Праздник в Книжкином дворце

Инна Овчинникова
(Спектакль для первоклассников).

Действующие лица:

Ведущие -  девочка и мальчик, лет десяти.
«Плохой» мальчик.
«Плохая» девочка.
Почтальон Печкин.
Маленький первоклассник с огромным Карандашом.
Дворник.
Старуха Шапокляк с крысой.
Баба Яга.
Карабас – Барабас.
Атаманша.
Пират.
Дракон.
Карлсон.
Лиса.
Оле – Лукойе.
Сестрица Аленушка.
Братец Иванушка.
Емеля – дурак.
Илья Муромец.
Бармалей.
Тотошка.
Белоснежка.
7 гномов.
Библиотекарь.

(На сцене изображение дворцовых ворот с большим ключом в замочной скважине).

Ведущие (чередуясь).
- Внимание! Уважаемые зрители! Представьте себе, что находитесь в придуманном  царстве, школьном государстве, на улице Первоклассников. На ваших лицах сияют улыбки. Не стесняйтесь, улыбайтесь! Замечательно! Спасибо!
- На ваших лицах ожидание Праздника!
- Будет вам Праздник. Сидите и смотрите!
( Звучит музыка. Группа детей исполняет куплет из песни Кабалевского «Школьные годы»)
Школьные годы чудесные,
С книгою, с дружбою, с песнею.
Как они быстро летят,
Их не воротишь назад…
(Мелодия еще звучит, а дети спокойно уходят со сцены).

Ведущий повторяет слова песни: С книгою, с дружбою, с песнею…
( Неожиданно - громко звучит «хулиганская» мелодия. Вбегают на сцену «Плохие» мальчик и девочка)
Мальчик обращается к залу:
- По какому поводу тусовка? Нарядились, расселись и улыбаетесь.
Девочка:
- Вот именно. Чему радуетесь?
Ведущая:
- Извините, а вы-то кто?
«Плохиши» одновременно:
- А разве не видно?
Мальчик:
- Песни поёте. (Передразнивая). Школьные годы ужасные, самые-самые страшные.
Девочка:
- Тянутся как поезда. И не пройдут ни-ког-да!
Ведущий:
- Простите, вы нам мешаете.
Мальчик:
- Ещё чего! Может, мы тоже хотим. Или мы здесь лишние?
Девочка:
- Вот именно. Ты что не видишь? Это же «ботаны». Книжки всякие читают. А мы с тобой и алфавит ещё не выучили.
Мальчик:
- Я же говорил – не подходим!
Ведущий:
- Глупости не говорите! Открою секрет, мы находимся в Книжкином Дворце.
Ведущая:
- Вот где всем рады и никто не лишний.
Мальчик:
- Кому нужны ваши книжки?
Девочка:
- Если без картинок, вообще, не нужны.
Оба вместе, перебивая друг друга:
- Не хотим мы читать! Не будем! Ни-ког-да!
Ведущий:
- Вот не зря вас называют «плохишами». Жаль. А, может, передумаете?
«Плохиши»:
- Ни за что на свете!
(Очень осторожно Мальчик вытаскивает ключ из дворцовой двери, и оба убегают со сцены).
(Под музыку на сцену поднимается почтальон Печкин. Стучится).
Ведущий:
- Кто там?
Печкин:
- Это я, почтальон Печкин. Принес телеграмму для вашего мальчика.
Ведущая:
- Но у нас много мальчиков и девочек.
Печкин:
-    Много или мало – это ПОЧТУ не интересует. Расписываться, кто будет?

(Из зала выходит самый маленький мальчик с огромным карандашом. Расписывается и уходит на свое место.)


Печкин читает:
- Прибываю тчк  Горю желанием встречи тчк  Все в порядке тчк Встречайте зпт не потеряйте ключ тчк  Хозяйка Книжного Дворца тчк

(Входит Дворник с метлой, начинает подметать )
 Бормочет:
- Вот дождались, наконец, приезжает. А вокруг столько мусора, когда только успели?

Ведущий:
- А ты её знаешь?
Дворник:
- Кого? Хозяйку-то? Так кто ж её не знает? Каждый умеющий читать её знает с детства. Она в своем Книжкином Дворце - самая главная. Без неё  в нем было бы та-а-кое!

