталась как-то изменить ситуацию, достучаться до души Гели, убеждала, что главная ее любовь еще впереди, но все было бесполезно. Девочка никак не реагировала на уговоры. Она целыми сутками молчала, уткнувшись в свой дневник. Бабушка для нее оставалась единственным родным человеком и благодарным слушателем. Она была в курсе всех событий  внучки, всегда поддерживала, давала дельные советы. Но о взаимоотношениях с Германом, о своих личных переживаниях Геля молчала как рыба и с бабушкой.

Несмотря на душевные волнения, выпускные экзамены Геля сдала на все пятерки. Сама себе доказывала, что не хуже других. Очень ждала Милу. Ей казалось, приедет подружка, и они найдут выход из тупикового положения.

Мила прибыла в город в начале июля. Подружки целыми днями читали свои дневники. Все записи дневника Гели были о любви к Герману, он поразил воображение Милы. Представляла рыцарем или богатырем из сказки. Но Геле сказала: «Да брось ты сохнуть по нему. Что мало в городе других парней. Мы тебе найдем лучше. Вон, смотри, какая ты красавица. В большом городе давно бы уже по подиуму ходила и забыла о своем Германе».

Геля понимала, что изменить уже ничего нельзя, вернуть Германа невозможно, но в мыслях и делах был только он. Ах, эта нежная, как первые весенние цветы, трогательная первая любовь. Она всегда и у всех ассоциируется с чем-то очень дорогим в жизни. Не зря говорят, что эта любовь самая сильная.

Вечером подружки отправились в магазин. У кассы столкнулись с Германом. Геля от неожиданности и безответного чувства чуть сознание не потеряла. Мила тем временем стояла и рассматривала надпись на чипсах. Герман, будто вчера виделся с Гелей, непринужденно поздоровался, поинтересовался итогами экзаменов. Девочка, заикаясь от волнения и нахлынувших чувств, автоматически рапортовала о своих успехах. Мила догадалась: «Это он, возмутитель спокойствия ее кавказской подружки».

Однако в разговор не вступала и вообще хотела выйти на улицу и там подождать Гелю. Но Герман взял Милу за руку и сказал: «Куда же вы, мы еще не познакомились. Геля, представь мне подружку». Геля, с румянцем на щеках от взволновавшей встречи и состоявшегося разговора, едва соображала. Как-то скомкано и сдержанно познакомила их. Герман вышел с девочками из магазина и довел их до дома Милы.

Герман не торопился покидать подружек. Он подробно расспрашивал Милу, на какой период времени  приехала, у кого остановилась, какие у нее планы после окончания школы. Мила замечательный рассказчик и опытный оратор вслух строила планы на будущее. Сообщила: документы сдала в университет, хочет стать журналистом-международником, так как прекрасно владеет двумя иностранными языками. Про себя Геля отметила, что Герман слушал Милу так же внимательно, как когда-то ее. Смотрел на гостью влюбленными и преданными глазами.

Геля стояла, и кошки скребли по сердцу. Она не знала, что ей делать: обидеться на Милу и уйти, не попрощавшись, или стоять и наблюдать, как уже Мила кокетничает с Германом. Она смотрела на своего возлюбленного, и ей так хотелось ударить его по лицу и убежать навсегда. В тот момент девочке казалось, она ненавидит его со всей яростью. Больно было осознавать, что так ошиблась в своей любви, что он оказался совсем не таким, каким Геля представляла, рисовала в воображении.

Это были только слова, на самом деле любовь в сердце девочки оставалась и по сей день. Когда-то она была готова ради него на все. Но и сейчас, если бы Герман поманил ее, Геля отправилась бы за ним куда угодно, хоть в Сибирь на каторгу, хоть в пустыню на верную смерть. А он стоит рядом и в любви признается другой, ее кумиру, ее любимой подруге. «Красивая и смелая дорогу перешла», - недаром я так люблю эту песню, потому что это обо мне», - почти вслух произнесла девочка и выбежала на улицу.

Домой Геля шла в полуобморочном состоянии. Бабушки как назло дома не было, девушку разрывали на части обида и ревность. Она бродила по дому и не знала, что делать, чтобы не сойти с ума.

5

Тут Геля вспомнила свою мать. Может быть, от безысходности в жизни стала такой? Она побрела к ней домой. Войдя во двор, ужаснулась его состоянием, будто после бомбежки в блокадном Ленинграде, раньше что-то подобное видела на картинке в учебнике.

В комнате людей не было видно, но зато слышно за квартал. Из-за табачного дыма девочка не могла определить, сколько человек кутит в комнате матери. От этого смрада стало тошнить. Она открыла двери и окна. Мать пьяная, грязная, растрепанная, будто только что вылезшая из дымохода, стала возмущаться и нецензурно выражаться:

- Кто тут хозяйничает? Это мой дом.

