Рецензия на фильм Шпион

Олег Татков
Призрак  опереттки
(опубликовано в "Литературной России"  http://www.litrossia.ru/2012/21/07090.html )


Помните "нетленку" у  Михаила Афанасьевича, - «Маэстро, - урежьте марш»?   «Маэстро» марш таки  урезал, -  да  так, что воробышек  обгадил и чернильницу и стол…


Эта картинка про «гадящего  воробышка»  выткалась в моём сознании после двухчасовой церемонии закрытия кинофестиваля «Святая Анна»-2012, задержанной на обязательные полчаса, на которой:
-  был вручён приз мальчику с «неожиданной»  фамилией Шахназаров,
-  был показан невнятно «гран-призовый»  фильм про полёты во сне и наяву  «неподстреленных» самками  (буквально – Авт.)  свободных «мужиков-летунов»,
-  был показан  фильм  закрытия фестиваля  - «Шпион», перед началом которого на сцене появилась группа, - с уже не мальчиком, а мужем  -  с ожидаемой  фамилией Бондарчук.


Ну не везет Фёдору Сергеевичу.  Режиссёр и актёр - талантище (я не шучу – Авт.),  - с мощной харизмой, ни на кого не похожий, ни под кого не работающий, - не «мальчик-колокольчик из города Динь-Динь» (это цитата из его роли – Авт.),  -   и вот, -  опять вляпался в «фильм-зефир»….


Только вот зефир зефиру рознь. Настоящий, -  делают почти вручную, - из агар-агара природного происхождения, - т.е. из водорослей. Он очень полезен, поскольку помимо насыщения организма йодом, селеном  и другими жизненно важными микро и макроэлементами,  – ещё и прекрасно выводит радионуклиды ...   


Другой «зефир» – «шармельный», к примеру, – делают из патоки химических соединений имитирующих слащавость, тургор и внешний вид, но бьющий по печени так, что при частом его употреблении она  (печень – Авт.) попросту расплавляется…


Не повезло с этим фильмом и Даниле Козловскому. Актёрский талант, роскошная "родченковская" внешность,  "аполлоновы" формы, - буквально с первых кадров фильма,  предъявляемые зрителю мощно и сочно, - не спасают  «шармельную  зефирность»  и его роли.


«Зефирен» и антураж – Москва во всей красе соц.  «реализма». Можно, конечно, визуально  «втюхивать»   нынешней  молодёжи, что люди в предвоенном  СССР все жили  поголовно  на ВДНХ,   или в советском павильоне Парижской выставки 1937  года,  но зачем???

Странно, что создатели московских ландшафтов  так лихо просквозили мимо мухинской  «рабоче-колхозной»  архитектурно-архетипической  эпохалки – визуал был бы тот ещё…


К примеру, – «запузырить» буквально в голову «Колхознице» или «Рабочего» сцену перестрелки и самоубийства врага, пришедшего к Дорину за рацией…
   

На фоне  диалога Сталина с «Вассером»  в суперинтерьерах мифического Дворца Съездов смотрелось бы крутейшим образом…
 

«Скайпо-телевизор»  Гитлера  и Октябрьского «достоверностью» не перебило, но публику бы повеселило…
 

Хотя, -  куда уж там с таким весельем…


Вопрос, повторяю,  у меня один.  «Зачем»?
 

В многочисленных интервью авторы фильма объясняют свою мотивацию примерно так,  – Молодежь не знает истории, – дадим её в комиксах, - «нехай  лопаеть хоть так»...
 

Только вот такая «история»,  по-моему, - ничего кроме аллергии не вызовет.   


Возражения по поводу достоверности  создателями «Шпиона» тоже парируются – а вот «Бесславных ублюдков» голливудские мастеровые  «старантинили»   и Оскара получили…


Думаю главный просчёт фильма в сценарной (Владимир Валуцкий) непрописанности ролей, при режиссёрской  (Алексей Андрианов) «зацикленности» и суперпродуманности «раскадровок» и компьютерной графики …
 

Вот в итоге у этого "тандема" и получились  "ножницы", -  «лихо искромсавшие» буквально и смысл,  и канву  фильма ...
 

Есть правда  исключения, – где текста хватило,  – я имею в виду роли актёров Виктории Толстогановой (Петракович),  Анны Чиповской (Надя),  Андрея Панина (Бандит) и Сергея Газарова (Нарком). 


А вот замечательным и талантливым Бондарчуку и Козловскому просто нечего было играть – не было текстов – заменили «крупняками», эффектами  визуальными, а это не спасло, - хотя  и вытянуло, благодаря их актёрскому таланту,   очень многое….



Хотели как лучше, а получили как всегда…  Т.е провальный фильм при приличном бюджете. (150 млн. рублей – примерная стоимость только рекламной кампании  "Шпиона", а бюджет фильма составляет 210 млн. рублей - источник информации - http://www.kommersant.ru/pda/ogoniok.html?id=1917182).


Всегда у нас так с военно-патриотическим кино… 


И что?  Действовать в том же духе и снимать военно-патриотическое кино по принципу;  - "Лузер  красит нежным цветом стены древнего Кремля"?   Лично я – против….


Не в накладе только Борис Акунин-Чхартишвили Цитирую по Википедии: «Не нужно принимать киноверсии близко к сердцу. Если экранизация увеличила мою читательскую аудиторию — значит, это хорошая экранизация». 


Цинично, на мой взгляд, и, - как-то даже  по-сталински,  но зато честно…


Я за новый подход к теме  Отечественной войны и отечественной истории. Так, - как это делают, к примеру,  Вера Глаголева («Одна война»), Никита Михалков («Утомлённые солнцем» - дубль), Андрей Смирнов («Жила была одна баба»). Не всегда и не всем эта эстетика приятна, но она искренняя, а не просчитанная (ну, или совсем чуть-чуть просчитанная – Авт.), и вызывает желание у молодых -  хоть в Интернете, но порыться в поисках правды (сужу по студентам, с которыми общаюсь – Авт.).


Фильм «Шпион» такого желания не вызывает, более того – он подобное желание напрочь отбивает…


У меня нет претензий относительно профессионализма  ни к одному актёру… 


Молодцы, – сыграно в предложенных обстоятельствах на 5 с плюсом. Сцены  "боксёрского боя" в исполнении Данилы Козловского и  "танго"  Фёдора Бондарчука с Екатериной Мельник(Серова) думаю, -  станут энциклопедическими, - но вот не сложился пазл и всё…
 
   
Думаю, всё дело в сценарии.  Была книжная, - немного фэнтези, - но, -  история пролога Великой Отечественной войны, а сделали просчитанный по голливудским лекалам исторический экшн, - вернее исторический миф, ну или антимиф,  – в полученном итоге это уже не имеет принципиального значения….


По-моему, - и мифы,   и антимифы на тему нашей истории одинаково вредны.  Они  как искусственный зефир – расплавляют, – но только не печень, а мозг. Именно ту его часть,  которая отвечает за мотивацию. Мотивацию читать, интересоваться историей своей страны – великой,  кстати,  страны. Страны, - поставившей на колени гитлеровскую Германию и её пособников…


О мотивации ВГТРК – очень рекомендую прочитать здесь - Вот это настоящим "совком" повеяло… 
 

Вот так бы на уровне сценария люди из ВГТРК  поработали – цены бы им не было….


С наступающим праздником Победы!!!