Я помолюсь чтоб не было войны

Алексей Аимин
 

Не люблю писать о том что не видел и в чем не участвовал. Я так и не узнал двоих своих дядек, что совсем молодыми ушли на фронт и пропали без вести.
Близких родственников участников войны больше не было, а дальние особо не стремились что-то рассказать...
 Все что тогда писали о войне было пропитано патриотизмом и заправлено ненавистью к врагу. Мы воспринимали это как положено - врагов ненавидели и слово фашист было самым ругательным.
Только позже в моей жизни были эпизоды не вписывающиеся в общую картину.
 От моего  родного города Пензы - линия фронта остановилась в 200 км. Лишь пару раз немецкие самолеты разведчики "Рама" до него  долетали. Так что война наши места не задела и рассказов очевидцев военных действий мы были лишены. Тем более в  50-60 годы ветераны в большинстве помалкивали. Похоже то, что они видели,  не очень-то совпадало с книгами и фильмами о войне.
Мои встречи с реалиями войны  произошли позже.
После окончания института я был направлен в Белоруссию, где произошла первая встреча с ними. На заводе, куда меня направили,  работали два бывших полицая. Воспитанный на патриотических фильмах я смотрел на них как на предателей Родины.
Удивило, что все к ним относились как к обычным людям (они отсидели по 10-15 лет). Лишь  иногда работяги поддевали их, в связи с замаранным прошлым. Тогда я не знал, что сажали  всех кто хоть день работал на немцев, и конюхов и истопников комендатур. Смерш работал с пристрастием. Если бы было доказано участие их в карательных операциях и чьей-то смерти - в живых точно бы не оставили.
               Через три года переехав под Питер я вновь столкнулся с неофициальной оценкой уже далеких событий.
- Там они зарыты - прям за огурцами. - махнула в угол своего огорода тетка моей жены Антонина.
- кресты поначалу березовые были - сгнили. Потом, мы этот пустырь у дороги к нашему огороду прирезали...
Внук все порывается раскопать - не разрешаю.
Тесть в своих разговорах часто поминал  "партизана Васю" и говорил, что если бы тот вернулся в  поселок, то он бы с ним разобрался!
Тесть воевал с первых дней и вернувшись домой узнал что дом, который он построил за год до начала войны сожжен. История  такова. Случилось это в конце июля 1941 года. Из центра  приказ - "Врагу ничего не оставлять!". На местах этот приказ воспринимался по своему. Партийная ячейка поселка уходя в партизаны постановила, что каждый активист перед вступлением немецких войск должен поджечь свой дом и два соседних.  Вася выполнил приказ не полностью: два соседних поджег а свой оставил.
Как потом оказалось, он остался в живых, но домой не вернулся, то ли стыдно  было, то ли разборок боялся.
               Последний раз я столкнулся с войной уже в 2000-х. Моя бригада Прокладывала водопровод в одном из новгородских сел. Переходили дорогу и в самом центре поселка и под асфальтом на глубине метра - два скелета. Ни остатков одежды, ни каких-либо предметов - ничего. Бригадир, воевавший в Сербии и Чечне сразу же:
- "Кладем трубы и зарываем. Нам полдня дали на переход дороги и только разборок с прокуратурой и прочими не хватает".
Я пошел порасспросить местных жителей. Узнал, что скорее всего это были немцы. При наступлении наших войск они были убиты и свои их не успели захоронить. Документы, и знаки отличия, скорее всего у них забрали. Местные жители закопали их то ли голенькими то ли в нательном белье. И все. Позже я узнал о древнем обычае  - хоронить врагов на дороге, чтоб они быстрее превратились в дорожную пыль и памяти и следа от них не осталось...
              Сейчас можно спорить, кричать и разбираться в тех далеких событиях.: - тот виноват - этот...  Каждая семья была затронута войной и у каждого может быть своя правда о тех страшных днях. А у меня она тоже своя:
ВОЙНА ЭТО СТРАШНО!
Стираются грани добра и зла, исчезают моральные принципы, люди становятся НЕЛЮДЯМИ. 
Добавлю только это стихотворение:
  МОЛИТВА      
Я помолюсь, чтоб не было войны,
                Хоть воевать уже мне не придётся,
             Придется парню, что с девчонками смеется.
                Я помолюсь, чтоб не было войны.
                Я попрошу, война чтоб обошла
                Все города, деревни, все селенья,
                Да что там – все земное населенье,
                Я попрошу, война чтоб обошла!
                Господь, прошу войну останови,
                Всех, кто готовит нам ракеты, мины,
                Ты вставь мозги им, заменив мякину.
                Господь, всех жаждущих войны останови!
                И не устану я тебя благодарить,
                Да что там я, ведь я один из многих,
                Не допусти смертей, калек убогих!
                И не устану я тебя благодарить...
Я помолюсь, чтоб не было войны,
                Хоть воевать уже мне не придётся,
                Придется парню, что с девчонками смеется.
                Я помолюсь, чтоб не было войны.
Сборник "Часовые памяти-2014 г". Москва.