Неопубликованное пока интервью с Предстоятелем ИПЦ

Татьяна Васса
Это интервью журналиста МК Екатерины Сажневой.
Она позволила мне его опубликовать у себя пока.

Удалось ли спасти веру в Русскую Православную Церковь при помощи многочасового молебна у Храма Христа Спасителя?

До сих пор свою точку зрения на скандалы вокруг РПЦ озвучивали либо люди пусть и не равнодушные, но светские. Либо сами церковные иерархи, чье мнение весьма категорично: никто не имеет права говорить плохо про Московский Патриархат.

Потому что церковь является последней соломинкой, удерживающей Россию над пропастью гражданской войны.

И даже если соломинка прогнила, другой у нас нет...



Однако, кроме признанной Кремлем Русской Православной Церкви, в нашей стране официально зарегистрирована еще и Истинно-Православная Русская Церковь. Она не подчинается государству и не имеет связей с властью. До сих пор ее представители отказывались публично комментировать раздирающие Московский Патриархат противоречия.

«МК» все-таки удалось разговорить на эту тему Предстоятеля ИПЦ, архиепископа Московского и Митрополита Всеросийскогор Рафаила.

Из досье МК:

Истинно-Православная Церковь как ветвь Поместной Российской Церкви образовалась после революции из-за отказа большинства духовенства сотрудничать с коммунистическим режимом. Произошел раскол. С того времени в СССР существовали параллельно официальная (“красная”) церковь, которая в 1943-м году по приказу Сталина была оформлена в “Московский патриархат”, и независимая от власти Истинно-Православная Русская Церковь (ИПЦ). Последняя в результате гонений вынуждена была перейти на нелегальный способ служения. В данный момент ее деятельность оформлена юридически, число ее сторонников превышает миллион человек.

Возглавляет ИПЦ Архиепископ Московский и Митрополит Всеросийский Рафаил (Мотовилов). Бывший полковник ГРУ, в начале 1980-х гг. в качестве военного советника был командирован в Ливан, где подорвался на мине и получил тяжелые ранения ног, повлекшие за собой инвалидность.

Некоторое время преподавал разведывательную тактику в Военном университете в Москве. В 1991 году вышел в отставку, рукоположился в 1996-м.



Владыка Рафаил, вы наблюдаете кризис в РПЦ со стороны, но все-таки больше в теме, нежели мы, мирские. Неужели все действительно так запущено?


Для меня сегодняшнее унижение Московской Патриархии — это унижение православия вообще. Я не делю православие на правое и левое, верхнее и нижнее, альтернативное, государственное и прочее. Для меня оно — едино. То, что творится сегодня — это несомненно рука врага.

- Госдеп? Или, может, сам Сатана?

Не смейтесь. Я вижу, что это творят недруги. Но надо понять, кто они. Ведь кризис начался не вчера и причины его более глубоки, чем кажется на первый взгляд. Игра РПЦ в государство и с государством, заигрывание с властью, игра священства во власть... Однажды это должно было плохо закончиться. Церковь — это совсем другая организация с другим уставом и родом деятельности, не власть является ее целью.

- Вечный спор между Нилом Сорским, призывавшим церковь отказаться от богатства и власти во имя молитвы, и Иосифом Волоцким, считавшим, что церковь должна быть могущественной и публичной, только так она может оказывать влияние на внутреннюю политику и помогать людям.

- В результате молитвенность официального православия стала одной только внешней формой. У РПЦ не осталось времени для общения с Богом. Произошло изживание монастырской жизни. Монастыри действуют, но занимаются всем, чем угодно, кроме своих непосредственных обязанностей - благотворительностью, помощью домам престарелым, фермерством, коммерцией, строительством...

Фильм «Юрьев день» - яркий тому пример, в одном из эпизодов, монах, к которому пришла со своей трагедией женщина, в ответ говорит ей, что ему срочно нужен сайдинг...

Каждый должен заниматься своим. Монахи молитвами целые регионы спасали. РПЦ от молитвенности ушла в мирские дела. То, что провозглашалось когда-то как благо, в итоге обернулось поражением.

- Нил Сорский проиграл...

