Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя

Дискуссионный Клуб Прозы
Намедни я в очередной раз озадачилась принципами выбора предпочтений, размышляя над вопросом «Чего хочет читатель?»

 И, как в большинстве труднообъяснимых личностных реакций, логично пришла к его изначальной дуальности.  Чего хочу я? Или чего хотят от меня?

 Этот вопрос оказался слишком многогранен.

 Начнем с конца. Кто он, этот читатель? Ребёнок? Старик? Сколько ему лет? И сколько лет его интеллекту? Мужчина? Женщина? Какова их эмоциональность и собственная жизненная история? Как формировался его художественный вкус? Насколько он безупречен? И кто может оценить качество этой безупречности?

  Кроме того, никогда не нужно забывать, что Читатель С Большой Буквы - это всегда читатель в развитии. То, что еще вчера ему казалось значительным, назавтра уже может стать какой-то безделицей. И только многоуровневые тексты для такого читателя останутся навсегда притягательными. И он будет обращаться к авторам, которые ему единожды уже дали такой текст, в надежде снова получить очередную порцию загадок, поучаствовать в пире духа.

 Если говорить обо мне как личности, то мое становление легко проследить по истории формирования и развития во мне Читателя (в бытовом смысле, предпочитались другие основы – по вальдорфской школе). Неспроста в былые годы существовала для детей, например, "Лествица", чтобы как-то определить круг их чтения, необходимый для гармоничного развития, но мое раннее детство отличалось абсолютной всеядностью: я читала все, что встречалось на моем пути - начиная от текстов отрывных настенных календарей, не пропуская никаких народных сказок, восхишаясь Пришвиным, Гайдаром, Линдгрен, находя прелесть в пропагандистском Макаренко, забытоавторовых книжках "Бандьерра Росса" и каких-то армянских изысках о выращивании детьми птенцов из собранных ими в дикой природе яиц; конечно, все про индейцев (Аманда, привет!) и случайно заставаемые мамины "Анжелики" и тетины "Декамерон" с "Гептамероном" ( Кайданский, неужели из-за эротизма?? Я ведь тогда была еще ученицей младших классов!!), но при этом - и серию "ЖЗЛ".

 Вот неизбывная мечта корыстного книгоиздателя - не понимающий своих приоритетов и желаний, всеядный читатель, который хочет много читать!

 Теперь мы подобрались ко второму слову вопроса "хочет". Перед тобой может стоять вкуснейшая полка с книгами, которые ты все никак не сподвигнешься прочитать, даже зная об их качестве, имея проверенные рекомендации. Они смотрят на тебя,  а  у тебя никакой флюид не шевелится. Не хочется читать и все, даже если ты Читатель. Что же тогда говорить об огромной массе людей, которым ничего, кроме сюжетного хода в сериале или очередного прикола в смске, и не нужно совершенно? Девушки доберут психологизма в статейке из глянцевого журнала, бабушки на лавочке - в обсуждении коллизий романа непутевой Зинки из пятой квартиры. Мальчики наполнятся смыслами в сетевых игровых диалогах, а подросшие мальчики - в оттачивании способностей до уровня острого полемиста в многочисленных форумах. Огромной массе людей уже давно не нужны никакие книги!

 Если мы в нашем Клубе сможем разгадать загадку желания читать, и при этом еще и тематически определиться с высокохудожественными приоритетами для чтения, то нам просто цены не будет, как составителям сборников и организаторам серий.

 Кстати, про серии. Это уже второй этап моего читательского развития в подростковом возрасте: Дюма всем семейством, Джек Лондон, Гюго, Гоголь, Свифт, Гауф, Драйзер,Ефремов,Конан Дойл, Агата Кристи, Вальтер Скотт и иже сонм с ними. Это уже избирательный читатель. Он приблизительно знает, чего он хочет. На него так хорошо ориентировать какой-нибудь бесконечный "уроборос". Он верит в качество каждой книги из понравившейся ему серии.

 Юность. Сколько открытий! Рабле и "Волшебный рог Оберона", наравне с "Алмазный мой венец" (Катаев – любовь моя!), после которых хочется читать и перечитывать всех поэтов Серебряного века, Ильф и Петров, Зощенко и Хармс, Стругацкие, Шекли, Лем и Булгаков... Вот это хорошая группа читателей. Качественная, проверенная десятилетиями, рекомендуемая в поколениях литература. Поле ее безгранично. Но Читатель не хочет останавливаться в этом уютном месте.
Он становится старше. Достоевский, Чехов, Бунин, Набоков...
Ура! Снова пришло время детских книжек! и с огромным удовольствием - всю Линдгрен, Милна, Козлова, Быкова, Успенского, Тумсен...

В дороге - конечно дам: Толстую, Токареву, Улицкую, Петрушевскую, Фрай. Тут же подоспели Акунин, Липскеров, Лукьяненко, Панов, плавно перетекая в чтение то философии (Кант, Шопенгауер, Ницше, Гессе...), то Библии.
И приходит сейчас наш гипотетический Читатель ко времени противного, Въедливого Читателя: Кржижановский, Пессо, Аккройд, Сорокин, Пелевин, Фаулз, Олейник (младший), Андрухович, Шишкин, Акутогава, Мураками, Кафка, Кортасар, Джойс, Вудхауз, Барнс и Эко... Вот этому, последнему (конечно, Въедливому Читателю, это и ежику понятно, а не премного уважаемому господину Эко, библио- и антибиблиофилу, коллекционеру  ежемесячно обновляющему свою пятидесятитысячную библиотеку* благодарность за ценное указание господину Игерину)  очень тяжело угодить, надолго задержать его внимание. Никогда не понятно, что он захочет читать в следующую секунду. И вообще, захочет ли он читать? Ему уже приятно просто думать и иногда возникает мысль, что стоило бы записывать свои истории, идеи и рассуждения, делиться своими эмоциями. На что он надеется, этот странный автор, который еще недавно был Читателем? Я уверена, что у него нет Мечты о том, чтобы писать тексты для отрывных календарей. Ведь у него уже выросли зубы, пока он стал Въедливым Читателем! Поэтому у него нет никаких других шансов для самооправдания, кроме пути, на котором он станет Талантливым Автором. Аминь!