«Идет поэт, открыты вежды, а он не видит ничего,..» Ирина шла по нарядной прогулочной улице , возвращаясь с утомительной и долгой репетиции. Она руководила большим хореографическим коллективом. Шла, не замечая нарядной публики, цветущих лип, синеющего вечернего неба. В самом деле- не видела ничего.Внутри звучал концерт Моцарта «Эльвира Мадиган». Пленительная мелодия взлетала вверх, потом скатывалась, как роса с лепестка гамммообразно вниз, вздыхала интонациями близлежащих звуков и опять взмывала. В этой музыке было столько трепета, любви, гармонии и совершенства. Запись концерта принесла ее концертмейстер Света. Она поставила кассету и сказала
-Как только слушаю Моцарта, так и Пушкин на ум идет. Вот ты послушай еще раз концерт, а я потом прочту. Припомнилось.
-Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я,
И вот уже мечтою странной душа наполнилась моя…
Ну, скажи, как соответствует музыке? Или- одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия. Ах, Пушкин, сукин сын, светлый наш гений. И откуда он все знал.
-Да-да, -Ирина рассеянно кивнула и задумалась. Музыка концерта была наполнена таким непередаваемым светом и одновременно грустью, что она сразу же решила поставить на нее танец и посвятить его своей любимой ученице Лене Матвиенко. Девочка безвременно ушла из жизни. Никто так и не узнал, как она погибла. Поехала на праздники в село к бабушке, и пропала. Только через несколько месяцев нашли останки под бетонной плитой. Ира на похоронах ничего не могла сказать. Рыдания давили горло. Седые волосы развевались на ветру, она не поправляла. Прошептала только
-Не думай -по ком звонит колокол, возможно, он звенит по тебе.
Сквозь душившие ее спазмы, добавила
-Прощай, моя любимица, моя крошка. Не уберегли.
Опять сжалось сердце. Она еще раз послушала и пошла домой. Музыка продолжала звучать внутри.
-Да, да… И жив ли тот, ль та живая и нынче где их уголок? Или они уже увяли, как сей засушенный цветок.
Припоминала музыку.
-После проведения темы у оркестра, вступает фортепиано, повторяет без изменений . Ага, помню, а дальше драматичные возгласы у струнных. Ах, какая выразительная музыка, прямо все выговаривает.
Из открытых окон очередного кафе прямо ей в уши завопила Милявская-
Ты отказала мне 2 раза, вот такая ты зараза…
Ирина поморщилась. Перешла на другую сторону улицы, и остановилась , как вкопанная. Вот оно! Решение!
Эврика!
Возле книжного магазина, балкон над входными дверями поддерживали старые облупившиеся и растресканные атланты, они-то и натолкнули Ирину на сюжет танца.
-Это будет называться «Атлант и Кариатида», музыка Моцарта, концерт «Эльвира Мадиган». В углу сцены танцовщики- юноша и девушка в белых костюмах: у нее- туника, у него –трико , держат на вытянутых руках голубую легкую ткань –небо. На второй фразе концерта она поворачивает головку и «просит» отпустить ее потанцевать. Он соглашается, и забирает все полотно-небо себе. Она выходит на середину и начинает растанцовываться: небольшие броски ножкой, как будто пробует себя, потом: арабески, пируэты, соответственно развитию музыки красивые комбинации с перекидными прыжками, вращениями, с па-де-бурре. Как на музыку хорошо ляжет. И какая ясность у Моцарта- совершенство формы.
На сцене –грация и изящество.
Внезапно большим гранжете ( большой прыжок, когда ноги в воздухе в шпагате) на сцену выскакивает молодой человек в современном костюме и с плейером на груди. Звучит, не Милявская, эту вульгарную певицу, как, впрочем, многих подобных звездушек, Ирина терпеть не могла, а какой-нибудь рок. Грохот, рев, бессмыслица, повторение одной и той же интонации до одурения перебивают Моцарта.
Этот рокер хватает Кариатиду и насильно заставляет танцевать с ним его непристойный танец. Музыки концерта уже не слышно. Кариатида старается сопротивляться, но бесполезно- он сильнее. Наглость, подлость всегда сильнее: больше средств в арсенале.
Атлант не может помочь- ему нужно держать небо. Кариатида обессиливает от этого разнузданного, бесстыдного танца: ломания, кривляния, дергания, бессмысленных, вульгарных па. Она падает и замирает, раскинув руки, которыми еще недавно касалась неба. Рокер поправляет плейер, переступает через нее и уходит гаденькой походочкой со сцены. Опять звучит Моцарт, середина концерта- драматичное развитие мелодии. Все это на кульминации.
Реприза: (Реприза- повторение начала, иногда в другой тональности) Кариатида бездыханная лежит на сцене, а Атлант начинает понемногу клониться к земле, так как одному невмоготу выдержать тяжесть неба и созерцать погибшую подругу. Свет на сцене постепенно угасает. Шатаясь, Атлант подходит к Кариатиде укрывает ее и себя полотном-небом и они оба замирают. Последний аккорд. Занавес.
27.04.12.Ольга Голубь.