Глава 17. Паны дерутся, но мы не сдаемся

Борис Жеглов
Год 2008 на Украине не закончился для нас с окончанием пятидневной войны в Грузии. Верный союзник Саакашвили президент Ющенко пытался оказывать посильную помощь своему другу, хотя в В.Р. ему в разной степени оказывала сопротивление его оппозиция. Интересную позицию заняла в ходе грузинского конфликта член НАТО Турция. Во время военных действий Турция отказалась пропустить через свои проливы американские военные корабли с «гуманитарной» помощью для Грузии. По окончанию войны по формальным обстоятельствам она не могла препятствовать проходу американских военных кораблей в Черное море. Ющенко тут же «дал добро» на заход этих кораблей в Севастополь и Одессу. Абсолютное большинство жителей Севастополя не одобряло эти инициативы президента и встречало американские военные корабли пикетами. В то же время Ющенко своим указом запретил выход кораблей ЧФ России к берегам Грузии. Премьер Ю.Тимошенко со своим правительством в этой ситуации решила соблюдать нейтралитет, чем вызвала гнев президента В.Ющенко, и он очень недальновидно позволил себе сделать даме оскорбительное замечание. Командующий ЧФ проигнорировал вмешательство Ющенко в действия своего флота, хотя по команде президента на входе в Северную бухту был выставлен десантный корабль, а вдогон российскому ракетному катеру «Миражу» был послан похожий катер «Каховка». но у него внезапно отказал двигатель. То ли серьезная техническая неисправность, то ли моряки ВМСУ оказались гораздо умнее своего президента. ЧФ России выполнял свои задачи без помех.

Мои друзья и мои очень хорошие соседи морские офицеры запаса горячо, но по разному оценивали и обсуждали украинские новости. Своему другу Роману по своему опыту я заметил, что если В.Р. перешла от мордобоя к конфронтации партий с президентом, то это до добра не доведет. Тем более, что Ющенко очень неосмотрительно обидел Юлию Тимошенко. К женщинам, как меня учили, надо относиться уважительно. Роман с обычной для него уверенностью начинающего политолога заявил, что все лидеры Рады - это отработанный материал, а во главе Украины скоро станет молодой львовский политик А.Яценюк. Прогноз его не оправдался. Роман скоро лег на лечение в госпиталь ЧФ. Очевидно за компанию с хозяином серьезно занемог и скоропостижно скончался его второй сторожевой пес по кличке Мухтар, с которым у меня были очень теплые отношения. Пришлось мне рядом с Максом хоронить и этого пса. С Эммой мы организовали псу поминки, а Роману сообщили эту печальную новость, только когда навестили его в госпитале, чтобы не травмировать его психику. С постояльцем Романа Гришей я, как обещал, никаких бесед на исторические темы не вел, а Тоня даже поделилась с этой семьей хлебом, когда по дороге с пляжа мы все не попали в магазин. Наша жизнь шла тихо и мирно. Володя возил Ларису далеко в горы в храм – новострой, где Лариса пела и по окончанию службы сразу получала от настоятеля наличными. В это время на Украине усиленно шло строительство храмов разных религий, правда количество новых верующих не поспевало за количеством новых храмов. Внучку в этом году мне не привозили, т. к. московская фирма, от которой работала в летнее время моя невестка, решила, что цены на Украине высокие, а сервис низкий, и перебралась на Средиземноморье. Вместе с Тоней и русской общиной Севастополя мы встречали корабли ЧФ, возвращающиеся с кавказского побережья. Сигнальщику на первый тральщик флажным семафором я передал поздравление морякам черноморцам и после каждого слова получал отмашку о приеме. Вечером рассказывал об этом Роману и отметил, что никто из курсантов нашего училища, кроме бывших нахимовцев, флажной семафор не знают. Узлы вязать и ходить на шлюпке под парусом не умеют. На это Роман возразил, что сегодня можно с успехом использовать радиосвязь.

Конфронтация партийных группировок в Верховной Раде набирала обороты. Была создана в Раде ВСК (временная следственная комиссия) под председательством Валерия Коновалюка, призванная расследовать поставки вооружения и оплату этих поставок. Комиссия привела дополненный список поставленного вооружения и отметила, что оплата за это вооружение шла по ценам заниженным от трех до семи раз. Этот финансовый феномен знакомые офицеры комментировали следующим образом. Американцы выдавали Саакашвили доллары на покупку воороужения по реальным ценам. Он передавал их украинским представителям. Последние часть этих денег присваивали себе, если не делились с Саакашвили. Чтобы спрятать концы в воду, на крупнейших военных складах, где хранилось около 100 тысяч тонн боеприпасов, в районе станции Лозовая возник пожар. В октябре премьер Ю.Тимошенко обвинила Ющенко и его ближайшее окружение в контрабандных поставках оружия и не только в Грузию. Правительство к этим поставкам не имеет никакого отношения заявила она. Все поставки осуществлялись под непосредственным контролем Ющенко и СНБО (служба нац. безопастности и обороны). В бюджет Украины не попали десятки миллионов долларов. Стало быть, американская жена Ющенко не зря по приезду работала консультантом Программы подготовки банковских кадров Украины. Не учла она только, что в бывшей советской стране принято «отвечать за базар» и делиться со всеми участниками общего дела. Сам Ющенко так и не понял, что обижать решительных женщин – себе дороже.

