Сталкер - отдушина времен застоя

Татьяна Бушмелева 2
ПРЕДИСТОРИЯ

Кировский киноклуб так же, как и все аналогичные киношные сообщества в других городах, возникшие в 60-80-е годы ХХ века,  вначале был общественной самодеятельной организацией и представлял собой кинопрокат, альтернативный государственному.

Дело в том, что политика государства в области кино (а точнее руководителей на местах) сводилась к широкой пропаганде прежде всего так называемых кассовых кинокартин. Первыми экранами шли двухсерийные музыкальные индийские фильмы,  кинокомедии, мелодрамы с хэппи эндом, детективы и боевики. Те же фильмы, которые не представляли кассового интереса или были сложны для восприятия массовой публики, выпускались либо в окраинных кинотеатрах, либо в центре, но на один, нередко ранний киносеанс, а то и вовсе отправлялись в сельские кинотеатры, минуя областной центр.

Однако ценители настоящего кино, постоянно следя за кинопроцессом и кинопрессой, с нетерпением ждали того или иного фильма  известного режиссера и, естественно, искали пути и способы его посмотреть. Так по всей России возникли объединения, клубы по интересам, где собирались киноманы и с помощью директоров кинотеатров или домов культуры добывали (нередко с большим трудом) в облкинопрокате именно то, что им было необходимо.

Кировский клуб любителей киноискусства возник в 1975 году при кинотеатре «Мир», что находился на улице Ленина. Малый зал кинотеатра, где время от времени демонстрировались документальные фильмы или мультики для детей, привлек тем, что был рассчитан всего на сто человек и нередко простаивал. Организаторами клуба стали студенты истфилфака Кировского пединститута Михаил Ненашев, Евгений Останин, Михаил Коковихин и др. Клуб назвали «Кадр».

В 1979 году, когда только-только появился новый фильм Андрея Тарковского «Сталкер», «Кадр»  был переименован в «Сталкер». Название как нельзя более подходило для киноклуба: ведь он так же, как герой ленты Тарковского, служил проводником в зону, только в зону кино, в зону настоящего искусства. Это название  в силу своей необычности быстро стало популярным и закрепилось за клубом до конца. Только три года, с 1983 по 1986-й, когда Тарковский выехал за границу на съемки «Ностальгии» и  был объявлен на Родине предателем, а его фильмы были изъяты из проката, горком предложил руководству «Сталкера» сменить название. В эти годы это был просто «Клуб любителей киноискусства».

Киноклуб «Сталкер» всегда был излюбленным местом встреч вятской интеллигенции. Многие настолько привыкли к нему и настолько доверяли, что приходили в назначенный день и час иной раз даже не зная репертуара: посмотреть фильм, обсудить его со всеми вместе, пообщаться в ту пору было огромной потребностью.

Однако у властей кинофикации и кинопроката Кирова «Сталкер» был как кость поперек горла. Он раздражал их, очевидно, тем, что на бросовые, никчемные с их точки зрения фильмы он собирал подчас полнее залы, писал об этих фильмах в прессе, привлекал внимание телевидения. Словом, был конкурентом. Хотя у клуба всегда была своя публика, которую и калачом не заманишь на индийскую мелодраму.

Клуб был также и «на крючке» у КГБ: фильмы иного художественного уровня, имеющие подтекст, многозначность толкования, разного рода символику  расценивались как антисоветские (к примеру, антисоветским считалось тогда «Зеркало» Тарковского), диссидентские. Некоторые партийные работники так и говорили: «Это диссидентский клуб».

Не всегда складывались отношения и с руководством  кинотеатров и Домов культуры, иногда что-то не устраивало совет клуба. Таким образом, киноклуб работал практически при всех киноточках города  с большим экраном: в ДК «1 Мая» и «Космос», в кинотеатрах «Мир», «Победа», «Смена», «Октябрь». Наиболее плодотворный период наступил с открытием нового здания ДК «Родина», куда киноклуб пригласили официально, а для его руководителя ввели штатную единицу с окладом.

