Моряк и танкист

Наталья Еремеева
               

Родом Леонид Михайлович Еремеев, мой дядя по отцу, из алтайского села Усть-Иша. В 1939 году его призвали в ряды Советской армии. Служил он механиком-водителем танка на Дальнем Востоке. И волею судеб стал участником боя под командованием К.Г.Жукова на реке Халхин-Гол. Там была разгромлена 6-ая японская армия. И японское правительство было вынуждено прекратить всяческие боевые действия против Советского Союза.

А в 1941-ом на нашу страну вероломно напала фашистская Германия. И враг уже подступал к Москве. Шла речь о эвакуации членов правительства из Москвы. Но Сталин был неплохим психологом. Он понимал, что ему нельзя покидать столицу. А накануне 24-ой годовщины Великой Октябрьской революции решил провести в столице военный парад:
- Войска противовоздушной обороны следует еще больше усилить. Принимать парад будет Буденный, а командовать – генерал Артемьев. Если во время парада будет бомбежка – прорвутся немецкие самолеты, - убитых и раненых быстро убрать, но парад завершить. Пусть кинохроника снимет документальные журналы, которые быстро размножить и разослать по всей стране…Газеты должны отразить парад шире. Я произнесу на параде речь. («Триумф и трагедия» Д.А.Волкогонов). С высоты сегодняшнего дня надо сказать, что решение провести парад было дальновидным шагом, это укрепило веру среди народа в победу над фашизмом.

В нем приняли участие войска Московского военного округа и Московской зоны обороны. Но это не все его участники. Танковый полк с Дальнего Востока, в котором служил Леонид Михайлович Еремеев, был переброшен в Москву. До самого последнего часа никто из полка не знал, что они пройдут маршем по сердцу столицы, по ее Красной площади. И прямо с парада в составе 16-ой армии отравятся на фронт. Что будут они защищать главный город страны, стоя стеной вдоль Волоколамского шоссе, что ждет их впереди Курская Дуга, что несколько суток им придется биться в окружении врага, стоя в воде.
 
Дважды за войну Леонид Михайлович был ранен: в январе 42-ого в живот и ровно через год - в голову.  Но, отлежав положенный срок в госпитале, снова возвращался на фронт. Участвовал в освобождении Прибалтики. Награжден Еремеев главной солдатской наградой – медалью «За отвагу».
Спустя годы на вопросы сыновей о войне он отвечал, что у каждого поколения свои трудности, главное выдержать их достойно. Но однажды в шахтерском коллективе (шахты «Юбилейная») он разоткровенничался, и с тех пор называли его не иначе, как «Герой».

            
Другой мой дядя, уже брат моей мамы, Тарабрин Илья Прокопьевич, был участником Парада Победы, который проходил на Красной площади Москвы  24 июня 1945 года. Он шел в составе колонны ВМФ (Военно-Морского Флота).
Чтобы описать этот парад обратимся к «Воспоминаниям и размышлениям» маршала Г.К.Жукова:
«В кабинете Верховного собрались члены Государственного Комитета Обороны, нарком Военно-Морского Флота Н.Г.Кузнецов, начальник тыла Красной Армии А.В.Хрулев, несколько генералов, ведавших в Генеральном штабе организационными вопросами.
Сталин спросил у собравшихся:
-Не следует ли нам в ознаменование победы над фашистской Германией провести в Москве Парад Победы и пригласить наиболее отличившихся героев?
 На парад решили пригласить по одному сводному полку от Карельского, Ленинградского, 1-ого Прибалтийского, 1, 2-ого, 3-его Белорусских, 1, 2, 3-его и 4-ого Украинских Фронтов, сводные полки Военно-Морского Флота и Военно-Воздушных Сил.

В состав полков включались Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, прославленные снайперы и наиболее отличившиеся орденоносцы – солдаты, сержанты, старшины и офицеры.
Решено было привезти из Берлина Красное знамя, которое водружено над рейхстагом, а также боевые знамена немецко-фашистских войск, захваченные в сражениях советскими войсками.
В конце мая и начале июня шла усиленная подготовка к параду. В десятых числах июня весь состав участников уже был одет в новую парадную форму и приступил к тренировке».

