Экологическая катастрофа

Ольга Сергеева -Саркисова
У моей сестры   в доме   был шикарный аквариум на шестьдесят ведер. Я такие только в кино  видела ,и в детстве  у соседа философа- большого любителя рыбок...
 Обитатели его  жили в нём просто  по- царски. Простор! Рыбы плавали  в нём  разные, а главное, очень красивые и загадочные.
Правда,  ухаживать за ними приходилось основательно.  Мыть только замучаешься такой аквариум,  и воду менять, камушки, ракушки отмывать...  «А в остальном, прекрасная   маркиза… - все хорошо», …но тяжко.
Это я на себе, как- то испытала.
Однажды сестра уехала с мужем на гастроли, и передала водителю ключи для меня, сказав, чтобы до моего приезда он покормил рыб,а корм рядом с аквариумом оставила. Наказала выгулять и покормить собаку. Я должна была приехать через день после их отъезда в Питер, и оставаться до их приезда со всей живностью.
Я прилетела в Питер,водитель меня встретил, и довёз до дома. Я  вошла в квартиру и...ахнула!Такая вонь стоит!
-        Что за помойка тут? Что тут сгнило? Что это такое? Пошла по комнатам на запах,…ну и амбре!Ужас!!!
- О, Боже! Катастрофа! Аквариум извергал это ужасное зловоние.Вода в нём  была темно-зеленого, бурого цвета,того гляди водяной вылезет из такой «красотищи».
  Все рыбы плавали вверх брюхом!Ужасная картина! Хичкок ,да и только!А вонь была просто невыносимая…Нос нужно было затыкать!
-        Что такое здесь произошло? В чем причина этой вони?
-   Не знаю,- ответил мне водитель Юра. Вчера, вроде, всё нормально было, когда я заходил,никаких запахов …
Он торопился домой, так как разводили мосты, а ему нужно было до этого успеть вернуться домой.
- Ладно, поезжай, я сама здесь разберусь,- сказала я. 
Одна, в гордом одиночестве, не считая любимой собаки Чары, стала спасать рыбок, честно говоря, не веря в успех, так как большого опыта с рыбками у меня не было, только обрывочные знания и наблюдения с детства.Интуиция помогла,не подвела. Приняв решение, что в первую очередь нужно избавиться от этого ужасного запаха, и вонючей воды тоже, я открыла все окна, чтобы свежего воздуха глотнуть, налила в таз воды, и перенесла всех рыбок туда же, в чистую воду.
- Не могу понять – отчего такая экологическая катастрофа случилась, в чём причина? Все мысли мои были об этом.
Работы было много. Я всю ночь черпаком выливала эту вонючую воду из аквариума, мыла камни и ракушки, – их было  много, всё дно прилично ими закрыто сантиметров на двадцать. Чтобы хорошенько отмыть перетаскала их в ванную, мыла аквариум щёткой. Он весь не только вонючий но и скользкий какой-то был,и все камни и ракушки тоже перемыла с щёткой .
Чара следила за моими действиями с сопереживанием, наклонив голову набок, наблюдая, как я разгребаю последствия этой экологической катастрофы, и иногда нюхнув что-то, что я извлекала из аквариума, фырча отбегала в сторону…
 По её мордочке можно было прочесть:
-          Какая гадость! Фу!
-     Да!- отвечала я, - конечно Фу! Мне тоже это всё не нравится, я с тобой полностью согласна!Будем бороться за жизнь!- сказала я собаке.
Она меня отлично понимала. Я чувствовала себя уже почти главным экологом планеты.
    Чарочка меня поддерживала и принимала активное участие.
Она начала лапкой трогать рыбок в тазу,а заметив какое-то движение, стараясь их перевернуть. Она раньше часами наблюдала их жизнь в аквариуме,и понимала, что что-то не так с ними. Некоторые стали шевелиться…Она разглядывала их, и немного поскуливала, сопереживая мне и рыбкам. Такой аквариум!Такие рыбки!Что будет?
Рыбки, на радость нам, стали приходить в себя. Я постепенно наполняла водой аквариум, и во все тазы ,кастрюли, плошки и чашки налила воды, чтобы она отстоялась. Весь дом был заставлен ими. Всё смахивало на водное царство, но больше на Федорино горе.
Вода в аквариуме должна быть отстоянной, без хлора,чтобы можно было туда рыбок запустить, ведь в плохой воде они могут погибнуть. Я помнила это с детства, так как наш сосед философ Вацлаф Яковлевич Табенский, жил один в своей квартире с живностью,разводил рыбок, и вся его страшно прокуренная  квартира,где белые когда-то потолки стали коричневого цвета от дыма сигарет, была заставлена огромными аквариумами.Стояли они в два ряда : один на другом. У него был стол, на котором он играл в карты с друзьями, расписывал «пульку»,так как был заядлый картежник, и иногда шутливо распевал низким голосом с хрипотцой -«  три карты, три карты, три карты…», и стул, почти венский, красивый  осколок  наследства от польских дворян, на котором он буквально жил.
 На столе стоял телевизор, по которому он любил смотреть футбол с друзьями, и заодно пить пиво с воблой.Гостям доставались табуретки с общей кухни.
Его кровать, заваленная книжками, скорее смахивала на гнездо орла или кондора, чем на кровать, которую ему ещё приходилось делить с двумя упитанными рыжими котами.
Один спал у него на лысой голове, вместо лаврового венка или как чалма, другой кот устраивался на ноге и грел её, вторую ногу  он потерял на фронте и носил протез со скрипом. Так они и жили, дружно, одним прайдом, в одной кровати.
Его жизнь напоминала жизнь Диогена, только тот любил собак, а этот всех животных и насекомых на свете.
