Человек и природа

Владимир Капустин
       Директор нашей компании приобрел санаторий-профилакторий «Ивушка» в живописном месте среди Уральских гор в городе Куса, расположенном в месте слияния рек Куса и Ай. Литейно-машиностроительный завод, которому он принадлежал, обанкротился и санаторий был выставлен на продажу. В связи с этим событием и предстоящими майскими праздниками он, его жена и я решили побывать на месте, отдохнуть и посмотреть его техническое состояние перед летними массовыми заездами  отдыхающих.
        На следующий день, после приезда, рано утром, пока все спали, я отправился обследовать окрестную территорию вокруг санатория, который располагался в 3-х километрах от Кусы, на берегу Кусинского пруда, а вокруг его окружали горы с округлыми вершинами и леса в основном смешанного типа: береза, липа, осина, сосна, пихта. Земля, после сошедшего снега, еще не до конца просохла и передвигаться  пришлось зигзагами, огибая небольшие болота. Места здесь настолько красивые, а весенний воздух чист, что в пути я часто останавливался и наслаждался вновь открывающимися видами, но при этом меня что-то постоянно смущало, и я никак не мог понять, что именно. Наконец-то до меня дошло – на пути встречалось, не естественно, большое количество аккуратно стоящих пеньков со свежими, еще с запахом древесины, спилами.
        В дальнейшем мне прояснили причину такого варварства. Девяностые годы нанесли непоправимый урон городу и его жителям, все заводы остановились, а люди остались без средств к существованию - кто-то выживал благодаря собственному огороду, кто-то стал работать вахтовым методом на севере, а кое-то насовсем покинул родную землю. В Кусе возникла целая индустрия кустарного производства в русских традициях народных художественных промыслов. В моду вернулись художественные ремёсла – вышивание, резьба по дереву, изготовление поделок из свалянной шерсти, кожи, панно из сухих цветов. Набрало обороты производство сувениров из камня (змеевика, мрамора), требующее уже специальных знаний и сложного инструментария.
        Наиболее массовым направлением стало изготовление декоративных круглых панно и картин, выполненных на спилах благородных пород дерева – липы, осины, ольхи, с нанесенным рисунком дробленным поделочным камнем разных оттенков. На картинах изображались летние, осенние и зимние пейзажи Уральской природы, а также различные животные.
        Со временем масштабы деревянного промысла возросли до таких размеров, что появились оптовики, которые скупали у населения картины и машинами отправляли их на рынки крупных городов, в том числе и в Москву. В результате не контролируемой деятельности промысловиков окрестные леса недосчитались тысяч взрослых деревьев, а вместо них появились многочисленными пеньки – памятники эпохи  разгула капитализма или разгульной демократии.

2006г.