Украинские проблемы нас не шибко волновали. К концу лета мы все с большим нетерпением ждали приезда из Москвы нашего друга Бориса Сиротина. Никто из нас даже не пытался оспаривать, что это настоящий мужик, с которым можно смело идти в разведку. Он никогда по жизни не был подвержен флюгерным колебаниям, и на него всегда можно было положиться. К его словам каждый из нас прислушивался и с его мнением считался. Боря приехал со своей женой Светой, остановился у сестры в квартире своих родителей и назначил день общего сбора. Настоящий командир, он всегда командир. Перед общим сбором я испросил разрешения у Сиротиных пригласить с собой мою подругу Тоню. Как я сообразил позже, Борис был серьезно обеспокоен конфликтными ситуациями между старыми друзьями и противоположными трактовками этих ситуаций мной и Романом. Еще он высказал мысль, что в нашем возрасте трудно завести новых хороших друзей. В день сбора каждого из нас Сиротин заставил у порога встать на колени и перед Андреевским флагом обещать не рушить старую дружбу при политических разногласиях. После этого только все были допущены к столу. Это было не обычное застолье, к которым мы привыкли. Боря приготовил культурную программу со стихами и музыкальным сопровождением. Каждому из пяти бывших курсантов ЧВВМУ он подарил памятные рубашки с оригинальными рисунками и текстами. Мы с Володей в Севастополе надеваем свои каждый год на День ВМФ. После более скромное застолье было организовано на моей даче, где Боря угощал всех юшкой собственного приготовления, а Тоня как хозяйка старалась не ударить в грязь лицом. Помогали ей изо всех сил Эмма и Лариса. Еще Боря угощал всех красной икрой, которую ему регулярно посылали с Дальнего Востока его благодарные подчиненные. Этот факт еще раз характеризует этого отца – командира и моего старого и верного друга. Помог мне Боря и в подготовке моего отвального вечера, когда он по моей просьбе одолжил мне деньги на оформление этого важного мероприятия. К сожалению, после отъезда Сиротина общий сбор всех участников в таком составе по разным причинам больше не собирался. Перед моим отъездом у нас с Романом в присутствии Бориса состоялся интересный разговор. Я попросил Романа разрешить мне оставить ключ от дачи Тоне, чтобы она могла попадать туда в мое отсутствие. Роман не захотел пускать козу в огород, чтобы она не сорвала бы у него чего лишнего, и отказал в моей просьбе. Пришлось мне сказать ему : «Хозяин – барин». Он пытался что – то неуверенно возражать, что хозяин я, но ключ оставить не разрешил. Позже он рассказывал мне, что Сиротин, слушая эти разговоры, сказал, что из – за баб мы поругаемся. Мне Борис ничего подобного не говорил. Он всегда был деликатным человеком. Роману на его информацию с чужих слов я сказал, что нахимовцы, как и казаки Стеньки Разина, старых и верных друзей на дам не меняют. Уяснив эту простую истину, к моему отъезду Роман взялся отвести меня вместе с Сиротиным в Симферополь. Там мы попросили случайную девушку сфотографировать нас троих на память. Фото получилось очень удачным и на следующий год я всем подарил увеличенные фото в рамках, а Борису с оказией еще и вернул свой долг. Как я понимаю, у всех троих эти фото красуются на видных местах, а я порадовался моей старой и верной «мыльнице», благодаря снимкам которой можно восстановить многие моменты нашей жизни.