Ведущая, оглядываясь по сторонам:   
- Как будто все готово к встрече. Пора идти встречать.


(Зловещая музыка. На сцену пробираются  « отрицательные герои». Дразнят зрителей. Вместе с «плохишами» прячут ключ. И начинается  «колдовская пляска»).

Шапокляк удивленно:
- Ой,  а это кто? Откуда они? (Крысой тычет в зал).
Баба-Яга:
- Опомнись, несчастная! Тута они и сидели. Энто, как их? Вспомнила! Будущие читатели, вот хто.

Карабас:
- Что-то на сказку похоже.
Атаманша:
- Со счастливым концом и подарками?

Пират:
- Детишки, наверняка, читать - писать умеют.

Шапокляк:
-Хватит болтать!  Отвечайте мне, успели нашкодить? Или как всегда без меня никуда!

Карабас:
-Обижаешь. Кое - чего успели. Уже!

Пират:
- Девочек за косички дергали.

Атаманша:
- Мальчишек  пихали и подножки им ставили.

Баба - Яга:
- Жвачками все заплевали.

«Плохиши» вместе:
-  Мы совершили подлое дело.

Все вместе:
-  Спрятали  ключ!

Дракон:
- Тише вы. Вот раскричались! Какой еще ключ?
Шапокляк: 
- Ты, наверное, еще не проснулся.  Какой бестолковый!
Девчонка:
- Ключ от дворца.
Атаманша:
- Книжный дворец открывать же надо!
Баба – Яга:
- Если его вовремя не открыть, то жизнь в школьном государстве замрет!
Карабас потирает руки:
- Вот здорово! И никакого праздника.
Шапокляк:
- Хозяйка приедет, а дворец открыть нечем!
Пират:
- И всё! И конец! Придется всем разойтись.
Дракон:
- Теперь понятно. Так им и надо! Будут знать, как с нами не дружить!



(За сценой шум. Звуки подходящего  поезда).

Шапокляк:
- Поезд останавливается.
Карабас:
- А ключика-то нет.   Ха-ха-ха!
Баба – Яга:
- И придет в школьное царство  скука и уныние, лень и отупение!
Все:
- Навсегда!!


(Сообщение в рупор):
- Поезд на станцию «Улица первоклассников» прибыл согласно расписанию.      


Карабас:
- Гром и молния! Абракадабра. Чтоб…чтоб…  Да расходитесь все по домам!
Атаманша:
- Кончился ваш праздничек, не будет вам книжечек, «ботаники», вы мои!
Дракон:
- Щас, как пыхну пламенем!
Баба-Яга:
- Поймаю! Заколдую! Съем!
Пират:
- Полундра! Всех убрать!
Шапокляк:
- Пират! Кого и куда убрать? Ты своим голосом разбудил мою крыску Лариску. Потише. Потише. Кажется, сюда кто-то идет. Спрячемся, поглядим.

(Входит Дворник с метлой наизготовку. Звучит торжественная мелодия. На сцену выходит библиотекарь – Хозяйка Книжного дворца со свитой из положительных героев книг. Дети аплодируют. В это же время
«отрицательные» герои не дают детям приветствовать  Хозяйку).

Библиотекарь:
- Здравствуйте, мои милые ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут  Александра Витальевна.
( Оглядываясь) Меня здесь ждали, сразу видно. Спасибо!
 Уважаемый Дворник, пора открывать Дворец.

Дворник подходит к дверям дворца:
- Ключа нет! Пропал! Украли! Спрятали!

Библиотекарь:
- Ключа нет? Может быть, он упал, закатился куда-нибудь, надо поискать.

Дворник:
- Будет сделано!
 
(Все ищут ключ под музыкальное сопровождение.  «Плохиши» радуются, хихикают, корчат рожицы).

Дворник:
- Нигде ключа нет. Исчез среди бела дня. Кошмар!

