Роман Самойлов. Чего хочет читатель?

Дискуссионный Клуб Прозы
         Эта коротенькая статья, в заглавие которой вынесен такой важный, как мне кажется, для всех нас вопрос - вся состоит практически из одних вопросов. И цель этой публикации - дать возможность высказаться всем членам клуба и нашим гостям, прежде всего, именно как читателям, попробовать как-то по-своему ответить на заданные вопросы, высказать свои предположения, озвучить свои ожидания.

          Именно этой статьёй мы решили открыть наш клуб. Начать с вопросов, а не с утверждений.

          Чего хочет человек от литературы? Чего ждёт от неё? Чего читателю хронически не хватает в современной литературе? Какой нам видится литература будущего, и какой - нынешняя наша литература?

          Мы надеемся привлечь к обсуждению этих глобальных вопросов всех мыслящих и неравнодушных людей Прозы.ру. Мы надеемся, что эти вопросы имеют вполне конкретные ответы и содержат большой потенциал для конструктивного диалога.

          Есть у нас вопросы и к продвинутым читателям - тем, кто интересуется не только классикой и Прозой.ру.

          Какие современные литературные журналы нам кажутся самыми интересными, передовыми? Читаем ли мы вообще литературные журналы? Как воспринимаем их редакционную политику? "Новый мир", "Нева", "Звезда", "Знамя" - каковы сейчас эти журналы? Как мы их воспринимаем?

          Волнующих вопросов много, и если кто-то может пополнить их перечень - мы только за.

          Но это ещё не всё.

          Специфика сайта «Проза.ру» такова, что каждый из нас здесь не только читатель, но и некоторым образом писатель. В связи с этим закономерно возникает и ряд вопросов прямо противоположного направления. Какими мы видим себя в литературе? Если видим, конечно. В будущем ли, в настоящем ли... Чего хотим от самих себя в литературе? Что мечтаем принести в литературу, чем надеемся обогатить её?

          Или максимум на что надеемся – обогатиться хоть чуть-чуть за счёт неё? И вполне довольны будем, если научимся худо-бедно писать иронические детективы, адалт-романы и сценарии к мыльным операм?

          Предвижу возмущённые возгласы: «Хотя бы этому научитесь!» Соглашусь – этому научиться тоже совсем не плохо. Но! Вот смотрите: назначение некоторых картин – исключительно прикрывать дырки на обоях, в этом нет секрета – возможно, даже для художников, которые их рисуют. И создание таких картин тоже требует умения, этому точно так же приходится учиться, как и настоящей живописи. Но разве может быть так, чтобы жизненным предназначением какого-то художника было малевание подобных картин? То есть, представьте себе, художник Мазилкин какой-нибудь пишет натюрморт и думает: "Вот изображу эту сирень в вазе, человек купит и прикроет ею дыру или грязное пятно на дорогой шелкографии, не придётся переклеивать... Ай да я! Ай да молодец! От такого геморроя избавлю кого-то силой искусства!" - какие чувства вызывает у вас этот Мазилкин? Лично я конфужусь от одной только фантазии, от одного только предположения, что такой художник может существовать. Или всё искусство одному тому и служит – прикрывает разнообразные дыры? Дыры во что-то стыдное или страшное…

          Но должна же быть у художника Мечта - вот так, с большой буквы, грандиозная и всеподчиняющая, равная смыслу жизни! Да и не только у художника - у любого человека! Скажу больше - хотя и знаю уже, что многие со мной не соглашаются: зачем человеку быть без Мечты, без стремления внести свой вклад во что-то великое и прекрасное? Зачем он нужен? И сам человек без Мечты – не самая ли страшная и постыдная дыра в Мечте о Человеке?