Несмотря на предположение Сиротина, новые хорошие и верные друзья у меня продолжали появляться. Первым пополнил этот список Анатолий 2 (Анатолий 1 был моим старым другом по наладке) из поселка Дарзини на окраине Риги. Знакомство состоялось в парилке русской бани, которая была рядом с моим домом. Из компании членов сборной СКА СССР по велоспорту мы с Анатолием выбрали друг друга. Очевидно сыграл свою роль резонансный настрой наших душ или похожая судьба в послевоенном детстве. Мы регулярно встречаемся не только на гулянках, но и на нескончаемых совместных работах на его даче в Дарзини. Атлет Анатолий 2 в бане охотно делал всем спортивный массаж и, посмотрев на мою мелкую фигуру, предположил, что он старше меня по возрасту. Спор на эту тему он, к своему удивлению, проиграл. Внешность оказалась обманчивой. Из детских воспоминаний Анатолия удалось узнать некоторые подробности его жизни в Западной Украине. Родился он на Брянщине, но после второго класса попал в городок Жовкив Львовской области. У маленького пацана прочно запечатлелась в памяти встреча с кавалькадой машин «Победа», в которой ехал хозяин Украины Н.С.Хрущев. Это был 1949 год и Хрущева везли показать разгромленный лагерь бандеровцев. Позже из этих мест в Сибирь было вывезено 180 семей, подозреваемых в связях с бандеровцами. В этом же году во Львове, где жил с родителями мой будущий друг Роман, бандеровцами был застрелен писатель Ярослав Галан. В 1949 году я поступил и был принят в Риге в нахимовское училище. В этом году из Латвии за связи с местными лесными партизанами было депортировано 29252 человека. А пятикласник Анатолий с матерью перебрался в город Ивано – Франковск, который тогда назывался Станислав. Там по дороге в школу он каждый месяц проходил мимо двух – трех гробов местных активистов, убитых бандеровцами. Пришлось перебираться в более спокойный город Брянск, где Анатолий поступил в техническое училище. В 1957 году он проходил практику на НЭВЗ (Новочеркасский электровозостроительный завод), крупнейшем в городе, на котором работало 14 тысяч человек. На заводе он остался после практики и работал слесарем - сборщиком до 1961 года. Со слов своих друзей спортсменов он рассказал, что в 1962 году в стране повышались цены на ряд продуктов питания. В одну из пятниц работникам формовочного и литейного цехов объявили о снижении расценок, что вызвало возмущение рабочих. В обеденный перерыв возмущение было поддержано рабочими других цехов. Стали проходить стихийные митинги, к которым вскоре присоединились и рабочие второй смены. У заводоуправления директор ничего вразумительного рабочим объяснить не мог. На следующее утро демонстрация рабочих с детьми и женами отправилась искать правду к зданию горкома партии, где она была расстреляна вызванными войсками. Труповозки и санитарные машины увезли убитых и раненых, а пожарные машины смыли следы крови. На следующий день на стадионе был организован митинг, на котором выступал прилетевший из Москвы А.Микоян.

Со вторым новым другом Алексеем я познакомился в сауне бассейна Олимпийского центра, доставшегося Риге от саммита НАТО. Там в основном встречалась компания бывших офицеров. В сауне знаков различия ни у кого не видно, поэтому общение идет вольное. Заметно было, что Алексей чуть старше по возрасту, а разговор зашел на тему, кто из нас больше участвовал на парадах в Москве на Красной площади. Когда я заявил, что на 7 ноября 1952 года я участвовал в параде и видел на трибуне Мавзолея живьем Иосифа Виссарионовича, то он удивился с недоверием. Попутно выяснили, что в парадах он участвовал чаще меня, т.к. учился в военной академии и что он имеет звание генерал – майор. Тут уж мне пришлось встать во фрунт и впредь величать его Алексеем Михайловичем. К субординации за долгие годы службы меня приучили основательно. На наши дружеские отношения высокий чин никак не влиял. Своему другу я доложил, что в 1953 году тяжело переживал смерть Сталина. Расправу Хрущева со своим конкурентом Л.Берия встречал с большими сомнениями. Учреждение Хрущевым в 1954 году могучей организации КГБ под началом его украинского соратника генерала Серова уже встречал с некоторым пониманием событий. Подарок Украине Крыма в 1954 году меня глубоко возмутил, но мое мнение, похоже, Хрущева нисколько не интересовало, а ему, очевидно, хотелось замаливать свои кровавые грехи в годы правления на Украине. Некоторые мои оценки событий тех давних лет Алексей Михайлович поправлял, но в целом считал, что я мыслю правильно. Меня возмутило, что представители советской интеллигенции период правления Хрущева назвали «оттепелью». Расстрел многотысячной демонстрации рабочих Новочеркасского завода по команде и с одобрения Хрущева для них ничего не значил. Расстреливали не их. С тех пор я перестал уважать представителей советской интеллигенции. По поводу моих записок Алексей Михайлович давал мне много советов и замечаний. Последнему я был особенно рад, т. к. мой друг Боря Сиротин последнее время слал мне только похвальные отзывы. Особенно я обрадовался, когда Алексей подарил мне свою книгу «Страницы жизни» с теплой дарственной надписью. Если времени на обсуждение в сауне не хватало, то мой генерал предлагал перенести обсуждение в ближайшее кафе. Темы обсуждений были самые разные. В частности, почему треть тракторов на полях Латвии поставлены Белоруссией. Транзитные грузы из Белоруссии в порты Латвии составляют существенную часть ВВП нашей страны. А большая Украина поставляет в Ригу только пиво «Оболонь» и водку разных наименований. Ответы на все вопросы мы не находили. Когда мы с напарником Анатолием ездили на наладку в Белоруссию, то не видели там людей, промышляющих у помоек, а в Риге мы это уже видели. Еще я заметил, что если в США ругают какого – нибудь руководителя бывшей республики СССР, то стало быть он полезен для своей страны и своего народа, и наоборот. В.В.Путина в США ругают все властные представители страны и общественные организации США, озабоченные правами человека в чужой стране. Выходит, России с этим руководителем повезло. Иногда российские политологи обсуждают почти гамлетовский вопрос: с каким американским президентом (демократом или республиканцем) России будет существовать легче. Забывают при этом, что надо если не искать, то хотя бы не забывать женщин. Три очень известные женщины Америки, возглавлявшие в разное время внешнеполитическое ведомство США от разных партий, всегда с завидной неприязнью относились к России. Это Мадлен Олбрайт, которую даже муж бросил, не вынеся ее характера. Это Кондолиза Райс, для которой еще не нашелся смелый мужчина, готовый стать ее мужем. Тем не менее, она позволяет себе заявлять, что Путин надругался над демократией. Чувства меры и такта у девушки явно не хватает, а международные отношения дело тонкое. Обиженная жена Хиллари Клинтон, которой муж предпочел Монику, тоже Россию не жалует. Стоит ли России в таких условиях «ждать милостей» от любой партии США?

