Группа Дятлова

Шунин Владимир Львович
Кто они были - студенты пятидесятых - шестидесятых годов? Это - дети войны. У всех позади голодное послевоенное детство. Но не деньги были их божеством, а Идея. Братство, Равенство, Свобода и Вера в «светлое царство социализма». И учёба, и работа ради всего этого. Вспомните бесчисленные субботники или, хотя бы, первых «целинников».

И не за деньги всё это делалось. А весело рвались «за туманом и за запахом тайги» на благо Родины.

Помню, радиофицировали деревни, колхозы (от радиокружка в школе) бесплатно, за кормёжку (хлеба и парного молока до отвала).

Или первые целинные отряды студентов в 1956году. Я там, на Алтае, работал на комбайне помощником комбайнера. Косили по двадцать часов в сутки. Спали по чуть-чуть, когда выпадала роса и хлеб «не шёл». Позже, уже вернувшись в институт, получил неожиданно повестку, в которой говорилось, что я заработал столько-то пудов зерна. Оно находится в прибывшем эшелоне на железнодорожной станции. И если не заберу в течение трёх дней, то мне будут начислять штраф. Я – в панике! Куда забрать? Что я с ним буду делать? Институтский комсомольский вожак, который принёс мне это известие, видя моё смятение и, очевидно, ожидая его, предложил выход: «Если согласен это зерно продать государству по госцене, то напиши заявление. И всё – нет проблем!» Я с облегчением тут же его и написал. А через какое-то время получил деньги, на которые купил первый тогда телевизор КВН родителям, на радость младшим сестре и брату. И этим был очень горд.

В те времена богатых не было. Все были равны, т.е. одинаково бедны. Студенты подрабатывали, где могли. В основном, на разгрузке-погрузке железнодорожных вагонов. Одевались тоже неважно. В основном в лыжные костюмы.


Вот песни тех годов.

Зима! Студенты, торжествуя,
По снегу обновляют путь.
И голой пяткой снег почуя,
Несутся рысью в институт.

Бежит студент быстрей трамвая,
Пустым желудком потрясая.
И на штанах его давно
В Европу прорвано окно.


Но жили весело. Заложено было в нас великое любопытство, которое помогало и учиться, и работать, и заниматься спортом, и путешествовать.

Особенно нас влекли путешествия. Очевидно, под влиянием таких книг как «Дерсу Узала» Арсеньева, «Урал - земля золотая» и других, прочитанных ещё в детстве.

Чудесна природа вокруг города Красноуфимска, где я учился в 6 и 7 классах. Атоманова гора, река Уфа, скалы «Семь братьев», Соколиный камень. Осваивал их, как говорится, ощупью, без карт и путеводителей. И каждое путешествие было для меня открытием чудесного мира природы.

И всегда в пути по лесной тропе или по воде, когда сплавлялся по глухой таёжной реке, меня волновал вопрос: а что там, за поворотом?

После окончания десятилетки в Свердловске я поступил в УПИ на радиофак.

Мои школьные друзья – Боря Бычков и Слава Хализов, которых так же влекла жажда странствий - тоже студенты-однокурсники. В свободное время мы осваивали окрестности Свердловска на лыжах, велосипедах и пешком.

Однажды перед Октябрьскими праздниками, в перерыве между лекциями, тормошу Славку о предстоящей лыжной вылазке. А он мне предлагает: «Слушай, у нас в УПИ туристы есть. Хорошие ребята. В праздничный поход собирают. Пойдём с ними?» Я было воспротивился – опять обязаловка, принудиловка. Да ну их!

«Нет! Это такие же ребята, как мы. Игорь Дятлов с нашего курса, Зина Колмогорова - они со мной в одной группе. Да ты их часто видишь их на общекурсовых лекциях. Они собираются сегодня после лекций в первой римской и всех приглашают. Пойдём, сходим. А там и решим». Я заколебался. «Ладно! Борьку Бычкова надо позвать. Посмотрим».

В аудитории, куда мы пришли, в разных местах кучковались группы ребят и девчат. «Вон там они», - Славка подвёл нас к одной группе. Игоря и Зину я узнал - видел на общих лекциях нашего курса.

Игорь – крепкий коренастый парень – чуть исподлобья внимательно и доброжелательно взглянул на нас: «Сейчас будет отчёт группы туристов-старшекурсников по походу на Саяны».

Зина по-свойски, как будь-то мы все уже свои, рассказывала и расспрашивала нас. Наши колебания и нерешительность таяли на глазах.

После отчёта и рассказов старшекурсников о походах по Саянам, Тянь-Шаню я был очарован и поражён такими возможностями и перспективами. А имена Алексея (Олиши) Будрина, Моньки Аксельрода, Вити Богомолова, Юры Родионова, Коли Попова, Славы Карелина и других стали для меня легендарными.

Но вот опять все разошлись по «своим» группам. Формировалась и группа Дятлова: Коля Трегубов и Женя Чубарев – правая и левая руки Игоря. Коля – худощавый, строгий, всегда серьёзный парень, очень выносливый, хороший охотник (в походах всегда с одностволкой, не раз подкармливал нас то рябчиком, то глухарём). Женя Чубарев – тоже крепкий, молчаливый, фотограф и немного «дрынкающий» на гитаре.

Зина Колмогорова – душа группы. У неё были большие глаза, а улыбкой сразу располагала к себе. Её заботливость, доброта и требовательность к чистоте и справедливости во всём были общеизвестны.

Остальные девушки тоже были под стать Зине – весёлые, энергичные. Все - хорошие лыжницы, надёжные товарищи, не падающие духом даже в сложнейших ситуациях. Это: Нина Ощепкова – моя однокурсница с энергофака, Лиля Русских, тоже с энергофака, Лида Григорьева с химфака – наша главная певунья, знающая уйму студенческих и народных песен, Рита Митрофанова – однокурсница со стройфака. Выдумщик, живой и энергичный человек Тибо де Бриньоль, как иногда в шутку называли мы его. Ну и наша троица: Слава Хализов, Борис Бычков и я, Володя Шунин.

Вот какой состав собрал Игорь Дятлов для первого зимнего похода на Северный Урал в 1957 году.

Этому предшествовали испытательные и тренировочные походы «выходного дня», где отрабатывались способы и методы установки палатки, разжигания походного костра, вырабатывались умение ходить на лыжах с грузом за плечами, психологическая совместимость и чувство товарищества.

И, действительно, никто из нас не курил, в походах никогда не пили алкоголя, не матерились (даже в отсутствии девушек), не применяли крепких выражений круче кроме таких как «ё-моё», «матиас ракоши». И то это случалось в ситуациях, когда «утюг на ногу уронишь». Отношения были с высоким чувством товарищества. А личные симпатии или влюблённости (не без этого) никогда не выносились «на люди».

Игорь Дятлов был незаурядной личностью. У него были глубокие и незаурядные знания, организаторские способности, отличался упорством и твёрдостью на пути к намеченной цели, а также скромностью и доброжелательностью. И это привлекало к нему людей. Он ещё студентом вёл научную работу на кафедре, где его и оставляли по окончании института.

Далее я пишу о тех походах, которые прошёл вместе с Дятловым, и по которым у меня ещё сохранились материалы. В частности, сохранился отчёт Дятлова о походе на Северный Урал в 1957 году, а так же фотографии и некоторые дневники наших походов высшей категории сложности по Кавказу и Алтаю. По мере возможности хочу отразить ту обстановку, в которой всё это происходило.