Она подошла к Геле и стала бить себя в грудь. Дочь не знала, как себя вести. Но уходить не хотелось. Просто некуда было. Мать, шатаясь и ругаясь на чем свет стоит, едва узнала дочь.

- Ты? Что бабка умерла? Или конец света наступил, раз дочь пожаловала ко мне. Андрюха, наливай, старую поминать будем.

Геля молчала. Мужик неопределенного возраста разлил спиртное в давно не мытые стаканы. Обитатели этого дома все, как по команде, схватили их и в момент опорожнили. Мать с полным граненым стаканом подошла к дочери:

- Пей, жизнь будет веселей. Горе забудется, чудо свершится, - и стала громко хохотать.
Геля взяла стакан, несколько секунд держала в руках, отгоняя от себя брезгливость и нежелание пить с этими людьми. Но потом вдруг подумала: «А может, мать права? Выпью, и все забудется». Она пила и не чувствовала вкуса содержимого. Рядом какой-то бомж для закуски держал кусок соленого огурца. Но она рукой отвергла этот сервис.

Просвета между тостами, видно, у этой компании не было. Ей тут же мать поднесла еще стакан. Геля не сопротивлялась. Залпом выпила водку и сразу вышла на улицу. У нее горели глаза, но больше всего – душа. Девочка, разгоряченная спиртными напитками, брела домой, ничего не понимая. Смеркалось. Геля без цели бродила по каким-то улицам, сидела на лавочке у каких-то домов, и никому не было дела до этого юного создания.

Тем временем Герман уже прогуливался с Милой. Они дошли до его дома, и он пригласил ее к себе в гости. Девушка отказывалась, но кавалер был настойчив: мама в санатории, папа в командировке в Чечне. Так что он один в доме хозяин.

Мила уступила новому знакомому. Вместе пили чай, рассматривали альбом с фотографиями, где Герман позировал от рождения и до настоящего времени, болтали обо всем и в то же время ни о чем. Герману нравилась Мила. Да и Миле он показался интересным собеседником, со здравыми рассуждениями. В это время соседка принесла горячие пирожки с яблоками. Молодые продолжили чаепитие, Герман подливал Миле горячего чая и, не отрываясь, смотрел на нее влюбленными глазами.

Девушка забеспокоилась, ей пора, тетя будет волноваться, ведь она пошла в магазин и так задержалась. Герман не хотел отпускать Милу, но не стал настаивать остаться.

Он провожал свою новую знакомую и уже знал, какая девушка ему нужна: из хорошей семьи, образованная, с такой не потеряешься в жизни. Молодые люди еле расстались. Герман с нетерпением ждал следующего дня, они договорились встретиться в парке.

Домой Герман шел в приподнятом настроении и размышлял: «Как неожиданно все меняется в нашей жизни. Сегодня утром я еще не знал Милу, а вечером она стала для меня близким и родным человеком».

Возвратившись домой, он вымыл посуду, сложил в альбом фотографии и положил его на стол. Завтра досмотрит его с новой знакомой. Лег на диван, стал вспоминать минуты, проведенные с Милой, ее очаровательную улыбку и не заметил, как уснул.

6

Соседи выбежали на улицу от страшного женского крика. Родная сестра Германа, которая жила в ста метрах от родительского дома, бегала по двору и плакала. Нет, на плач это не было похоже. Она ревела, как дикие звери, почуяв опасность. Добиться от нее причины горестных слез никто не мог, она, будто немая, только показывала на дом.

В доме было тихо, горел ночник. На диване в луже крови лежал Герман. Соседка - тетя Маша - тут же вспомнила, что час назад она приносила ему пирожки, он был с Милой (так он представил свою знакомую девушку). Многие стали повторять, что тоже видели Германа с молодой и красивой девушкой, когда они шли к нему в гости. А вот уходила ли Мила от Германа, никто не видел.

Звонок об убийстве в доме Семеновых в дежурную часть поступил в 22 часа. За несколько минут до этого Замир Питович, оценив обстановку как благоприятную, как раз собирался ехать домой. Дежурный застал его прямо на выходе из кабинета. Выслушав информацию об убийстве, он тут же с оперативной группой направился по адресу.

Картина была хрестоматийной для бытового убийства. Преступники не имели цели ограбления квартиры, порядок вещей в квартире нарушен не был. Молодой человек лежал на спине с множественными колотыми ранениями в грудь. С первого взгляда можно было догадаться, что удары наносились кухонным ножом.

Соседи утверждали, что с убитым целый вечер была незнакомая, по-видимому, приезжая девушка. Нашли очевидца, который знал Милу и тоже подтвердил, что видел, как она входила во двор к Герману. Эксперт еще до вскрытия был уверен, что убитый трезв. Тем более такое убийство казалось загадочным, все соседи в один голос заявляли, что они подозревают именно Милу.