Президентов Латвии в США всегда любили за исполнительность. Не стал исключением в этом отношении и наш новый президент Валдис Затлерс, заступивший на этот пост в 2007 году. Военнослужащие Латвии участвуют в военных операциях НАТО в Ираке и Афганистане. В августе 2005 года в Риге подписано соглашение о сотрудничестве Латвии и Азербайджана в области обороны. Помимо НАТО правила жизни Латвии диктуют и руководители ЕС, правда, они же выделяют кредиты. Таким образом, правителям Латвии думать ни о чем не надо, а о благосостоянии своего народа тем более. Сотня диктаторов из Сейма назначает премьера из состава правящей партии. Далее создается коалиция из ряда партий, разделяющих взгляды правящей, и они делят портфели. Так создается правительство страны. О профессионализме министров и эффективности их работы речь не ведется. Отсюда такие печальные результаты развития страны за двадцать лет независимости. Хотя некоторые историки Латвии заявляют, что если бы не советская оккупация, то Латвия была бы на уровне Финляндии. Но историки не экономисты. Коалиция дружественных партий из своей среды выбирает спикера Сейма. И эта же коалиция организует правительство. Президент в Латвии должность практически бесправная и выполняет представительские функции. Для этого внешне он должен выглядеть респектабельно и достойно представлять страну во время приемов и за рубежом. Стараниями стилистов новому президенту сделали приличную прическу, и еще советники президента организовали ему уроки танцев. Больше нашему президенту и делать было нечего. Правили в Латвии премьер и спикер Сейма. Новая правящая партия называлась «Единство». Два лидера этой партии Валдис Домбровскис и Солвита Аболтиня стали во главе правящей верхушки страны. В.Домбровскис возглавил правительство, а С.Аболтиня – Сейм. Президент президентствовал, но не правил. Народ безмолвствовал.

Летом 2009 года мы все, кроме Сиротина, собрались в Севастополе. Два предыдущих года мы с Романом никак не могли переубедить друг друга в наших политических симпатиях. Силу своего убеждения продемонстрировал наш друг Боря Сиротин. После его отъезда Роман написал мне в Ригу, что он патриот России. Я от души порадовался успехам моего старого друга Сиротина и очень жалел, что в этом году он не приехал в Севастополь. Лето этого года оказалось очень неудачным. Почти все перессорились. Сначала Роман с Володей. В ссоре, я всегда считал, виноваты обе стороны. Роман никогда в жизни не считал себя виноватым и обвинял во всем Володю. Даже неоднократно обращался ко мне за содействием, но я свою точку зрения по поводу их ссоры никогда не менял. Пробежала черная кошка между мной и Тоней. Ко мне на дачу в этой ситуации она ходить не могла и просила передать ей некоторые вещи. Непонятную для меня инициативу решил проявить Роман и предложил самому передать эти вещи. Пришлось попросить его не лезть не в свое дело, особенно, когда не просят. Намек он понял возможно и потому, что рядом с нами в машине сидела Эмма. С Тоней я разобрался как положено. Пригласил ее в «Украинский шинок» рядом с Артбухтой, там мы устроили проводы любви и нормально расстались. У Романа летом отдыхал его брат Славик и благодаря его опыту и помощи мы поставили у Романа в спальне евроокно. Через некоторое время мне позвонила Тонина дочка и, не понятно из каких соображений, долго уговаривала меня не расставаться с мамой. К дочке Тони я относился уважительно и ее просьбе отказать не мог. С Тоней мы восстановили отношения также спокойно, как и при расставании. Часто нас навещали Володя с Ларисой и всегда говорили, что на моей даче очень положительная аура. Это говорили и другие посетители дачи. Ларисе и Тоне вход в дом Паничкина был уже несколько лет заказан, а в этом году в гости уже не приглашался и Володя. Меня еще приглашали, но, как оказалось, недолго. Роман проявил неприятную для меня инициативу по размещению на моей даче в мое отсутствие своего друга председателя кооператива В.Заику, который собирался сделать на моей даче и печку. Председатель с печкой меня совсем не устраивали, и я попросил Романа не лезть не в свое дело да еще за моей спиной. Роман вскипел и очень громко посоветовал мне убираться из своего дома. Было обидно слышать такое, но хозяин в своем доме он же и барин. Позже в Риге мои домашние успокоили меня в моих переживаниях, объяснив, что есть старые друзья, а есть нужные и каждый выбирает тех, которые ему больше подходят. Команду Романа я выполнил и оказался свободен от всех работ. Мой сосед и очень душевный человек Юра привлек меня в помощь на своей даче. Мы сделали очень симпатичный навес для приготовления шашлыков и часть забора из металлических щитов. Юрин родственник Сережа положительно оценил наши работы. Тоню русская община Севастополя наградила памятной медалью «Защитника Графской пристани», и мы отметили это событие в одном из кафе на берегу Артбухты. Юра со своей любимой женщиной Лизой регулярно приглашали нас к себе на шашлыки и баню. Жизнь текла тихо и спокойно своим чередом. К моему отъезду Юра решил одарить меня своей шинелью и тужуркой с погонами капитана 2 ранга. У меня в шкафу уже висели тужурки старлея и каплея от бывшего хозяина моей дачи, но капдва это уже повышение в звании, и подарки я с благодарностью принял. Позже в этой форме на моей даче щеголял одессит Илюша. А в Риге на мой день рождения в этой форме щеголяли все мои многочисленные друзья. Щедрый сосед Юра подарил моему внуку световой знак от настоящего маяка. Внук был в восторге от подарка и приказал поставить его в своей спальне. В октябре мои друзья Ядины решили торжественно отметить в кафе на взморье 50 – летие своей свадьбы. В подаренной Юрой тужурке на этой свадьбе я исполнял обязанности свадебного «адмирала».

