4. Нью Брансуик

Евгения Серенко
 «Ты знаешь, где  живут самые большие лобстеры?»

 Это был первый вопрос, который задал мне новый клиент. Много лет назад он попал в аварию  и лишился возможности ходить. Но не только этого:  он потерял память. Помнил то, что было до аварии, но не то, что после... Мое имя он так и не запомнил  за  те два года, что я работала с ним. 
 Каждое утро я составляла  список –  какие лекарства и когда принять, куда съездить...  (а в Канаде тем,  кто не может ходить самостоятельно, бесплатно дают скутер),  кому позвонить... А  следующим утром  Мэтт виновато искал вчерашний список: «Я положил его на самое видное место... Где же он?»
 
 Удивительна  человеческая память...
 Однажды я увидела на кухне початую бутылку виски.  «Мэтт! Что это? – возмутилась я. –Тебе же нельзя!» И Мэтт, который никогда не  повышал голос,  неожиданно громко сказал: «Поставь на место. Это – смерть». И рассказал, что в  день, когда рухнули его мечты, он выпил виски и сел за руль. А потом – полгода в больнице...  потеря ног и памяти.  Я поставила бутылку на место – и так она и стояла  до того дня, когда пришло  время  перебираться Мэтту в  специальный пансионат...

 «Ты знаешь, где живут самые большие лобстеры?» – спрашивал он каждый день. И я серьезно отвечала:  «Нет. А где?» «В Нью Брансуике!»

 Как-то я не застала его дома. Знала, что он ездит в  «Тим Хортонс» неподалеку,  и отправилась его искать. Открыла дверь в кафе – и услышала: «Вот ее спросите!  Она точно знает, где живут самые большие лобстеры!  Спросите, если мне не верите!» «В Нью Брансуике», - ответила я, и счастливый Мэтт засобирался домой.
 
 Когда-то, когда он был здоров, они  с подругой ездили во Фредериктон – столицу Провинции Нью Брансуик, и то счастливое время запомнилось ему самыми большими лобстерами...
  Я видела эту подругу. Милая женщина; она навещала Мэтта на Рождество и в день его рождения. Он не помнил ее имени, но каждый раз  спрашивал, не бывала ли она в Нью Брансуике – там, где живут самые большие лобстеры?..
 
 С Мэттом у меня связан один странный случай.  Он жил один  в специально приспособленной для инвалида квартире. Я проверяла, есть ли у него еда, и когда было нужно, шла в магазин. Свою сумку я оставляла у него – магазин был совсем рядом.
И вот однажды я уже подошла к двери и вдруг услышала тихое и отчетливое: «Возьми свою сумку». Я вернулась  и объяснила удивленному  Мэтту, что мне нужно  купить кое-что для себя.  А когда минут  через  двадцать  вернулась, растерянный Мэтт сказал, что его ограбили.  Кто-то  постучал, он открыл...  Я вызвала полицию;  они просмотрели записи у входной двери, – а камеры есть везде – и  быстро нашли вора.

 В тот день я ехала домой, вспоминала это непонятное предупреждение и вдруг похолодела:   у меня ведь была с собой рабочая книжка с адресами клиентов и ключи от  их домов и квартир...  Вот рад был  бы  вор!

 Но кто же меня предупредил?
 
 Не знаю. Знаю только, что очень благодарна за то, что услышала - и послушалась...

***

 Так где же живут самые большие лобстеры? Ну, конечно, в Провинции Нью Брансуик – одной из трех  Атлантических Провинций Канады.
 
 Ах, эти Атлантические провинции!  О вас нужно слагать стихи – только я не умею;   восхищаться  удивительной  природой  – но не найти мне  таких  красивых слов...

  Весь  путь из Торонто на остров Кэйп Бретон – «Богом забытую землю», как сказала моя клиентка,  – нас сопровождали флаги:  сначала –  Канады и Онтарио, потом – Канады и Квебека, а теперь  - Канады, провинции Нью Брансуик и Акадии.
   
  В самом начале 17 века в эти места приплыли изгнанные из Франции гугеноты,  создали колонию – Акадию, - подружились  с индейцами.  Но  через десять лет  приплыли шотландцы, которым тоже пришлась по душе эта «благословенная земля», и 75 лет с перерывами продолжалась война, в которой акадийцы потерпели поражение. И начались гонения на французов...

 Далеко в прошлом эта война, но до сих пор местные жители считают себя  акадийцами – потомками тех, кого убивали, выгоняли из домов; и  только в этой Провинции  признаны официальными  языками оба – и английский, и французский;  и полощутся на ветру Акадийские флаги...

  Столица Нью Брансуика – Фредериктон. Небольшой город,  всего под шестьдесят тысяч жителей – и два Университета!  В состав одного из них входит знаменитый Институт биоинженерии, где   создают удивительные протезы для  вернувшихся из Ирака американских солдат.

  Когда-то во Фредериктоне провел свою юность  лорд Бивербрук – министр авиационной промышленности  Великобритании,  личный представитель Уинстона Черчилля  и большой патриот Фредериктона.  На его деньги построили Картинную Галерею;  кстати,  самое большое полотно Сальвадора Дали – «Сантьяго  эль  Гранде» - висит в этой Галерее; на его деньги построены гимназия, театр, каток...   Стоит в центре города памятник  лорду Бивербруку – человеку, не забывшему город своей молодости. А рядом еще один памятник.

«Пробираясь до калитки
 Полем вдоль межи,
 Дженни вымокла до нитки
 Вечером во ржи»...

  Отгремели войны,  забылись гонения, и поставили потомки акадийцев  на Центральной площади памятник шотландскому поэту...


***

 Вы слышали  о Заливе Фанди?..  О Шоколадной реке?

 Недалеко от города Монктон есть Национальный Парк – Hopewell Rocks,  а в нем – скалы удивительной формы:  «Медведь», «Слон», «Арка любви»... Дважды в сутки  во время отлива вОды Залива уходят в Океан – и можно ходить по песчаному дну;  а во время прилива, когда уровень воды повышается на 15 – 18 метров  и скалы оказываются почти скрытыми водой, - кататься на лодке.
 
  А по городу Монктон течет река Птикодиак;  только течет она не в одну и ту же сторону, как все нормальные реки, а четыре раза в сутки меняет свое направление. Когда в Заливе – отлив, Птикодиак  течет в Залив, а когда вода прибывает, и деться ей из Залива некуда – река  грохочет и течет вспять. Мало кто называет реку Птикодиак – все больше  Шоколадной, потому что вода в ней  темно-коричневого цвета: слишком много железа.

 И еще одна достопримечательность Нью Брансуика – самый длинный в мире (как любят канадцы, когда у них есть что-то «самое-самое»!)  крытый мост – Hartland Bridge.   Это деревянный мост, довольно узкий –  двум машинам не проехать. И  есть поверье:  нужно дойти до середины моста ( а его длина – 391 метр) и поцеловаться с тем, кого любишь. И будете жить долго и счастливо! Так и ходят по  мосту пары – уже почти 100 лет.

   
***

 Порой  сбываются самые, казалось бы, невероятные мечты.

 Когда-то, рассказывая студентам о жизни Николы Теслы, я говорила, что   в мире  есть два одинаковых памятника этому удивительному ученому -  в  Югославии  и  США.  Наверное, мне очень хотелось их увидеть – потому что та мечта сбылась.

   И вот теперь, через много лет, мы едем на остров Кэйп Бретон -   туда, где ждет  меня еще одна мечта.


   (Продолжение следует)

http://www.proza.ru/2012/05/08/1154