РЕПЕРТУАР

В 70-е годы в облкинопрокате в силу своей невостребованности кинотеатрами города и области в хорошем состоянии сохранилась чуть ли не вся отечественная киноклассика: фильмы Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Козинцева, Ромма и др. Поскольку организаторами были филологи, особое место занимали экранизации литературных произведений вплоть до «Войны и мира» Бондарчука и «Анны Карениной» Зархи.

Наряду с ними демонстрировались все имеющиеся в кировском государственном прокате картины Шукшина, Данелия, Панфилова, Абуладзе, Иоселиани, Муратовой, Михалкова, Шепитько. Ежегодно, 4 апреля, в день рождения Андрея Тарковского обязательно шел какой-нибудь его фильм, а за все годы своего существования клуб провел три ретроспективы его картин.

Самая последняя ретроспектива фильмов Тарковского, посвященная  55-летию со дня его рождения, стала для города большим культурным событием. Участвовать в ней приехали сестра Тарковского – Марина Тарковская, директор некоторых фильмов Тарковского Тамара Огородникова (сыгравшая небольшие эпизоды в «Зеркале» и в "Солярисе"), актер Юрий Назаров, снимавшийся в «Андрее Рублеве» и «Зеркале», известный кинокритик Виктор Божович,
искусствовед Паола Волкова, создавшая впоследствии Фонд Андрея Тарковского. Кстати, Волкова вообще полюбила наш город и иной раз приезжала сюда просто отдохнуть. 

В репертуар включались и зарубежные прокатные киноленты Феллини, Фабри, Копполлы, Сауры, Куросавы, Бертолуччи, Сабо, Рози, Феррери и других киноклассиков из разных стран мира. Порой просто удивляло, каким чудом они попали на периферию, ибо для клуба это была такая добыча, о которой можно только мечтать.

Изменения в репертуарной политике начались в середине 80-х, когда Пятый поворотный съезд кинематографистов России принял решение снять с полок  и выпустить в прокат ранее запрещенные для показа ленты. Это были «Долгие проводы» Муратовой, «Похождения зубного врача» и «Агония» Климова, «Родина электричества» Шепитько, «Проверка на дорогах» Германа, «История Аси Клячиной» Кончаловского, «Осень» Смирнова и некоторые другие. Но все названные имена  были уже хорошо знакомы киноклубникам.

Открытием для них стало имя Александра Сокурова. Первый же показанный в клубе фильм «Скорбное бесчувствие», также ранее бывший под запретом, настолько поразил всех своей необычностью, новизной, особенностями киноязыка, что зал не вместил всех желающих, и пришлось сделать несколько сеансов в течение нескольких дней. Каждый раз зал был набит битком, молодежь стояла в проходах, сидела перед экраном на полу.

Надо сказать, что Сокуров в то время был практически неизвестным и официально непризнанным кинорежиссером. Его дипломная работа «Одинокий голос человека» была предписана педагогами ВГИКа к уничтожению, но к счастью, ее удалось сохранить.  Ни один из его фильмов до середины 80-х не был выпущен руководством Госкино в прокат.
Сокуров существовал только благодаря киноклубам, которые приглашали его к себе вместе с его фильмами, ценили и безмерно уважали.

«Сталкер» провел ретроспективу фильмов Сокурова в 1991 году, когда  опальный режиссер только-только начал «выходить из подполья». Приезд нового кумира вятских киноманов взбудоражил город. На встречу с ним, которую вела Марина Дохматская, в ДК «Родина» собрался полный зал, была записана передача на ГТРК «Вятка», а Сергей Скляров сделал фотосессию, интуитивно предчувствуя мировую славу Александра Сокурова.

 «Берегите, пожалуйста, этого Сталкера», - пожелал Сокуров читателям газеты «Выбор», написав слово «сталкер» без кавычек, понимая все значение и всю важность работы клуба и признавая родство клуба и киногероя Тарковского. Расставанье было долгим и грустным: мы понимали, что больше уже никогда не встретимся с этим редким человеком, который создал собственный киноязык, мало понятный сегодняшнему зрителю, но которому уготовано большое будущее (было бы здоровье).