Благодаря посещению Илюшей моей дачи наш конфликт с Романом был погашен до следующего подходящего случая, который не заставил себя ждать. Обычно после моего приезда на дачу Тоня сажала цветы и несколько кустов помидоров. Некоторые из них не успевали созреть, и Тоня попросила меня переговорить с Романом, чтобы он разрешил оставить ей ключ от дачи. Переговоры я провел, но Роман мне, как и годом раньше, отказал. Ссориться с ним из – за Тони я не хотел и сказал ей, что ключ она не получит. Часть подходящих помидоров она может сорвать и везти домой, остальное я закопаю. За этим процессом меня застал Роман и с явной неохотой разрешил оставить ключ. В этой невеселой ситуации на вокзал меня в 2009 году отвозил Володя. Он же помог Тоне отвезти домой помидоры и немного винограда. К моменту созревания урожая в кооперативе «Гидрограф» (и к наступающему моему дню рождения) я получил от моего друга послание, которое повергло меня в ужас. Письменные послания, как и фотографии, помогают сохранять нашу историю. В послании сообщалось, что команда моих мародеров (Тоня, Володя, Лариса) обчистила весь урожай на даче и вдобавок свернула замок. Роман сообщил, что замок он трогать не будет и присматривать за дачей тоже. Мне оставалось только заметить, что подобные обвинения в мой адрес я считаю оскорбительными. В ответ мой старый друг заявил, что раньше он относился ко мне нежно и чутко, а теперь (очевидно с потерей части урожая) он считает себя вправе говорить мне оскорбления и предлагает мне поступать также. Советом этим пользоваться я отказался, а с «бандой» своей обещал провести расследование. Выяснилось, что никто из них не сорвал ни одной грозди калины. Я и представить себе не мог, что старая дружба может измеряться в килограммах калины красной. Позже один из моих соседей по даче Василий рассказал Роману, что обычные местные воры пролезли к нему через мою дачу. Роман укрепил дырку в заборе, поправил замок, но извинений от него я так и не дождался. Делать это он не любил, к тому же с давних пор внушил себе, что он всегда прав. Легко советовать другим чаще читать молитвы и гораздо труднее просто исполнять христианские заповеди. А они рекомендуют не причинять окружающим боли ни словом, ни делом, ни даже мыслью. Похоже, мой друг над этим никогда не задумывался.