 В нашей семье хранится клочок газеты за январь 1944 года. Название ее неизвестно, но каждая уцелевшая строчка говорит о героях моряках.
На нем шесть фотографий и под ними такой текст: «За доблесть и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками командующий Северным флотом наградил орденами и медалями группу подводников. Среди награжденных (третий слева) краснофлотец И.Тарабрин – орденом Отечественной войны 2-й степени


Была еще книга о подводниках, а в ней запись, подтверждающая факт участия в Параде Победы, но она сгорела вместе с домом при пожаре 1968 года.
28 марта 2005 года я отправила письмо  начальнику центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации, который находится в   городе Подольске Московской области, с просьбой подтвердить факт участия в Параде Победы Тарабрина И.П.
               

               
Мой дядя был рулевым на "М-104" (Ярославский комсомолец) Северного и Черноморского Флотов. Воевал с 1942 по 1948 год. – эти сведения я получила из Цетралного Архива города Подольска.


 Подводная лодка "М-104" воевала в составе Северного флота до апреля 1944 года, после чего была переведена на Чёрное море. Командир - капитан-лейтенант Лукьянов Ф.И. С уважением Герман Ануфриев
http://www.proza.ru/avtor/glebgukow


Сормовская «Малютка»
Подводная лодка «М-104» — «Малютка» (заводский номер 301, «Ярославский комсомолец») была заложена на «Красном Сормове» 30.09.1940, дата спуска на воду — 24.09.1942, приемный акт подписан 10.09.1943. Капитан-лейтенант Федор Иванович Лукьянов принял «М-104» 24 февраля 1943 года. В этот день делегация Ярославской области в торжественной обстановке передала морякам Северного флота подводную лодку, построенную на средства комсомольцев области.
Федор Лукьянов был опытным подводником. До назначения командиром на «М-104» Лукьянов плавал старпомом на знаменитой «К-21», которой командовал Николай Лунин. К слову сказать, первым обнаружил гитлеровские линейные силы во главе с линкором «Тирпиц» старпом «К-21» Федор Лукьянов — именно он стоял на вахте в тот момент. Ему же довелось начать маневрирование для выхода в атаку, после чего его сменил у перископа прибывший в центральный пост командир Николай Лунин.
И экипаж на «М-104» подобрался под стать командиру. Комсомольский экипаж, в котором каждый подводник был отличным специалистом. 7 апреля 43-го года лодка вышла в свой первый боевой поход. Первый поход — едва ли не самый важный для любого экипажа…
«Малютка» «Ярославский комсомолец» пробыла в море девять суток. По возращении на базу с лодки была дана телеграмма на имя секретаря Ярославского обкома комсомола: «Экипаж подводной лодки «Ярославский комсомолец» в подводном боевом походе потопил фашистский транспорт водоизмещением двенадцать тысяч тонн, внес свой первый вклад в дело победы над врагом.

Лукьянов, Чумаков, Кабот, 19.04.43 г. 8 мая «М-104» пошла в свой второй поход и попала в беду. Вот что пишет об этом в своей книге «Подводные рейды» флагмех бригады подводных лодок Северного Флота капитан I ранга П. А. Мирошниченко. Субмарина попала под массированную бомбежку немецкой авиации. Получила повреждения, казалось бы, несовместимые с живучестью корабля, но осталась на плаву и пришла на базу. «… Трещина в прочном корпусе метр с лишним длиной, — пишет флагмех Мирошниченко, — и в комплекте с ней одна или две пробоины от авиационных снарядов. По всему видно, две-три бомбы разорвались рядом с «Малюткой». Сила гидравлического удара была такова, что — это я видел впервые — поломались чугунные лапы, на которых в лодке намертво крепился корпус помпы — компрессора, образовалась трещина во фланцах крепления дизеля. Все перекосило, заклинило, сорвало…

