Нокаут С. Содерберга

Ярослав Гафнер
"Нокаут" С. Содерберга (Za-No-Za, 22.01.2012 г.)

В моем обзоре о Содерберге для RS, который в итоге был отправлен в мусорное ведро, я заострил внимание на том, что Стиви копирует (во многом) и предвосхищает (в чем-то) Тарантино. В последнее время, к сожалению, только копирует. Самая явная аналогия, которая приходит на ум при просмотре "Нокаута", это, разумеется, "Убить Билла". Впрочем, в копировании я не был уверен до самого конца. Окончательно меня в этом убедила сцена диалога МакГрегора и Фассбендера, когда первый заявил последнему: "Не воспринимай ее как женщину". Эта сцена – отсыл к диалогу Билла и Бадда из начала второго тома Kill Bill, и даже поставлена она в тех же операторских планах (г-н Ричардсон, подавайте в суд на явный плагиат!).

А. Кондуков совершенно правильно провел параллель между двумя Мэллори – Нокс и Кейн. Разница лишь в том, что героиня Стоуна/Тарантино – лишь прообраз героини Содерберга/Доббса. Старина Квен с самого начала своего творчества трудился над образом Абсолютно Свободной Женщины, которая свободна, в том числе, и от мужчины. В этом смысле Мэллори Нокс зависима от Микки Нокса, а Мэллори Кейн ни от кого не зависит. Она не двойник Беатрис Киддо, поскольку та не была настолько лихим отморозком, она двойник, скорее, Зоуи Белл из "Доказательства смерти" (Зоуи: "Мы с Ким ненормальные. Мы автоманьячки").

В роли оператора на этот раз выступил Питер Эндрюс (он же Стиви Содерберг). Как и все режиссеры-операторы, Питер Эндрюс сделал вагон ошибок, которых оператор, не зарящийся на режиссерское кресло, никогда в жизни не совершил бы. Очень часто своей камерой он показывал, куда сейчас побежит персонаж. Очень часто герои тормозили перед камерой, давая мне понять, что еще миг – и они непременно ударились бы об объектив. Это, увы, не те моменты, которые можно назвать "эффект присутствия". Хотя и такие попадались: сцена побега от копов по заснеженному лесу и сцена с вышибающим заднее стекло авто оленем (пробивающим экран кинотеатра своими рогами без всякого 5D).

Как ни странно, камера в большинстве "ошибочных" моментов была статична. Динамические кадры Питеру удались. За исключением автомобильных съемок. Но здесь разговор вообще особый. Это только Тарантино, впервые берущий в руки камеру, может снять автомобильный боевик в лучших традициях Г. Галицки. Питер, хотя и не делает в этих местах ошибок, но снимает по голливудской штамповке.

Главная неудача Содерберга в этом фильме как оператора – это съемка кадров с одними и теми же опорами. В качестве опор у Стиви выступают или бокалы с вином (в начале), или светильники (а также настольные лампы, канделябры со свечами и …светофоры), которые составляют скелет кадра на протяжении всего фильма. И даже когда Карано вышибает Фассбендером дверь, что возникает на заднем плане? Светильник, естественно.

Содерберг очень часто пытался разнообразить съемку (диалог МакГрегора и Карано, снятый сквозь полочки). Частенько помогали ему парни, ставившие свет в фильме. Из-за этого порой получалось, что во время диалога лицо одного из беседующих было скрыто тенью. Иногда в тень попадали оба героя диалога. Отдельные диалоги склеены с бросающимися в глаза монтажными ошибками: например, телефонный разговор Дугласа и Карано, когда последняя была снята из всевозможных положений, а первый представлен только двумя планами.

С Карано съемочная группа допустила пару ошибок, бросающих в дрожь. Первая – это ее беготня по крышам в кепке с козырьком, закрывающим поллица (что помогало ей разбирать дорогу при этом? Слепая ярость, должно быть!), вторая – это платье, которое для нее подобрали во время променада с Фассбендером. Красоту женщины нужно подчеркивать, а не выставлять напоказ ее широкие плечи.

Звездный актерский состав – всего лишь обложка фильма. Роли Дугласа, Бандераса, МакГрегора могли быть отданы десяткам претендентов. Я совершенно не чувствовал на месте Дугласа – Дугласа, а на месте Бандераса – Бандераса. Я вот к чему: разве кто-то, кроме Траволты, мог бы сыграть Винсента Вегу? Или кто-то, кроме Элая Рота, - Жида-Медведя? А вот роль Кобленца могли сыграть многие актеры, а не сыгравший его в итоге Дуглас. Фассбендер? Это еще один подкоп под Тарантино: на этот раз отсыл к "Бесславным ублюдкам", где персонаж этого актера так же бесславно провалил свое спецзадание. Впрочем, борода Бандераса и челки Татума и МакГрегора – явный плюс фильма, выделяющий этих персонажей из ряда однообразных голливудский рож. Единственная находка фильма – это Карано, так эффектно противопоставленная Содербергом всему легиону голливудских проституток.

Тарантино, пожалуй, мог бы назвать Содерберга одним из самых запоминающихся режиссеров десятилетия за игру с субтитрами. У Стиви в роли субтитров может выступить даже столб-указатель. Еще одна игра, в которую вовлекся Содерберг, это игра с цветностью пленки. Конечно, это одновременно отсыл и к "Прирожденным убийцам" Стоуна, и к "Доказательству смерти" Тарантино. Однако, если у Олли и Квена ч/б пленка и пленка с нарушенной цветностью смотрится органично (у первого – адаптация под ТВ, у второго – под грайндхаусы), то у Стиви ее появление объяснить невозможно. 

Одним словом, Haywire Содерберга потому и haywire, что он совсем не тарантиновский death-proof.