- Он не мог проиграть. Он был отодвинут. Но беспокойство о судьбах церкви выражали многие святые и иерархи, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Иоанн Затворник, Игнатий Брянчанинов, они предвидели, что настанет тот скорбный час, который мы сегодня наблюдаем. Но в той неправде, которую мы пожинаем, виноваты и сами иерархи. Они забыли, что церковь, которая ложится под государство, теряет себя. Она перестает спасать души. Остаются одни красивые слова. Эти проблемы в церкви начались задолго даже до революции.

Петр Первый первым напрямую согнул церковь - сделал ее своим «министерством по духовности».

Церковь верила своему Государю, Помазаннику божьему и поэтому отдалась воле его...

То есть так метафизически было обосновано уничтожение патриаршества в России?

Не согласились бы — головы бы с плеч полетели... Выхода другого не было, отказавшись от молитвенности, церковь выбрала свой путь.

Но сейчас-то Помазанников Божьих, слава Богу, нет. С начала 90-х годов церковь попыталась играть большую роль в политической и экономической жизни общества... Могла ли власть позволить РПЦ стать некой значимой фигурой на шахматной доске, независимой силой, с которой обязаны будет считаться? Слышала я и такое мнение: последние скандалы в РПЦ инициированы именно светской властью. Церковным иерархам когда-то позволили делать, что они хотят, чтобы в нужный момент прижать к ногтю.

Да, у нас уже нет Помазанников Божьих. Но, как я считаю, нет в РПЦ и иерархов. Это не значит, что их нет вообще — но истинно верующие люди в этой организации явно не в почете. Человека нельзя заставить мошенничать и воровать против его воли... Но можно, я думаю, позволить самым темным сторонам натуры проявить себя и впоследствии использовать эти слабости. Нет в этом мире человека безгрешного. Как только мы начинаем себя ощущать грешными людьми — мы идем к православию. Но, вместо того, чтобы признавать собственные ошибки, РПЦ начинает искать внешних врагов. Они не считают, что должны покаяться.

Извините, но как можно смотреть пастве в глаза после истории с квартирой и часами? Продолжать учить жить, читать проповеди, поздравлять с праздниками? Делать вид, что ничего не происходит? У высшего православного священства не предусмотрено церковное покаяние?

Это каждый выбирает для себя. Сам я однажды в молодости согрешил. Лет сорок назад это было. Уже будучи иерархом ИПЦ, встретился с этой женщиной, перед которой был повинен. Она пришла ко мне и спросила: «Вы помните меня?» Я помнил. «А как вы относитесь к греху, что был между нами?» Я ответил, что сожалею. Но посчитал, что этого мало. Раз Господь привел эту женщину ко мне и напомнил, следовательно, я должен был сделать еще что-то, чтобы Он мог меня простить...

На следующий день я позвал ее на службу. Сам встал перед паствою на колени и рассказал, что произошло, и попросил прощения... Я для себя выбрал самый позорный метод покаяния. Но каждый избирает тот путь, который ему близок. Если сердце закрыто, разум может найти тысячу оправданий для греха. Но если высокое священство скажет о своих грехах вселюдно, то народ, я думаю, простит.

- Русский народ простит... Помните, как у Плевако, защищавшего как-то проворовавшегося попа: «Пусть поп - вор, но он столько лет отпускал вам ваши прегрешения, простите уж и ему одно...»

Церковь — есть всепоглощающая и всепрощающая любовь. Но о любви судят не по словам, а по поступкам. Покаяние — это поступок. Я этого сейчас, увы, не вижу. Когда один человек требует сумасшедших денег у другого человека, больного, обездоленного, за грязь в квартире, разве это делается по любви? Верующие люди — милосердные, простят или не поверят, скажут, что враги напраслину наговорили. Но сам-то человек все про себя и про свои поступки знает. Главное, не лгать самому себе... Грехов своих не видят обычно те, у кого нет сожаления о совершенном. Кто не верит ни в свое спасение, ни в царство Божие, ни в Христа. А раз не верят и стоят у кормила, это преступление. Им надо с кочергой стоять, а не с крестом.

А возможен ли по церковному закону добровольный уход патриарха со своего поста?

