Вышедшие из гоголевской шинели

Алма Джуманбаева
От обилия предложений работодателей рябило в глазах. Перебрав несколько объявлений в газете, я выбрала один из городских пельменных цехов.
  Встретили меня радушно, тут же обрядили в фартук, дали в руки скалку, пояснив, что все нюансы трудового контракта я смогу обсудить с начальством потом. Как впоследствии оказалось, «потом» обещалось и всем тем новеньким, что стояли и ловко лепили пельмени вокруг меня.
  Конечно, мне приходилось слышать, что некоторые предприниматели бессовестно используют безысходное положение безработных. Поэксплуатируют их месяц-другой, а когда приходит время получения зарплаты, попросту «кидают», говоря, что подопечные не справились с испытательным сроком, который, кстати, тоже должен оговариваться в договоре. Но… об этом я узнала тоже «потом».
Человек я доверчивый, иначе не поверила бы, что все старые работницы вдруг в одночасье нашли себе новое место работы, отчего и пришлось набирать новичков. Встревожило только то, что вместо оговоренных 8 часов пришлось работать 12-13. Но подумалось: где наша не пропадала! Так что, засучив рукава, я принялась лепить пельмешки один за другим, не мешкая ни секунды, ибо голодные пасти морозильников, сколько бы ни закидывали туда полуфабрикатов, были ненасытны.
Уже через три дня больше половины людей в бригаде не выдержали темпов работы и ушли.
Я, развесив уши на лестную похвалу работодателя, с большим рвением чистила лук, мыла мясорубки, таскала мешки с мукой. А как только начинала валиться с ног от усталости, работодатель тут же подсчитывал, какая дневная выручка меня ожидает, перевыполни я план.
Между тем, в цех то и дело приходила то одна, то другая бывшая работница, требуя денег. Тут работодатель разводил руками: сами виноваты, не дотянули до оговоренного срока.
Наконец обещанный день заработной платы настал. С утра хозяйка пельменной почему-то была неразговорчива, всё темп работы наращивала. К обеду робко я, не выдержала, напомнила ей о деньгах.
-- Через неделю, - бросила она мне в ответ, упаковывая пельмени в коробки.
-- Что?! – словно пелена сошла с глаз. – Плати сегодня!
-- Нет в данное время денег. За мясо расплатилась. Потерпите чуток, -- взмолилась она.
 Тут уж я была непреклонна, сбросила фартук. Девчонки последовали за мной. Мы гурьбой последовали к выходу, надеясь, что страх остановки цеха заставит злодейку выплатить наши кровные. Не тут-то было, тётка стояла во главе стола с каменным лицом, раскатывая тесто.
 Через день в надежде увидеть слоняющуюся по пустому цеху хозяйку, захожу в цех и оторопеваю от увиденной картины: вокруг столов, высунув языки от усердия, сидят новенькие девушки и лепят вовсю пельмени, аж шум стоит. Сжать бы кулаки, броситься на обидчицу, да помешала жалость. Жалость в гоголевской серой шинели сжала горло и низвергнула в пропасть. Ведь что может человека толкнуть делать работу, не спросив толком, как, и когда будут за нее платить? Не оформив толком документально и, желательно, в двух экземплярах условия найма? Только нужда.
И ещё. Возможно, такая стратегия ведения бизнеса некоторым и помогает держаться на плаву, но где же простая человеческая совесть у таких работодателей? Я уже не говорю про репутацию. Она, как известно, у пройдох на последнем месте.