Рукописи не тонут

Ирина Лапина
Мы плыли вечером на лодке по Волхову на другой берег реки. Я гребла, а Света задумчиво смотрела на реку. Огоньки деревенских домов отражались в воде. Вечерняя река была тиха и задумчива, как Света.
- Посмотри, какие звёзды!
Я подняла голову. По мартовскому вечернему небу действительно были рассыпаны огромные звёзды. У меня захватило дух. Мы молчали. И, казалось, отпусти я сейчас вёсла, река унесёт нас в прекрасный сон. Туда, где нет горестей и разлук. Продолжая грести, я подумала о том, что находясь рядом со Светой, я всегда счастлива и спокойна. Как будто мы плывём на корабле и кроме нас на нём никого нет. Капитан, конечно, она. А я, так, пол подмести… Я захохотала.
- Ты чего?
- Анекдот вспомнила.
- Расскажи.
- Да, пожалуйста. Мужик уехал на юг и все деньги пропил. И вот он шлёт жене телеграмму в одно слово, поскольку денег очень мало. А текст телеграммы такой: «Пятидесятитысячерублируйте!»
Она звонко захохотала. Колокольчики её смеха зазвенели над рекой. Я улыбалась и хитро смотрела на Свету.
В этот вечер Светлана уезжала в Северодвинск продавать свою двухкомнатную квартиру. Уезжала всего на неделю.
Мы выплыли на середину реки. Здесь течение было сильнее и я гребла только одним веслом, чтобы нас прибило к мосткам около Успенского монастыря.
Света давала мне последние наставления:
- На службу не опаздывай, лодку никому не давай, за печками следи и не хандри. Лучше песни пиши.
- А ты быстрее возвращайся. Мне без тебя плохо.
Я представила, как я без неё буду петь в церковном хоре на воскресной Литургии и чуть не заплакала.
- Ты чего?
- Да так.
Мы подплывали к мосткам. Поднялся ветер. Течение реки усиливалось.
Лодка была церковного старосты Иосифа Абрамовича, немного дырявая, но мы уже почти доплыли.
Я не стала причаливать к мосткам сбоку, подплыла вплотную к центру.
Света встала, поставила одну ногу на мостки и в это время лодку сильным течением стало разворачивать. Её ноги стали разъезжаться. Это было очень смешно и я захохотала.
- Дурра! Потом будешь смеяться! Держи лодку!!!
- А ты..Ха-ха-ха!!Выбери что — нибудь одно! Охо – хо ! Или лодку или мостки!
Лодка продолжала разворачиваться. Я продолжала хохотать. Света прыгнула в лодку.
Та сильно накренилась, зачерпнула воды….
И мы оказались в ледяной купели.
Света сумела подплыть к мосткам. Её куртка была внизу с широким поясом, который помог ей держаться в воде, как пробке. Она выбралась на мостки буквально на пальцах, с помощью каких – то неповторяемых слов.
- Света, у меня один сапог утонул!
- Скидывай второй! Водяной всё равно утащит!
Шок и ужас мгновенно прошёл. Главное – выбраться!
Мы обе закричали:
- Помогите!!! Спасите!!!
И хотя на берегу, буквально перед нами горели окна деревенских домов, никто к нам не выходил.
О, великие звёзды! Спасибо Вам! (Я увидела, как течением уносит лодку на середину реки)
- Ира, ты куда!?!
- Лодка!!!
- Сама спасайся, чёрт с ней!
- Абрамыч меня убьёт!
Я рванулась за лодкой. Хотя «рванулась» — это громко сказано. Погребла. Нашла цепь. И за цепь потащила лодку к берегу. Пока я её тащила, из лодки плавно выплыли Светины тетради со стихами.
Я выбросила Свете цепь на лёд, который ещё оставался у берега и поплыла обратно.
- Ты куда?
- Рукописи!!!
Выловив все тетрадки и листочки, я вернулась к берегу. Света за цепь немного подтащила лодку. Ну а я, по льду, наконец – то вышла из воды.
Дрожа, я взяла цепь из Светиных рук:
- Сходи за Веней и Мишей. Они помогут.
И она ушла.
Они вернулись втроём. Ребята перевернули лодку. Выпал Светин паспорт. Лодку вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к дереву.
Мальчишки потащили нас к себе домой.
Когда мы вошли в дом, с нас ручьями стекала вода и ощутимо потряхивало. Казалось, ещё немного и я потеряю сознание. Всё дальнейшее происходило, как во сне.
Хозяйка дома, Надежда Абрамовна, глядя мне в глаза, спросила:
- Сама раздеться сможешь?
Я кивнула.
Нам выдали сухую одежду и мы переоделись. Нас обтёрли водкой. И влили внутрь на двоих целую бутылку. Могу добавить, что на следующий день мы даже ни разу ни чихнули.
Высушив деньги, Светины билеты на поезд, её же рукописи (которые, как мы выяснили, не только « не горят», но и НЕ ТОНУТ), мы поспешили на автобус к поезду.
Автобус показал нам хвост.
Света никуда не поехала.
А через день нам показали по телевизору, как несколько вагонов этого поезда сошло с рельсов. И именно в одном из этих вагонов должна была ехать Светлана.
Когда через несколько месяцев мы всю эту историю стали рассказывать нашему батюшке, он сидел, раскрыв рот от удивления. И, дослушав, сказал:
- Есть женщины в русских селеньях….
А мне очень хочется донести до вас то, что я так спасала:

« В окошке солнце мартовской открыткой
И ладан пахнет горько и тепло.
Ещё одна нелепая попытка
У бабочки проникнуть сквозь стекло.
Откуда ты? Знаменье или чудо?
Как расценить твой танец роковой?
Над поминальным выщербленным блюдом –
Лоскутик заблудившийся живой…
Я помню каждый штрих твоей расцветки
И шум от крыльев в ясной тишине.
Ты – чья, душа, сорвавшаяся с ветки,
Потерянная в яви и во сне?
Пугаясь свеч и запахов и пенья,
Уже ничем в полёте не греша,
Не так ли своё прошлое явленье
Стряхнула моя робкая душа?