Президенты Украины и Латвии в этом году решали свои задачи, а масштаб этих задач был гораздо шире наших дачных участков. Оба президента активно занимались прославлением своих героев, воевавших в 14, 15, 19 дивизиях СС и других подразделениях вермахта. В.А.Ющенко даже решился некоторым из них присвоить звание Героев Украины, что вызвало неоднозначную реакцию жителей страны. Президент Латвии В.Затлерс звание героев бывшим легионерам СС давать не решался, но и не возражал против их ежегодных шествий в центре Риги к памятнику Свободы. Не исключено, что эти одинаковые увлечения двух президентов способствовали тому, что на второй срок их обоих не избрали. Президент Медведев после принуждения к миру грузинского президента Саакашвили в 2008 году в 2009 спокойно участвовал на очередной встрече лидеров стран АТЭС в Сингапуре. Вообще, год 2009 считался удачным для возрождения российско – американского сотрудничества. В Лондоне 1 апреля 2009 года прошла встреча президентов США и России, а в октябре Госдеп США планировал послать в Москву Х.Клинтон для участия в заседании комиссии по сотрудничеству. Начало 2010 года оказалось очень неудачным для В.Ющенко, рейтинг которого опустился ниже плинтуса, и он проиграл на президентских выборах уже в первом туре. Рейтинг еще одного потенциального кандидата в президенты А.Яценюка оказался еще ниже. Тяжелым этот год выдался и для президента России Д.Медведева. В апреле под Смоленском разбился самолет ТУ – 154 польского президента Леха Качинского, погибли 96 человек из свиты президента. Отношения Польши и России были в очередной раз крепко испорчены, хотя исторически они никогда не были теплыми.

А наша компания летом в очередной раз собралась в Севастополе, и отношения в этой компании тоже нельзя было назвать очень теплыми. Роман встречал меня на автовокзале и привез на дачу, где меня ждала Тоня. Роман решил пристроить к сараю летнюю кухню, которая летом должна была и принимать постояльцев. Работы у него начинались с фундамента и объем был приличный. Мое участие в этой работе было на время прервано, когда приехали из Риги ко мне в гости мой давний друг Анатолий с женой. Помимо экскурсий мы заехали вчетвером к Володе, поздравить его с днем рождения, т.к. Роман с Эммой это мероприятие уже давно игнорировали. Анатолия с Людой разместили в доме, а мы с Тоней разместились в палатке. Правда, эта замечательная пара вскоре выгнала нас из палатки и переселила в дом. Володя возил нас на знаменитую Сапун – гору и водил на не менее знаменитую 30 батарею. Севастополь весь знаменит, и мои друзья не уставали знакомиться с городом. Две недели их отпуска пролетели быстро. На даче мы устроили отвальный вечер с пионерским костром. На это мероприятие приехали Володя с Ларисой, и мы славно повеселились. Роман с Володей давно не дружили (Володя потому как неконфликтный, а Роман потому как всегда прав), и наше мероприятие они с Эммой игнорировали. На следующий день Володя отвез меня и моих друзей в аэропорт Симферополя. Успел я немного помочь Роману в устройстве фундамента. Скоро должен был приехать брат Романа с женой Галей для установки евроокон, а у нас еще стен не было. Пришлось Роману за очень умеренную плату нанять Колю Пономаренко, который быстро справился с этой работой. Мы с Романом использовались как подсобные рабочие. Славик по приезду стал вставлять окна, и мы опять использовались как подсобные рабочие. Постепенно дошли до крыши, и тут включились мы с Колей потому как самые легкие, чтобы ходить по шиферу. В «крышных» работах было и косвенное участие Тони, которую в дом Паничкиных не пускали. В свое время она на своей машине привезла Роману отличные половые доски и продала их за символическую плату. Работы шли допоздна, и я сочувствовал Тоне, которая приезжала после работы из города и ждала меня, чтобы вместе поужинать. Такой распорядок вряд ли понравится любой женщине, но голос она не повышала. Когда здание вчерне было готово, Роман с Эммой начали там принимать гостей и я, конечно, тоже участвовал, хотя с извинениями отпрашивался к себе на дачу. Если судить по фото, то минимум на трех таких банкетах я учавствовал. Тоня к Паничкиным не допускалась, и она ждала меня с накрытым столом, когда я появлялся сыт и пьян. Поражался ее терпению, хотя ничто не проходит бесследно. На следующий год она решила заменить меня на более подходящего друга, и я с пониманием отнесся к ее решению. В этом же году по поручению моего друга я был командирован поздравить с днем рождения его первую жену Нину Панченко. Обычно на свой день рождения она приглашала свою подругу Свету, сына (если он не находился в плавании) с женой Олей и нас с Романом. Каждый раз празднование сопровождалось неприятными для Романа воспоминаниями Нины, и в этот раз он не захотел это выслушивать. Сын Даня принес на праздник такое количество и качество спиртного, что праздник прошел на самом высоком уровне. В конце Даня заказал мне такси и доверил вместе с Олей отвезти своих детей к родителям Оли. Это были очень уважаемые мной люди, и я с удовольствием взялся выполнить это важное поручение. Несмотря на количество мной выпитого, я очевидно производил впечатление вменяемого человека и сваты еще угостили меня, как это всегда было принято у них в доме.

