Пирожки из детства... Цикл - Почти дневники...

Лариса Проскурина
Таджикистан и полюбившееся в детстве - пение сверчков, кваканье лягушек, крик перепела в клетке из прутьев, что подвешена под виноградником... - это не забудется и будет со мной всегда!

****************

Летним вечером нет той изнурительной жары, от которой днём накаляется и плавится асфальт, а жара не дает дышать, работать... - жить.
Прохладным вечером соседи собираются во дворе нашего барака и всё вокруг оживает! 
Двор утопает в зелени огромных чинар, свежий ветерок овевает  политую и чисто выметенную  землю. Кто-то из соседей выносит патефон, ставится пластинка, раздается характерное шипение и затем, льется музыка!
Мне запомнилась песня из индийского кинофильма "Бродяга", потому что её часто напевал наш старший брат, Борис.
   
Во дворе, на примусах, керогазах, готовят все!... - у каждой хозяйки есть свой импровизированный "дворик", где она готовит для своей семьи.
Женщины, одна перед другой, хвастают своими кулинарными "изысками", а сегодня, хозяйки  запасаются впрок, - они варят варенье! 
Аромат клубники, вишни, абрикоса и еще каких-то ягод, волнами растекается по  двору сообщая, где, какое варится лакомство. 
Пенка от варенья собирается и складывается в блюдечко, чтобы потом, за общим столом во время чаепития, оценивать, - у кого что получилось!...

Мы, ребятня, влекомые вкусными запахами, бродим по двору, от одной стряпни к другой... - подолгу стоим, смотрим, пока не получаем нагоняй от своих матерей.
И правда, чего ходить, когда на вашем примусе, или керогазе, готовится такая же еда?   
Но всегда так... - у других вкуснее!  Отчего это?  Никто и теперь  не может сказать.

Где-то заскворчало масло и вскоре,  послышался вкусный запах жареных пирожков – одна из хозяек  решила побаловать своих домашних! 
Кто и с чем стряпает свои пирожки?... – это уже другой вопрос.
Наша мама часто готовила пирожки с картошкой: в картофельное пюре добавляла  мелко нарубленный, обжаренный на хлопковом масле лук и душистый укроп. 
Лепила  мама их большими!... - я, свои пирожки, стряпаю  такими же! 
 
Пирожок обжаривался с обеих сторон и мама буквально вкладывала его в наши ладошки, а вместо салфетки, горячий пирожок обёртывался серой бумагой, которая тут же промасливалась.
Из этой бумаги, в магазинах, свёртывались продавцами кульки и потом, в них  ссыпались конфеты, пряники, макароны*, и т.п.
Итак - пирожок, в два раза больше моей ладошки... - обхватив его обеими руками, я отправляюсь гулять по двору, а навстречу  идут взрослые. 
Один из них, смеясь  обращается ко мне:
– Деточка, а у тебя ручка не отломится?...   
Не отвечая дяденьке, я поглядываю на него и впиваюсь в свой пирожок зубами.

Жила у нас в  бараке бабушка, которую звали Агриппина  Олимпиевна.
Все соседи любили эту бабушку, а особенно, её любили мы - дети.
Была она добра ко всем, но к детям, у неё было свое - особое  отношение.
Она читала нам сказки, рассказывала интересные истории и угощала конфетами.
Во дворе поговаривали, что бабушка эта, в далеком прошлом была графинею.
Я до сих пор помню, как чуднО она говорила с нами, как ходила по двору  в красивом, кружевном платье.
Так вот эта бабушка частенько пекла пирожки своим внукам и  угощала детей, что играли поблизости.
Мы знали, что если она чистит и прокачивает свой примус, а затем ставит на него большую сковородку – будут пирожки!...

Вся детвора, дружненькой гурьбой,  перемещалась ближе к "дворику", где стоял  примус бабушки и теперь, оставалось лишь немного подождать. 
Мы не отходили далеко... - поглядывали на  бабушку поджидая момент, когда  на её  блюде  появятся румяные пирожки!

Сестренка – это еще один неотделимый момент моей жизни. Куда бы я ни  шла, моя маленькая сестренка, как хвостик, всюду следовала за мной. 
Я, в компании детей стою возле бабушки и она, совсем еще крохотная - стоит рядом.   
Зрелище, надо признать, - не для слабонервных. Я, - упитанная, крепенькая и уже "большая",  а вот моя сестренка – худенькая, с жалостливым лицом...

Стоим мы обе, босоногие... – сестра держит меня за подол  платья, а я  пристально смотрю на пирожки...
Кто такое выдержит?...  - очень скоро, нас "угощают".
Мама разгадала наш "стратегический прием" когда увидела, как мы с сестрой, в очередной раз получили от бабушки по пирожку.

Заметив, что на нас смотрит мама - я спрятала свой пирожок за спину, а мама, укоризненно покачав головой, сказала:
- Стыдно у чужих просить, девочки!
Но, делать нечего, пирожок  надкушен, не отдавать же его обратно, и я со спокойной совестью доедаю его. 
Пирожок очень вкусный, с яблоками, жалко, что не такой большой, как печет наша мама.

На другой день, мама принимается печь свои пирожки, чтобы угостить ребятишек,  бабушку, да и всех тех, кто кормил пирожками нас с сестрой!
Как всегда, дав нам по пирожку, мама угощает и других детей, а затем, отправляет нас гулять.
И  тут, я вижу дяденьку, которого очень не люблю... - это он, совсем недавно спрашивал про мою ручку – не отломится ли она  у меня?

Я стараюсь пройти мимо него и не смотрю в его сторону, однако он опять обращается ко мне со словами: - "...деточка, угости пирожком...".   
Не моргнув глазом, я громко  говорю ему ту самую фразу, которую  совсем недавно услышала от мамы:
– Стыдно дяденька у чужих просить!...

Мама любила рассказывать эту смешную историю, после которой, на короткое время, я стала "звездой" двора в свои-то три года...
А, фраза - "Стыдно, дяденька, у чужих просить!..." - долго еще была крылатой в нашей семье.


* Старший брат! - http://proza.ru/2012/06/13/1633

На фото мы с сестрой - я, которая - слева...)))