11. Фронтовая молодость

Борис Лембик
Из сборника  «ОПАЛЁННЫЕ ВЕЛИКОЙ ВОЙНОЙ…»

Начало на http://www.proza.ru/2012/05/03/915

11. ФРОНТОВАЯ МОЛОДОСТЬ

 ГОСПИТАЛЬНАЯ МЕДСЕСТРА

Старшая мамина сестра Елена Никифоровна РЯСНОВА (на фотографии справа) к  началу войны успела закончить в Сталинграде медицинское училище и работала в больнице, которую потом переформировали в госпиталь. Однако через некоторое время военкомат призвал её на службу и направил в образующийся фронтовой эвакуационный госпиталь (ФЭГ). Этот госпиталь располагался в городе Фролово (станция Арчеда).  На старом месте работы начальник госпиталя  грозился объявить её  дезертиром и вернуть, но поскольку она была призвана, ничего не стал или не смог сделать. 

 Госпиталь принимал  раненых, поступающих с фронта, подлечивал их и распределял  на дальнейшее лечение  или снова на фронт.  Работа была очень тяжелая, особенно при переездах, когда приходилось таскать не только больных, но и все госпитальное имущество. Основной персонал состоял из девушек и молодых женщин возрастом до 22-х лет. Были в штате и несколько мужчин  в основном пожилого возраста, а концу войны в штате на водительские должности оставляли вылеченных бойцов. Переезжать приходилось достаточно часто, так как  фронт госпиталь перебрасывали в другое место назначения. Во время переездов, да и во время работы госпиталь иногда бомбили.

 Особенно трудно пришлось в 1942 году, когда немцы подошли вплотную к Сталинграду.  Своего транспорта у госпиталя было мало и приходилось обращаться к местным организациям и колхозам за помощью. Однажды был случай, когда кто-то из руководителей колхоза разрешил использовать их быков или  лошадей и повозки, а приехавший позже бригадир попытался отменить распоряжение и отнять транспорт.

 Но тетя Лена, к тому времени уже прошедшая определенную жизненную школу выживания в тяжелейших условиях, дала ему отпор таким набором ненормативной лексики, что тот  глаза вытаращил и вынужден был отступиться. Этот случай  о том, как она смогла поставить на место того бригадира, потом  долго вспоминали в госпитале.

Во время боев на Курской дуге в 1943 году (в г. Егорлыке Ростовской области)  ее приняли кандидатом в члены КПСС, а потом в 1944 году  на Западной Украине в Стрые она стала членом партии. Уже говорилось о тяжелом труде в госпитале, но особенно запомнился госпиталь в Таганроге, располагавшийся в четырехэтажном здании. Приходилось медсестрам и персоналу поднимать носилки с ранеными на второй и третий этаж на руках, а на четвертый этаж старались направлять ходячих больных. Тем более что  официально штат госпиталя был рассчитан на 360 коек, а принимали больше тысячи раненых.

 В 1944 году  госпиталь перевели в  Запорожье  (станция Партизаны)  возле Аскании–Новой,  следующим местом дислокации был город Стрый на Западной Украине.

В 1944 году она познакомилась с КАРАМНОВЫМ Дмитрием Андриановичем. Он служил на передовой фельдшером, в самом пекле боев. В том же году они поженились. Впоследствии, после войны, он  остался на воинской службе и перешел в клубные работники. Во время службы в Вене он окончил университет марксизма-ленинизма и его перевели в политсостав.
 
В начале 1945 года, ещё до окончания войны,   тетя Лена вернулась в Новокиевку и 11 июля родила дочь Люду. Всего они жили в Новокиевке около года, пока дядя Дима служил за границей и оформлял документы на вывоз семьи. В это время она работала акушеркой в Новокиевской больнице.

ОТ СТАЛИНГРАДА ДО ПРАГИ

Другая старшая  сестра Александра Никифоровна (Шура)(на фотографии слева в центре)в июне окончила школу и хотела поступать в педагогическое училище. Но началась война и в июле 1941 года  она была призвана  в банно-прачечный отряд.  Формировали этот отряд рядом со станцией Панфилово в хуторе Америка (ныне Красная Заря). Во время службы ей приходилось перестирывать горы белья.

 Но однажды  её вызвали в штаб, посадили за пишущую машинку и поручили перепечатать газету. Тут как раз и проявились ее школьные знания,  а затем были курсы машинисток. После этого её перевели в штаб, где она работала машинисткой. Было это в  штабе армии Конева. Так, сначала  прачкой, а потом машинисткой, она прошла всю войну от Сталинграда до Праги.

 Домой она писала регулярно, был у нее красивый почерк. Причем по просьбе младшей сестры письма отправляла не треугольником, а в конверте. Дополнительно она вкладывала туда два-три листа чистой бумаги. Бумага была дефицитом, и эту  бумагу младшая сестра Катя брала в школу или писала ответное письмо. 

 Если письма с фронтов доходили все, то про письма на фронт этого сказать нельзя: войска двигались, перемещались, и почта не всегда успевала  пересылать письма из тыла на место дислокации части.   Ну а конкретно, по каким местам шла её служба неизвестно.

После войны она вернулась в Новокиевку, где в это время находилась и Елена Никифоровна, тоже пришедшая с фронта.  Вернулась она с благодарственными  документами, с отличными характеристиками и по совету старшей  сестры уехала в Сталинград, который в то время усиленно восстанавливался. Устроилась  она на работу  машинисткой в машинописном бюро в управлении на металлургическом заводе «Красный Октябрь», где и проработала длительное время.


Продолжение на http://www.proza.ru/2012/05/04/1022