Народная артистка

Наталья Швецова
     Как и большинство детей, Туся очень любила выступать. Во всех жанрах. Когда в доме бывали гости, то Тусин концерт был обязательным в программе праздничного приема.

     Особенно девочка любила давать концерты, когда ведущей была мамина сестра, тетя Люся. Тогда Тусины концертные номера из стишков, песенок и незатейливых хореографических композиций по времени иногда были короче, чем перечисление якобы званий, якобы титулов и якобы наград исполнительницы.
 
     Туся слушала перечисление своих заслуг и регалий, и у нее замирало сердце. Одна половина ее сознания понимала, что это неправда, но другой половине очень хотелось верить, что это правда.

     «Выступает народная артистка Советского Союза, заслуженная артистка города Москвы и его окрестностей, победительница международного конкурса «Хрустальная туфелька», победительница международного конкурса исполнительниц партии Одиль из балета «Лебединое Озеро», лауреат..,  герой коммунистического труда, кавалер орденов.., балерина, солистка Краснознаменного ордена Ленина Государственного Большого театра Советского Союза, Туся».
Перечисления заканчивались, когда у конферансье,  веселой и остроумной тети Люси или иссякала фантазия, или уставал язык.

     «Балерина» снимала платье, набрасывала на голову  белую кружевную накидку, которой днем прикрывали подушки, и сквозь кисею накидки мир начинал казаться сказочным. Это ничего, что ботинки громко стучали, а из-под белой кисейной накидки выглядывали смешные голубые  штанишки и чулочки «в резиночку». А на что великая сила искусства? Ее лебедь парил, делал почти пируэты, приземлялся и снова взмывал в небо. Иногда, чтобы набраться сил,  подлетал к столу, склевывал что-нибудь вкусненькое, снова расправлял крылья и летал, летал, летал...

     Летал он, видимо, неплохо. Пока артистка танцевала,  все улыбались, но когда заканчивала, зрители отбивали себе ладони от аплодисментов. Балерина делала реверанс...
 
     Еще читала стихи. Стихи про Машу, которая уронила мячик и панически боялась, что он утонет. Про вздыхающего бычка, который балансировал на короткой доске и боялся упасть. Про мишку, которого дети сделали однолапым инвалидом и о хорошей доброй девочке, которая не стала его из-за этого меньше любить. И опять растроганные слушатели провожали мастерицу художественной декламации бурными аплодисментами.

    Когда Туся пела, зрители стонали. Для непосвященных – девочке, как говорится, в детстве медведь слегка на ухо наступил, но ведь это такая ерунда, когда поет душа. Настоящий артист всегда найдет выход из положения. Некоторые проблемы со слухом она компенсировала эмоциональностью и громкостью исполнения. Репертуар был довольно обширным. Про елочку, про зайчика и другую подобную детскую ерунду Туся не пела. Она любила более содержательные тексты, например, «Друзья, люблю я Ленинские горы. Там хорошо встречать рассвет вдвоем»... Или «Жили два друга-товарища в маленьком городе N». Короче, очень содержательные тексты...

     Заключительным номером концерта обычно шла Фортепьянная Импровизация. За инструмент садилось юное дарование и с упоением колотило по клавишам. На то она и импровизация... Этот номер мог бы долго не кончаться, если б заботливые слушатели, волнуясь за свои барабанные перепонки и дальнейшую пригодность пианино, не начинали очень громко, почти фанатично беспокоиться, что пианистка уже очень устала и не оттаскивали ее от инструмента.

     После этих концертов за Тусей постепенно, но на долгие годы закрепилось прозвище - «народная артистка».