… Изумлению моему не было предела, когда в первом отсеке я обнаружил в целости и сохранности двадцатилитровую бутыль со спиртом в плетенке, привязанную к трубопроводу по правому борту! Объяснить этот факт известными мне законами физики я не в состоянии. Я смотрел на эту двухведерную стеклянную емкость, как на восьмое чудо света. Бутыль сохранилась словно для того, чтобы озадачить каждого, кто попадал в отсек…. Трудное испытание ярославской «Малютки» подробно изучили на других лодках и «проиграли» на учениях по борьбе за живучесть. Опыт «Ярославского комсомольца» еще раз подтвердил боевую стойкость подводников и надежность небольшого, но добротно построенного корабля.
… По возвращении в базу командир нас выстроил на пирсе, и командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко перед строем сказал: «Этот ваш труд тоже является подвигом — вы спасли для Родины боевой корабль». Эти слова мне очень запомнились».
Еще раз подчеркну качество и надежность субмарины, построенной на заводе в трудные военные годы. Это в ответ такому «специалисту», как Дегтев, писавшему о «стальных гробах», построенных на заводе. Гораздо больше доверия вызывают у меня боевой флагмех Северного флота Петр Анисимович Мирошниченко и наш здравствующий земляк подводник Александр Петрович Удалов.
Сормович А. П. Удалов в составе экипажа принимал «М-104» от завода в 1942 году и служил на ней на Северном флоте, был в боевых походах. И о нем пишет П. А. Мирошниченко в своей книге: «Имена старшин и краснофлотцев с ярославской «Малютки» — Арсеньева, Самигуллина, Еловенко, Молочкова, Ширунова, Кабота, Гриценко, Удалова, Захарова и их боевых товарищей — в те годы были весьма популярны в бригаде… Удалов, трюмный машинист, старший краснофлотец экипажа «М-104», награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За отвагу».

И уже в мирное время бригадир слесарей-монтажников Александр Петрович Удалов за создание ядерного подводного щита Родины был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического труда и орденом Ленина. Хочу добавить: когда в январе 1970 года на заводе «Красное Сормово» случилась беда (на АПЛ К-320 вырвался «ядерный джин»), не дрогнул старый подводник. Он, ликвидатор ядерной аварии, выполнил честно свой долг как в суровые годы войны, так и в мирное время.
Вот такие корабли строили на «Красном Сормове», такие люди работали на заводе. И никаким дегтевым не замарать их трудовую честь и боевую славу.
А. ЗАЙЦЕВ, председатель общества «Январь-70»
Перед войной на Сормовском заводе начали строить малые подводные лодки, которые назывались «Малютками». Это были подводные лодки XII серии главного конструктора П. И. Сердюка.
Лодки настолько были малыми, что их, в отличие от «Щук», закладывали не по одной, а сразу дивизионом из трех единиц. 25 июля 1937 года заложили первый дивизион: «М-96» (строитель П. Н. Светлов), «М-97» (строитель Н. М. Беков), «М-57» (строитель И. И. Федоров).
Головными считались «М-96» и «М-97», их сдали флоту 10 октября 1939 года. Командирами на них были в будущем известные балтийские подводники, два Александра Ивановича, — Маринеско и Мыльников.
Подводная лодка «М-97» первой среди «Малюток» открыла боевой счет 18 октября 1941 года, потопив вражеский транспорт водоизмещением 5000 т.
К началу войны таких лодок (тогда их называли «сердюковками») было построено и сдано 15 единиц.
Построенные на заводе лодки типа «Малютка» поступали на службу на Черное и Балтийское моря, на Северный и Тихоокеанский морские театры. Среди них были целые комсомольские дивизионы: «Ярославский комсомолец» («М-104»), «Челябинский комсомолец» («М-105»), «Ленинский комсомол» («М-106»), «Новосибирский комсомолец» («М-107»), построенные на средства, собранные комсомольцами и молодежью страны.
В 1944 году большинство «Малюток» перебазировали на Черное море. За время пребывания на «севере» каждая «Малютка» внесла свой вклад в общую победу. Например, «М-104» (командир — капитан-лейтенант Ф. И. Лукьянов) шесть раз выходила в боевые походы и потопила крупный транспорт и сторожевик врага. «М-105» под командованием капитан-лейтенанта В. Н. Хрулева совершила 19 боевых походов. На юге «Малютки» тоже воевали достойно.
Из книги «Красное Сормово»: завод и люди (Н. Новгород, 2006 г.)
http://www.sormovich.nnov.ru/old_site/def~1376.htm.               
                А недавно  на  сайте "Память народа нашла материал о экипаже лодки, где прочла подтверждение о Тарабрине И.П.как участнике парада Победы,  фотографию военного времени экипажа лодки, где дядя в среднем ряду крайний слева.  https://m104.ciocdo.ru/ekipazh-lodki/