Библиотекарь:
- Да! Неприятность! Но не большая, а очень даже маленькая. Ведь говорят, что не делается -  все к лучшему. Нам помогут первоклассники. Они  не такие уж и маленькие, раз и читать, и писать умеют. А какие сообразительные!
 Открыть Дворец  нам поможет не просто ключ, а Волшебный Ключ Знаний. ( Обращается в зал).
- Сейчас мы с вами поиграем. Вы должны отгадать тайное Слово, которое и будет этим ключиком. Начинаем!
(По одному на сцену поднимаются книжные герои).

Карлсон:
-  Я – мужчина в самом расцвете лет. Питаюсь вареньем, конфетами, сладостями всякими.  Есть у меня и средство передвижения. А живу я выше всех.  На крыше. Кто я?
Ответ: А.Линдгрен. Малыш и Карлсон…

Библиотекарь:
- Правильно! Покажи свою букву «К» детям.


Лиса:
- « Петушок, петушок!
Золотой  гребешок!
Масляна головка,
Шелкова бородка.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку».
- Ребята, кто я и из какой сказки?

Ответ: Лиса. Русская народная сказка.

(Показывает букву «Л» и отходит. Далее участники поступают также).

Оле – Лукойе:
- Никто не знает столько сказок, сколько их знаю я. Видите, у меня под мышкой    два зонтика: один для добрых детей, а другой – наоборот. Узнали меня?

Ответ: Оле – Лукойе. Из сказки  Г.Х. Андерсена.

Аленушка и братец  Иванушка:
- У меня есть братец. Непослушный он.
Иванушка:
- Я не послушался свою сестрицу, и козленочком стал. Узнали нас?

Ответ: Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Русская народная сказка.

Емеля – дурак:
- Сидел я на печи. Надоело. Пошел на речку воды набрать, а поймал щуку. Вот везение! Узнали меня?

Ответ: Русская народная сказка «Емелино счастье».

Илья Муромец:
- А я не сказочный, я – былинный герой. Много совершил подвигов, защищая свою Родину от  всяких там Соловьев – разбойников. Дети, вы помните моё имя?

Ответ: Илья (Муромец). Из былины.

   На сцену вбегает Бармалей и поёт под музыку:
Я – беспощадный,
Я -  кровожадный,
Я -  злой разбойник…
Дети: Бар-ма-лей!

Ответ: К.И. Чуковский. Айболит.

Тотошка:
- Моя хозяйка Элли знает волшебные слова – заклинания:
Бумбара!   Чуфара!  Скорики!  Морики!
Какая у меня кличка?

Ответ: Тотошка. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

Белоснежка:
- В лесной глуши живут семь гномиков. Они приютили меня, и теперь мы живем вместе счастливо и очень весело. Кто я такая?

Ответ: Белоснежка.  У. Дисней. Белоснежка и семь гномов.


Белоснежка:
- Вот моя  последняя  и первая в этом слове буква. Ребята, прочитайте это волшебное слово все вместе. Правильно!
Биб-лио-те-ка!

Ведущая:
- Белоснежка, а где твои гномики? Они ведь первые помощники в библиотеке, и всё о ней знают.

(Звучит марш из мультфильма).

Белоснежка:
- Слышите? Они уже в пути.

(На сцену поднимаются по-старшинству гномики, это первоклассники).

Библиотекарь:
- Мои маленькие помощники! Вы пришли вовремя, спасибо за это. Начинайте свой рассказ, но только друг за другом, а не все одновременно.


1 гном:
- Библиотек на свете  много, больших и маленьких. А самая любимая для меня – это школьная библиотека.
 Я – гномик Накопительный, помогаю накапливать книжное богатство. Гимназисты должны знать всякие науки, владеть знаниями.  А где их взять? Конечно, в книге, в библиотеке.  Например, в нашей библиотеке  есть книги и для маленьких и для умненьких. Я – самый главный гном.

2 гном:
- Нет уж – я!  Живу я в домике деревянном, в нем много ящичков, где удобно разместились карточки. Думаете, фотокарточки? Что вы! Эти карточки – вроде паспорта на каждую библиотечную книгу. Такие умницы! Никогда не ссорятся и всегда стоят по - алфавиту.
У домика красивое название:  «КАТАЛОГ», с ударением на последний слог.