Весной 2011 года Луна - спутница Земли приблизилась к нам на минимальное расстояние, что она делает примерно каждые 20 лет, как заметили ученые астрономы. В эти периоды на земле повышается количество различных природных катаклизмов. Само собой разумеется, Луна всегда оказывает влияние на поведение людей, а в такие моменты многие люди пребывают в возбужденном состоянии. Планета Земля в начале 2011 года в очередной раз решила показать людям, что человек вовсе не царь природы. В 130 км. от японского острова Хонсю на многокилометровой океанской глубине произошло сильнейшее землетрясение магнитудой в 9 баллов. Десятиметровые волны цунами налетели на берег Японии через час. Результаты разгулявшейся стихии все могли видеть по телевизору. К несчастью, эта стихия привела к аварии на АЭС «Фукусима - 1». При этом землетрясении и цунами погибло 15854 человека и 3155 числились пропавшими без вести. Уничтожено и повреждено 380 тысяч домов. Частотная природа всех событий не могла не отразиться в разной степени на всех людях планеты. Между делом выяснилось, что к апрелю 2011 года в Афгане за время военных действий погибло 2,5 тысячи военнослужащих НАТО и 15 тысяч невоенных афганцев. Весной 2011 года президент Латвии В.Затлерс объявил стране о своем желании остаться на второй срок, и это принесло Латвии кучу неприятностей.

В такой нервной международной обстановке я и прибыл в город Севастополь. Моя подруга Тоня оказалась тоже женщиной решительной. Она завела себе нового друга и отказалась со мной разговаривать. К обоюдному удовольствию расстались мы быстро, без лишних слов. По такому случаю в Покровском соборе на Большой Морской по дороге на знаменитый объект «Источник» я поставил свечку. Через пару дней Роман повез меня и Эмму в огромный новый магазин, где мы купили не только разную технику, но и целый мешок сахара для меня. Очевидно, чтобы жизнь моя не казалась мне сахаром, мой старый друг позволил себе откровенную бестактность в мой адрес. С тактом, в отличие от Бори Сиротина, у Романа дела были очень даже не на высоте. Обычно в таких случаях я говорил ему: «Дурак ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие», и он свои «шутки» прекращал. В этот раз он решил высказать мне мысль, что он лучше меня. Недугом этим (желанием показать окружающим, что он лучше своих друзей) Ромик страдал давно. Не я один был свидетелем, как он рассказывал нам, что Борис был слабо успевающий по математике и с трудом поступил в училище. Рассказывалось все это в присутствии сына Сиротина, который в том году отдыхал в пионерском лагере. На мой взгляд это было форменное свинство. В отличие от Сиротина я не собирался оставить без внимания бестактность в свой адрес. Примеры подобного «превосходства» над друзьями я мог привести Роману и еще более свежие. При этом разговоре присутствовала Эмма. С неприкрытой ненавистью Роман завопил, чтобы я убирался из его дома и не появлялся в нем, пока не научусь понимать его юмор. Понимать и принимать подобный юмор я не собирался. Хамство по отношению к себе я не принимал никогда и ни от кого. За последние три года мой друг позволил себе выгонять меня из своего дома уже второй раз. Система, однако. Благо, мне было куда убираться и было с кем дружить. Печалиться особенно было некогда. Дача требовала ухода, и мои друзья и соседи, Юрий и Сергей, охотно стали мне помогать в моих работах. Укрепили крышу от дождей. Юра выделил свой материал и оказал помощь в устройстве навеса и украшения калитки. Появились новые соседи Анатолий и Люда, которые вскоре стали моими новыми друзьями. Щедрый Юра выделил этим соседям сетку для забора, и мы с Юрой ее и закрепили. Новый сосед Анатолий выделил мне металлические листы для укрепления ворот. Жили все очень дружно. Когда к Анатолию приехал сын с женой и дочками, то свое новоселье они отмечали под новым навесом на моей даче, а их внучки охотно собирали ягоды на моей горе. Появился рядом с Романом еще один новый сосед Петр, который наделил меня остатками пластика. Супруге Петра Тане я как боевой санитар, по ее просьбе сделал укол и позже был приглашен к ним на новоселье. Конечно, на день рождения Володи Пономаренко я поехал к нему на дачу, где он для компании организовал мне свою бывшую подругу Тамару. На соседской даче у меня появился еще один друг Алексей. Интересный человек и большой мастер. Он недаром считался лучшим специалистом по устройству печей на всем Крымском полуострове. Помимо печей он умел делать любые строительные работы. Я охотно с удовольствием помогал ему в работах и учился сам у большого мастера. В конце я был приглашен к нему в дом и представлен его маме. Из старых училищных друзей в гордом одиночестве пребывал Рома Панченко, потому что (как он сам считал) он был всегда прав, а все остальные нет. Впрочем и Роман получил пламенный привет от своего училищного друга Юры Лещенко. Этот ярый украинский националист в компании со своими единомышленниками устроил на маяке Сарыч очередную провокацию. Отнять у Российского ЧФ маяк эта шайка не смогла, но испортить воскресный отдых семье моего друга Сергея им удалось. Новый президент Украины, как и прежний, подобные выходки националистов не пресекал. Конфликт наш с Романом продолжался больше месяца, и никто не собирался уступать. Мои друзья и соседи Юра и Сергей, как могли, старались скрасить мне гнетущее настроение и регулярно брали меня с собой на машине в город, где обращали мое внимание на то, как много девушек хороших... Девушки меня по возрасту уже не интересовали, но пришлось отметить, что по городу почти строем ходили молодые бабушки в возрасте 50 – 55 лет со всей Украины. Большинство из них уже потеряли работу, но еще не получили пенсию. Это был результат постоянной заботы руководителей страны о судьбе простых жителей. Но и эти бабушки меня не отвлекали, потому что на даче было много работы, да и мои прочные убеждения относительно бескорыстной любви ко мне собак, маленьких детей и пожилых женщин оставались в силе. Так я и жил в положении изгнанника и свободного мужчины, но понимать и принимать «юмор» моего друга не собирался. А Роман жаловался моему соседу и другу Юре, что я не понял флотского юмора. Юра в склоку не лез и считал, что это наше личное дело. Признаться, за 10 лет пребывания во флотской среде с этим юмором я был достаточно знаком и знал, что в нем часто присутствует толика соли. Только некоторые мореманы любили к соли добавить приятную им часть подлянки, а такой юмор на флоте не ценился.

