Церковная форма

Александра Кук
Многие верующие одевают особую одежду, отличающую их на улице от нормальных людей. В нашем городе много женщин и девушек ходят в символических маленьких платочках, юбках и с длинными волосами. Кто они такие - не знаю, возможно какие-то протестанты. Держатся обособленно, общаются только друг с другом. Мои дети когда-то дружили в школе с их отпрысками, но те наотрез отказывались приходить в гости. Родители не позволяли. Наверное, для них мы все страшные грешники. Возникает вопрос: если двум людям одновременно нужна помощь, не побегут ли они в первую очередь помогать “своим”? Зачем еще выделятся в толпе? Такая “форма” для многих верующих, несомненно, инструмент разделения людей на “свой”, первый класс, и всех остальных - второй класс.

Раз в год мимо нас на поезде проезжают ортодоксальные иудеи, отправляясь на какой-то свой слет. Кондукторы их не любят, потому, что они невежливы и мусорят. Они потеют в своих нелепых одеждах.  Какой смысл выряжатся по фасону сто или двести-летней давности и быть чучелом для окружающих? Верующие, возможно, начнут что-то говорить о скромности, но скромные сейчас просто ходят в джинсах и майках. Причем здесь парад ряженых? Тогда они скажут, что это ТРАДИЦИЯ. Но почему то, что одевали в прошлом, должно делать современных людей ЛУЧШЕ? Во всем этом есть какое-то притворство, фарс. Знакомые православные матушки говорили, что тем из них, кто умудрился спросить духовного отца, нужно ли всегда носить платок, он говорил “Да”. Остальные ходили, как хотели...

Я могу поверить, что где-то и когда-то вид женских волос или колен был настолько непривычен, что местные мужчины теряли над собой контроль. Теперь, на бОльшей части территории суши, это не так. Но все же, мы не ходим голыми по улице. Понятия о приличиях постоянно меняются, религия же очень часто безосновательно заставляет людей цепляются за стандарты совершенно иных эпох.

Похожая ситуация и с праздниками. Как я раньше переживала во время Хэллоуина в Америке и Британии! У меня же была странная РЕЛИГИЯ... Есть статья "Духовенство о Хэллоуине" ( ) - окровенный маразм. Главный ее момент: праздновать плохо, потому что это "НЕ НАШЕ" ("рассказывать о нем, чтобы люди понимали, что это не наша культура, не русский традиционный праздник")... Когда-то и елку наряжать было "НЕ НАШЕ"... Традиции всегда и везде меняются, всегда приходят и уходят. Нет, я совсем не хочу, чтобы Хэллоуин отмечали по всему миру - это было бы просто скучно. Дело в отношении: "вашим детям нельзя наряжаться привидениями и просить у соседей конфеты, потому, что, Я СЧИТАЮ, мой личный НЕВИДИМЫЙ друг обидится" или просто "это не наше".  Если народ повально хочет праздновать иностранные праздники, может, своих, по-настоящему ИНТЕРЕСНЫХ, не хватает. А может, это просто стихийный протест против официальной "воцерковленности".

Очень неприятен тот факт, что в светских по конституции странах, верующим даются непонятные поблажки: ситхи, простите сикхи могут не носить мотоциклетных шлемов, девочки драпируются в разрез с требованиями школьной формы, даже избежать службы в армии можно, сославшись на религию. Но это же нелепо: независимо думающему человеку, который просто не хочет никого убивать поблажек не дают, а подневольным, запуганным существам, которым запрещено принимать самостоятельные решения - пожалуйста.