Ещё он любил фотографировать, и осваивал фотографию,что считалось очень продвинутым в то время.
 Мы, дети двора,частенько забегали к нему просто так поглазеть на рыбок или пофотографироваться, отвлекая его от его философии жизни.Он охотно рассказывал нам о разных рыбках и показывал, как их кормят, прихрамывая на одной ноге как Сильвер, переходя от одного аквариума к другому.Рассказывал как воду готовят и добавлял конский навоз, чтобы вода была хорошей для рыб, живой. Она отстаивалась и была чистой, прозрачной, питательной и с витаминами от
 навоза. В ней хорошо росли водоросли и с удовольствием заводились маленькие  улиточки, как в пруду,которые ползали по стеклу аквариума пуская пузырики – это  была самая хорошая вода для рыбок! Так её он готовил своим любимицам рыбкам.
К его рассказам прислушивались и тараканы, которые чувствовали себя тоже  свободно и уютно в его квартире, перемещаясь по книгам, столу и полу без затруднений,чувствуя себя вполне хозяевами жизни в этой квартире. Сначала   мы их пугались, а потом привыкли, наблюдая,что он спокойно уживается со всей живностью, по- философски, с  благоговением относясь ко всем формам жизни- как результат его увлечения восточной философией.
Человек он был щедрый и добродушный, нас детей любил, и угощал всем, чем Бог послал.
  Угощал не сладостями, -в его доме они не водились, а рыбными консервами, часто шпротам, солеными огурцами, воблой, кабачковой икрой. Наверное, они служили ему и его гостям, закуской для  водки и пива, да и готовить особо он, я думаю,не умел. В компании котов, которые уже были тоже подсажены на консервы  и диету с огурцами, обитатели квартиры с радостью принимали нас в свое братство, мы уплетали хлеб с луком, чесноком, огурцами и консервами. Для нас это был необычный пир. Такое экзотическое угощение нам очень нравилось.
 В каждой квартире  подкармливали чем-то своим.
У Годневых  мы пили чай с лимоном и сладостями,
у Бочкаревых угощали нас яблоками, и сушёной дачной вишней, 
в нашей квартире  мама  потчевала пирожками с картошкой и капустой,
а у Селиверстовых - селедкой, чёрным хлебом с чесноком.
 у Параскеевых – чурчхелками, и орешками …Как мы любили эти набеги на соседей !!!
 Все в доме угощали детей, все относились ко всем детям двора, как к родным детям, не делая разницы.Это было удивительно…Никто и никогда не захлопывал перед нами дверь, считалось хорошим тоном  угостить  ребятишек или замазать зеленкой разбитые коленки, локти, вытащить застрявшую занозу, положить мокрую тряпку на разбитый нос,…если что-то случалось, мы звонили в любую квартиру, и нам оказывалась необходимая помощь, помощь приходила немедленно.
Бабушка моя говорила всегда, что кормить и лечить –святое дело! Не имеешь права отказывать человеку, иначе Господь отвернется от тебя.Видимо, в то время так и жили.
Я вспомнила этот кусочек детства  очень ярко, пока разгребала всю ситуацию с аквариумом.
Реанимация прошла успешно. Почти все рыбки пришли в себя. Правда, конского навоза под рукой не оказалось, но и без него всё удачно сложилось для рыб.
К утру они все ожили,кроме одной, а я уже еле шевелилась, так как очень устала, и не спала всю ночь, спасая их и аквариум в целом.
Наполнив на четверть его водой, и запустив туда оживших рыбок, я отправилась спать, с чувством выполненного долга перед матерью природой, и забрав с собой Чару. Одна лишь мысль мне не давала покоя: - что же на самом деле произошло?

Днём вода уже немного отстоялась, и я добавила её в аквариум. Рыбки осваивались в новой среде обитания, и уже  резво двигались, не зависая подолгу на одном месте. Процесс оживления прошёл успешно, и они все плавали  уже вниз животом, слава Богу!
Честно говоря, я на такой результат и не рассчитывала.
Мы с Чарой были счастливы, что славно сработали при оживлении рыбок, и удачно завершили всю эту  аква  эпопею.Она радостно бегала за мной, весело крутя хвостом.Я тоже была очень рада, что все прошло без потерь.
 Это уже тянуло почти на библейский сюжет…с воскрешением…
Наблюдая за рыбками, я вспомнила, что сама я позавтракала,Чару тоже накормила, а  про них забыла.Стала искать корм-
Нигде нет! Не может быть! Чара ведь не съела его! Мой взгляд упал на литровую пустую банку.
– А это что? Понюхала,…пахнет кормом для рыб, мотылем…. Ах, вот оно что! Меня пронзила догадка:
– Юра весь корм, который был в доме, всю банку высыпал за один раз в аквариум? Ну, не мог же он не знать элементарную вещь, как кормить рыб? Мне казалось, что это знает каждый ребенок! А тут взрослый человек!
Я кинулась к телефону и позвонила Юре.
-        Юра? А ты рыбок кормил?
- Да, конечно! Галка сказала, чтобы покормил….
- А сколько ты им сыпал корма?
- Ну, всю банку, которая там стояла, …а что?
- Да ты что! Им две-три щепотки надо было дать,
 а ты такой вонизм устроил! Кормилец, ты, наш!
- Ну, я не знал,…у меня рыбок никогда не было.… Думал, что это на один раз корм…теперь знать буду.
- Ладно! Хорошо, что рыбки живы, остались, от обжорства не сдохли.Мы ведь не акул держим в аквариуме, ты что-то  слегка перепутал ...-сказала я.
Который раз убеждаюсь, что знание -  великая сила! Прав был Бэкон! Такую мелочь, а надо знать!