Сотрудники уголовного розыска тут же отправились по месту жительства гостьи города. Девушка только что легла и читала книгу. Ее подняли с постели и привезли в отдел. Мила вместе со своей тетей совершенно непонимающими глазами смотрели на работников милиции. За всю жизнь никаких противоправных действий никто из них не совершал. Что могла Мила сделать в чужом городе, едва приехав, женщины не подозревали. Вопросов было больше, чем ответов. Но они спокойно и терпеливо ждали, когда прояснится ситуация.

Замир Питович поинтересовался у девушки впечатлением о городе, где успела побывать, на что посмотреть. Мила спокойно рассказывала, что только второй день как приехала, но бывает здесь каждое лето. Сегодня в магазине познакомилась с молодым человеком. Потом они гуляли, потом были у него в гостях. Начальник тактично поинтересовался:

- Наверное, парень с каким-нибудь звучным именем, и зовут его Бронислав…

Девушка засмеялась:

- Вы почти угадали, у него редкое имя – Герман, как у космонавта или фамилия у писателя. Оно ему, кстати, подходит. Он тоже весь такой загадочный, не похож на сегодняшнюю молодежь.

Сохову ничего больше не оставалось делать, как сказать о смерти Германа. Девушка недоверчиво и очень спокойно смотрела ему в глаза, в которых совершенно не было ощущения страха:

- Это какая-то ошибка, мы с ним последний раз разговаривали по телефону в двенадцатом часу. Он собирался ложиться спать.

Опытным чутьем оперативника Сохов сразу решил, что Мила к убийству Германа не имеет прямого отношения. А это означало, что вся работа над раскрытием преступления впереди.

7

Геля зашла домой, когда бабушка уже укладывалась спать. Посидела на кухне. И все думала и думала об измене Германа с ее лучшей подругой. «Надо с ним поговорить», - сказала она себе и отправилась к Герману. В голове все кувыркалось, дорога казалась длинной и неровной.

На радостях от нахлынувшей новой любви Герман не закрыл ни калитку, ни входную дверь. Геля беспрепятственно прошла в дом. Несколько минут смотрела фотографии, съела пирожок и, увидев на столе нож, приняла решение убить Германа. Эти дикая мысль возникла в ее голове спонтанно. Геля подошла к спящему на диване недавно любимому человеку. Он лежал на спине, забросив руки за голову. Алкоголь и ревность совсем свели ее с ума. Она тут же стала наносить удары ножом в грудь Германа. Потом, не прячась и не ощущая страха за совершенное деяние, вышла на улицу и медленно побрела домой. В руках открыто несла орудие преступления – кухонный нож.

Геля пришла домой, зашла в ванную. Долго рассматривала в зеркало испачканную кровью майку и шорты, вслух бормотала: «Неужели убила? Нет-нет, не может быть». Она так закричала, что бабушка, едва живая от страха, еле передвигая ноги, заглянула к внучке. Девочка бледнее мела кричала еще громче: «Я убила, зарезала, нанесла пять ударов».

Бабушка смотрела на окровавленную внучку и не могла понять, что она с собой сделала. На стиральной машине увидела чужой кухонный нож, на котором была кровь. Тут до нее дошел смысл слов Гели: это она кого-то убила. Старушка не знала, что делать. На часах был третий час ночи.

Бабушка вышла во двор, хотела присесть на лавочку, но ноги не слушались, стали ватными, чужими. Она упала, так не смогла подняться до утра. Видела, как Геля вышка за калитку и куда-то направилась, но остановить внучку у нее не было сил.

Как только забрезжил рассвет, в бабушку, будто кто-то вдохнул силы, она встала, и побрела в милицию. Дежурный внимательно выслушал рассказ старушки. Следственно-оперативная группа, только что вернувшаяся из дома Германа, тут же незамедлительно направилась к Геле. В ванной комнате на полу валялась окровавленная одежда девочки и нож.

На столе лежала тетрадь. Аккуратным детским почерком Гели было написано:
«Это моя последняя запись в дневнике. Сегодня, а может, даже сейчас меня арестуют. Я пойду в тюрьму. Впервые за долгое время чувствую свободу и легкость. Любовь должна дарить радость, а не боль. Мне же было предоставлено все наоборот. Только что я совершила убийство любимого человека за то, что он предал меня. Обидно до слез: моя жизнь также не удалась, как у всех членов нашей семьи. Кого в этом винить? Только себя, что я слабая и одинокая. Ветка сирени, подаренная Германом, не принесла мне счастья. А я так надеялась на чудо… Прощай, дневничок, иди в архив. Быть может, через много лет я вернусь домой, буду читать тебя и плакать над ушедшей юностью и не сложившейся жизнью».

Следственно-оперативная группа уже садилась в машину, когда водитель увидел медленно идущую по улице девушку. Геля возвращалась домой. Она сама подошла к сотрудникам милиции и сказала: «Я его убила. Он предал меня».
Потом уже, на следствии, Геля узнает, что по заключению судебно-медицинской экспертизы, она нанесла Герману девять колото-резаных повреждений, и он умрет от острой внутренней и наружной кровопотери, так и не проснувшись.