Можно написать прошение об уходе и оно будет рассмотрено на Поместном Соболре, на Архиерейском Соборе, в случае с епископством это было возможно.

Но прецендента такого не было?

В новейшее время нет. Хотя мировая история православной церкви знает такие примеры.

Есть и такое мнение, что ради сохранения России, ради предотвращения гражданской войны, не должно вытаскивать наружу проблемы в Московском патриархате. Лишь бы он оставался, тот духовный стержень, который скрепляет общество....

Какая духовность может быть у вора? Какая духовность у убийцы? У мерзавца? Нам думается, что, прощая мерзость, мы сохраняем мир — но уж лучше горькая правда. Об этом и Господь говорил. Бегите от того священника, который оправдывает лживое молчание благородной казалось бы целью. Он и себя не спасет. И вашу душу погубит.

Куда бежать? К Храму Христа Спасителя? Стоять за Веру? Но разве вера нуждается в молебне, больше похожим на митинг? Разве нуждается в защите Бог?

- Я считаю, что то, что было в воскресенье у Храма, это политические конвульсии... Я не хочу обсуждать это.

Но должен же быть какой-то выход? Например, готова ли РПЦ к диалогу с другими ветвями православия в России? Возможно, вместе и нашли бы решение?

Я лично дважды обращался в РПЦ с этим вопросом и получал нулевой результат. Года три назад мы пытались сблизиться с тогдашним предстоятелем РПЦ, я говорил, что у вас есть проблема и та малость, которую мы представляем, может вам помочь. Я не иду к РПЦ, чтобы раствориться в ней. Я предлагаю искреннюю помощь. Готовились встреча с Алексием Вторым, я разговаривал с его викарным епископом, настоятельем Новоспасского монастыря, мне было скзаано, что завтра я встречаюсь с патриархом. Но... не произошло. Именно Кирилл был первым противником той встречи и православного объединения. Для меня церковный раздрай болезненен и невыносим. Но и использовать себя я тоже не позволю.

Церковь это не только священство. Это еще и верующие. Часть их протестует против лжи и лицемерия так как может, как те же «пусси риот», возможно, форма этого протеста извращенная, неправильная, грубая. Но в кривом обществе странно требовать, чтобы протест носил цивилизованные рамки. Думающие и интеллигентные люди тоже уходят из РПЦ — куда?

Они оказываются большей частью у нас. Очень жаль мне, когда уходят в католицизм, в протестантизм, в пятидесятники, в евангелисты и так далее... Приходя к нам, люди начинают оттаивать, Церковь это не только кнут или равнодушие, но и любовь, забота, помощь ближнему. Священство РПЦ сегодня перестает работать с паствой, простые люди им не нужны. Потому что церковь кормит государство. Я считаю, что денежные поступления, идущие от власти, в итоге развращают священство. Льготы, налоговые поблажки, косвенное и прямое финансирование... А в благодарность церковь выполняет государственный заказ. О спасении души речь более не идет. Если государство перестанет давать деньги, если финансированием церкви напрямую займутся церковные общины - священство просто ынуждено будет обернуть лицо в сторону народа.

Но церковь никогда не станет рубить сук, на котором сидит...

Не церковь, а хапуги от церкви. Мы же говорим о Церкви Христовой.

А у нас Патриаха Господь финансирует, как Кадырова — Аллах. И тот, и другой заявили об этом открыто в СМИ — получается, что государство как бы здесь совсем и не при чем.

Вы в это верите?

Ой, мне всегда не хватало веры в чудеса... Вот и сейчас, если честно, я не вижу естественный и благоприятный выход из конфликтов вокруг РПЦ.

- Он в том, я полагаю, чтобы немедленно собрать Всероссийский Поместный Собор всех Православных церквей. И Украина, и Белоруссия могут на нем присутствовать. Собор может проходить долго. Там должны быть высказаны позиции всех православных церквей Руси. И каждый православный человек имеет право заявить свое мнение. То, что происходит сегодня в РПЦ, это не рок, не беда, не происки нечистого. Это неумолимая необходимость церковного очищения. Мы должны собраться и выслушать друг друга... Посмотреть друг на друга как в зеркало, увидеть собственные неправды. Все происходит по попущению Господнему...