3 гном:
- Дорогой, ты не совсем прав.  Я бы, сказал, заблуждаешься.  Ведь самый главный в библиотеке  - Я. Живу в КНИЖНОМ ХРАНИЛИЩЕ,  навожу там порядок. Ребята выбирают на полках книги, иногда меняют их местами.
 А я их поставлю на нужное место, и стоят они на полках  как солдатики, ровненько.  Я среди них  - настоящий генерал.

4 гном:
- Я тоже главный и тоже помощник. На абонементе, вернее, УЧЕНИЧЕСКОМ  АБОНЕМЕНТЕ. Весело   у нас.  Читатели приходят к нам на АБОНЕМЕНТ обменять одни книги на другие, ещё не прочитанные.  Иногда шумят и спорят из – за книг, какие самые интересные.
 А я им незаметно  подсказываю, где взять самую интересную из них.

5 гном:
- Я – самый ответственный гном. А то, как же?  Ведь, чтобы стать читателем  в настоящей библиотеке, нужно записаться. Вот я и помогаю детям вспомнить свою фамилию,  имя, домашний адрес и номер телефона.
 Библиотекарь все данные записывает в ФОРМУЛЯР ЧИТАТЕЛЯ – это такая книжечка, которая    хранится на абонементе у библиотекаря.

6 гном:
- Спорят: я главный, а я главнее, делать им нечего! Все -  главные!  Я не спорю о главенстве. Дети, правда, что я самый хороший гномик?
 А все потому, что  живу я в ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ, где можно отдохнуть, почитать газету, полистать журнал. И все тихо, с удовольствием.


7 гном:
- Чего не могу сказать о себе.  Какое там удовольствие, когда дело имеешь с испорченными книгами и учебниками? Одному мне в КНИЖКИНОЙ БОЛЬНИЦЕ не справиться. Помогают мне лечить книги и дети, и взрослые.  Известные герои книг, хорошо знают некоторых «обидчиков» книг. Прошу вас, начинайте!

Карлсон:
- У Скворцова Гришки
Жили – были книжки –
Грязные, лохматые, рваные, горбатые.

Лиса:             
- Без конца и без начала.
Переплеты, как мочало.
На листах каракули.
Книжки горько плакали.

Оле – Лукойе:
- У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона.
У Крылова вырван  лист.
А в грамматике измятой,
На странице  тридцать пятой
Нарисован трубочист.

Иванушка:
- Как нам быть? – спросили книжки.
Как избавиться от Гришки?

Илья Муромец:
- Бежим в библиотеку,
В свободный наш приют.
Там книжки человеку
В обиду не дадут.

7 гномик:
- Вышли книжки из  больницы,
Починили  им страницы,
Переплеты, корешки.

3 гном:
- А потом в просторном зале
Каждой  полку указали.

Гномы все вместе:
- И живется им не худо, .
Гномы их там берегут.
Никуда они отсюда
Никогда не убегут.

Библиотекарь:
- Спасибо, дорогие гномики! Как познавателен был ваш рассказ о библиотеке. Ну, что, ребята, интересно в нашем Книжкином Дворце? Тогда, добро пожаловать в библиотеку!
(Шум. «Отрицательные» герои совещаются перед сценой).

Атаманша:
- Много нового узнала на этом Празднике, здорово всё придумано.
Баба Яга:
- Толку-то что?
Карабас:
- Нас все равно не пускают!
Шапокляк:
- Без нас обошлись.
Дракон:
- А если отдать ключ и попросить прощения!
Пират:
- Точно, ты прав. Так и сделаем.
Атаманша:
- Уважаемая Александра Витальевна! Ребята! Простите нас, пожалуйста!
Карабас:
- Мы больше не испортим ни одного праздника.
Пират:
- И красть ничего не будем.
«Плохиши» хором:
- Возьмите нас к себе.
Баба Яга:
- Мочи нет одним нам жить,
С вами будем мы дружить.
Ведущая:
- Вы раскаиваетесь?
Все вместе:
- Очень!
Ведущий:
- Александра Витальевна, ребята! Вы их прощаете?
Ответ:
- Прощаем!
Библиотекарь:
- Теперь мы все книжкины друзья. Этот ключ повесим на самое видное место. Двери в библиотеку пусть всегда будут открыты.

 Особенно для тех, кто любит читать, кто любит книгу – самое ценное сокровище на земле.

1998год.