Однажды здорового и крепкого мужчину Юру схватил за поясницу радикулит, и он свалился на квартире у своей мамы, для которой он все еще был малым сыночком. С Сережей мы приняли решение навестить больного друга и прихватили бутылочку подходящей микстуры. Во время лечения Сергея призвали домашние, а мы с Юрой продолжали лечение, пока не выяснилось, что до отхода на Фиолент моего последнего автобуса осталось всего ничего. Пришлось бежать, в последний автобус я вскочил и упал в кресло. В автобусе ко мне подошла маленькая девочка с интересным именем Кристина и очень непринужденно сказала, что у меня красивая борода. В качестве алаверды я сказал, что и она красавица, и мама ее тоже очень красивая. Девочка уточнила, что это не мама, а бабушка, и мы с ней пошли знакомиться с бабушкой Светой. Света едва успела на бумажке написать свой мобильный, как подошла моя остановка, и мне надо было выгружаться. Через день бабушка Света помогала мне белить потолок, а Кристина собирала ягоды и орехи. А тут подступил и День ВМФ. Праздновать его мы все решили у Юры. Володя с Ларисой должны были привезти все необходимое по списку. За мной были флаги расцвечивания, за Юрой баня. Лиза осуществляла общее руководство на правах хозяйки. Суббота была выбрана из соображений, что на Украине случилась авария на шахте, и предполагался траур. Мы с Володей надели подаренные Сиротиным рубашки, и праздник встретили достойно. На другой день за столом у Юры мы сидели вдвоем, зашел Роман и пригласил к обеду заходить на шашлыки. Я уточнил, кого он приглашает, и не стал разыгрывать ненужную принципиальность. В обед выяснилось, что явилось причиной, по которой Роман в отношении меня сменил гнев на милость. К нему приехали одессит Илюша с Инной. Илюша с одесской непосредственностью мог спросить, где Боря, а при неясном ответе и зайти к Боре на дачу, как он это сделал в 2009 году. Короче говоря, наше замирение через долгий для меня месяц состоялось благодаря Илюше, за что я ему и Инне очень благодарен. Так, благодаря стараниям моего старого друга, бездарно и тяжело закончилось для меня лето 2011 года. Хотя и грех гневить Бога. Благодаря его стараниям удалось избавиться от балласта, и у меня появилось много новых друзей. Жизнь продолжалась.

Отношения с Романом наладились, и я успел подремонтировать его циркулярку и помочь им с Эммой уложить купленные на зиму дрова. Дачу мою законсервировали, и последнюю ночь я провел в новой летней кухне, которую Роман с Эммой совместными усилиями очень благоустроили. На вокзал утром Роман отвозил меня на новой машине, подаренной ему сыном. А мой сын Роман встречал меня в рижском аэропорту и привез к себе, где меня тепло встречало все его семейство. Несчастливый для меня 2011 год в сентябре поднес еще один очень неприятный сюрприз. Инсульт свалил моего старого институтского друга Вадима. Свой очередной день рождения я с друзьями впервые встречал без него. В этом же месяце 19 числа получил приятное известие от Романа, что его теща Надежда Васильевна получила наконец акт на приватизацию моего дачного участка, и я могу думать о способах оформления его на свое имя. А еще он сообщал, что засушил для меня плоды калины и угостит летом вкусным самогоном из хурмы, который очень понравился его другу и нашему председателю кооператива Заике. В самом конце несчастливого для меня 2011 года 31 декабря я получил после долгого перерыва неожиданное приглашение от своей второй жены. Зная, что я встречаю Новый год в компании своих старых друзей, она приглашала меня на чашку чая. То ли она соскучилась, то ли хотела похвалиться своей новой квартирой. Квартиру я оценил, порадовался за хозяйку и поблагодарил за чай. Новый год встречался, как всегда, в кругу добрых, старых друзей, а это большое счастье.