Новые экономические отношения, естественно, сказались и на работе «Сталкера». Раньше в клуб приходили по обычным билетам, купленным в кассе. В конце 80-х были введены членские взносы. На эти деньги (поначалу через столичных посредников, а потом самостоятельно) заказывались непредназначенные для массового проката в России кинокартины из зарубежных посольств в Москве.  Особенно теплые отношения сложились у нас с посольством Франции, благодаря которому клуб провел ретроспективы Годара и Трюффо, в каждую из которых входило более десятка редких фильмов.

В преддверии рыночных отношений в Москве возникли частные прокатные организации, состоящие из людей, имеющих легкий доступ к тем или иным фильмохранилищам и готовым зарабатывать на прокате картин в провинцию. Они работали оперативно, подчас рискованно, но снабжали клуб вполне качественной кинопродукцией.

Огромным событием для всех киноклубов страны стало создание  Федерации киноклубов России. Возникло сразу несколько плюсов: у киноклубников появилась возможность встречаться всем вместе и обмениваться опытом на форумах, показах и кинофестивалях, а также заказывать нужные фильмы централизованно, через Совет Федерации.

Первым фильмом от Федерации, имевшим в Вятке эффект разорвавшейся бомбы, была «Империя чувств» Нагисы Осима. Эта суперэротическая картина шла в зале на тысячу мест в течение недели, на пяти сеансах в день, с комментарием столичного искусствоведа. До Вятки ее показывала Москва, а после – Рига, на знаменитом кинофестивале «Арсенал» в Юрмале, куда  мы доставили этот фильм собственноручно, будучи в числе участников кинофорума.

Нигде, ни «до», ни «после», мне не приходилось видеть столько уникального, элитного кино сразу. Это был октябрь 1991 года, последние дни, когда граница с Россией еще была открыта. Но Прибалтика уже жила по законам  Европы. Нас называли  не привычным словом «товарищи», а величали «дамы» и «господа», и это было хотя и ново, но приятно.

К этому времени с хозрасчета и самоокупаемости киноклуб перешел в новую фазу: он стал самостоятельным юридическим лицом, небольшой прокатной организацией, которая сама приобретала фильмы и давала их показывать киноустановкам области. С этого мы имели дополнительный доход. Но увы, произошло это несколько запоздало, поскольку на пороге уже стояли серьезные перемены.

 КАДРЫ

Надо сказать, что членство киноклуба «Сталкер» было довольно стабильным. Почти всех своих посетителей мы,  руководители, знали в лицо. Контингент был разным (врачи, педагоги, журналисты, библиотекари, актеры, музыканты, художники и проч.), но это были люди, во-первых, любящие кино, во-вторых, любящие не просто кино, а кино, которое будит мысль и чувство, дает энергетический толчок, творческий заряд, заставляет вновь и вновь вспоминать, анализировать и интерпретировать увиденное на экране.

Выше уже назывались имена организаторов. Дольше других из них в совет киноклуба входил Михаил Коковихин – журналист, который, где бы ни работал, но постоянно давал бесплатную рекламу клубных фильмов в прессе, писал рецензии на фильмы, по телефону передавал репортажи с кинофестивалей.

В совете «Сталкера» в разное время работали молодые и прогрессивно мыслящие сотрудники Кировской кинофикации и кинопроката: Валерий Корендюк, Светлана и Александр Гурдюмовы,  Галина Макарова (заместитель председателя), Валентина Мочалова.  Иной раз бороться с руководством облкинопроката приходилось за каждый новый фильм, и они делали все, что было в их силах.

Естественно, что киноклуб не мог существовать без поддержки местных  специалистов в области кино. В последние годы своей жизни в совет входил тележурналист и киновед Юрий Корзоватых, авторитет которого весьма помогал клубу разрешить тот или иной вопрос. Порой одним словом он умел направить спорящих на истинный путь.

На протяжении многих лет активно работала в совете киноклуба «Сталкер» кинорежиссер Марина Дохматская, а клуб, в свою очередь нередко проводил премьеры ее новых документальных фильмов. Ее гостеприимный дом не раз служил для приема приезжавших в Вятку гостей из столицы.

