Горький и Соловки

Екатерина Шильдер
Горький и Соловки

     На втором этаже особняка Рябушинского построенного Шехтелем в нескольких комнатах музей самого Горького. Фотографии. Фотографии. Конечно, и первый этаж тоже им обжит, и его присутствие есть во всем. Но второй это точно его жизнь. Горький с писателями. Горький на отдыхе. Горький. Горький.

- Ему было трудно. Отношения Горького со Сталиным ухудшились.

     Пролетарскому писателю в особняке Рябушинского трудно, на даче в Горках 10 трудно, в Крыму тоже трудно. Он же лучший пролетарский писатель.

- Вот в этой витрине фотографии о поездке Горького в Соловецкий лагерь особого назначения.

     Тоже ездила на Соловки. Не на экскурсию, а для того чтобы вспомнить тех, кто там оказался не по своей воле.
     Море Белое было совершенно серым, как и небо. Но как красивы были чайки со своим таким плавным и близким полетом.

- Не бросайте хлеб чайкам. Палубу не отмоешь.

     Стояла на палубе, вглядываясь вдаль, ища неведомый остров с тюрьмой в храме.
- Отдыхай, плыть долго.

     Судёнышко по сравнению с холодным морем было крошечное. Казалось, что стоит только появиться крошечной волне и все исчезнет и неведомый остров, и море, и чайки и это такое чистенькое и маленькое спасительное суденышко.

     На острове нас ждал музей. Вид музея был такой самодеятельный, что создавалось ощущение, что только за час до тебя ушли узники Соловецкого лагеря, которые и сделали этот музей. Своими руками. Своей жизнью.

     Но перед этим Соловецким музеем был и другой в Медвежьегорске. И там были такие прекрасные фотографии. Черно-белые фотографии.

- Это Горький на пароходе «Глеб Бокий».
 
     Запомнилось, что и Бокий тоже здесь на корабле своего имени. Все одеты в кожаные куртки и пальто. И невестка Горького тоже с ним на корабле.  И тоже вся в кожаных вещах.
     Пробыл Горький на Соловках недолго. Из Кеми пароход прибыл 20 июня 1929 года. 21 июня Горький уже выезжал из Мурманска.

- А вот здесь есть и отзыв Горького об этом посещении. И в нём такие слова:

"Я не в состоянии выразить мои впечатления в нескольких словах. Не хочется, да и стыдно (!) было бы впасть в шаблонные похвалы изумительной энергии людей, которые, являясь зоркими и неутомимыми стражами революции, умеют, вместе с тем, быть замечательно смелыми творцами культуры".

      И здесь в особняке Рябушинского тоже есть об этой знаменательной поездке. Мне все время хотелось найти фильм, который был снят в то время, когда на Соловках был Горький. Хотелось мне найти, может быть, среди заключенных и Анну Михайловну Шильдер, которой к тому времени было за семьдесят лет, и на этих Соловецких островах, приобщалась она к труду, пока другие обживались в ее доме, приноравливали к себе е вещи. И, наверное, им в ее доме все не очень нравилось. Хотелось, по всей видимости, чего-то особенного и современного, а не того, что хранилось веками и не представляло никакого знания и памяти новым владельцам.

     Была Анна Михайловна простой домохозяйкой. Но был еще один маленький изъян, она была женой директора Императорского Александровского Царскосельского лицея. Но ей повезло в том, что приговорённая к расстрелу, она все же получила вместо расстрела только заключение в лагере за полярным кругом. Такая вот замена жизни на Соловки. И провела она на Соловках несколько лет, а Горький один день, и ему все стало понятно. Здесь хорошо. Кому только?

- А кто такой этот Глеб Бокий? Давно меня мучает этот вопрос.

- Бокий? Глеб? Партийный деятель. Создатель системы лагерей.

- А пароход?

- Пароход «Святой Саватий» Соловецкого монастыря переименовали в пароход «Глеб Бокий». Вот почему сам Бокий плавал на пароходе «Глеб Бокий».
 
   Вот такой музей Горького в особняке Рябушинского построенного Шехтелем.