Вступительное слово перед киносеансами делали тележурналист Юрий Авдеев, члены клуба Елена Беляева, Ольга Симоненко, Сергей Краснов, Александр Гурдюмов и др.
Перед фильмами или в антракте (обычно демонстрировались два фильма сразу) в фойе иной раз выступал Иван Глухов со своей группой «Попс-бюро».

Киноклуб часто показывал недублированные фильмы, взятые для некоммерческого показа в зарубежных посольствах Москвы. У нас быстро сложилась крепкая команда переводчиков. Кто-то из них прекрасно знал иностранные языки, а кто-то умел грамотно читать монтажный лист. Среди них Тамара Малышева и Елена Патрикеева (французский), Аркадий Макаров (немецкий), Владимир Рябов (польский), Марина Сурова, Сергей Краснов, Сергей Бушмелев и др.

СВЯЗИ

 «Сталкер» всегда был открыт для общения с единомышленниками. В самом тесном контакте работал он с киноклубами Кирово-Чепецка (директор кинотеатра «Восток» Людмила Тропина, председатель Александр Мальцев), Глазова (председатель Борис Рейфман), Нижнего Новгорода (Татьяна Борякова), Ленинграда (председатель Юрий Шуйский  нередко сам привозил в Вятку те или иные фильмы и сам же переводил их), а также Ижевска, Перми и других городов. Мы часто бывали в гостях друг у друга, а с некоторыми из них сохранили личные связи до сих пор.

На ретроспективы фильмов Тарковского и Сокурова приезжала тогдашний председатель Федерации киноклубов России Ирина Гращенкова – неустанный пропагандист  киноклубного кино. Бывали у нас с фильмами преподаватель ВГИКа Валерий Турицын, тогда студентка ВГИКа, а теперь известный продюсер Анна Кагарлицкая, питерские режиссеры Олег Ковалов и  Максим Пежемский со своими ранними работами и многие другие.

Широка и разнообразна была карта фестивальных показов: Москва, Питер, Сочи, Саратов, Рига, Рязань, Ярославль и др.

Когда появился видеопрокат, «Сталкер» проводил в Вятке совместные кинопоказы с молодежным объединением «Глобус», которым в ту пору руководил Виктор Баженов.
Именно там были показаны лучшие зарубежные видеофильмы (к примеру, «Однажды в Америке», «Крестный отец» и др.), которые в официальный прокат на широкой пленке  были выпущены значительно позже.

КРАХ

В середине 90-х наступил какой-то момент, когда домашнее видео вытеснило зрителей из кинотеатров и киноклубов. Киноманы занялись созданием собственных видеоколлекций, подбором фильмов исключительно на свой вкус и просмотром их на собственной видеотехнике. Кинотеатры опустели, многие из них закрылись.

Значительно сократилось и число зрителей, посещавших «Сталкер». Возросла плата за прокат кинофильмов, транспортные расходы. У клуба резко упали доходы, администрация «Родины» вынуждена была отказать ему в аренде зала и киноаппаратуры. Штатные сотрудники остались без зарплаты и без работы. Поиск спонсоров не дал результатов.

… Прошло много лет, но киноклубники не теряют связи друг с другом, а встречаясь, вспоминают добрые старые времена, когда вопреки всем запретам и помехам, клуб активно работал, снабжал людей полноценной духовной пищей,был для них глотком свежего воздуха, местом, куда некоторые ходили семьями, где выросли, так сказать, дети киноклуба – те, кто в ту пору учились в школе или сидели на студенческой скамье, а сегодня  стали известными вятскими поэтами, художниками, писателями, музыкантами, режиссерами. «Сталкер» многих  из них привел в зону осуществления желаний, и спасибо ему за это.

Татьяна БУШМЕЛЕВА,
журналист,киновед,
бывший председатель киноклуба «Сталкер».

На снимке слева направо: М.Дохматская, Т.Бушмелева, режиссер А.Сокуров, Г.Макарова, М.Коковихин.

Фото С.Бушмелева.

Опубликовано в альманахе "Вятская книга 2008". Издательство "Герценка", 2010 год.