Религия и сказка

Никита Ломоносов
В одной из рецензий к нашим размышлениям прозвучала мысль, что маловероятно слияние религии и науки по причине их полного антагонизма.

Конечно это верно, если вспомнить вечное противостояние этих систем. Однако мы, возможно и без оснований, все же предполагаем подобное соединение. Мы не уверены в этом и не можем предсказать, в каком виде и когда это произойдет.

Хотя наверное и сейчас можно найти начинающиеся проявляться примеры подобного сотрудничества.

Противостояние религии и науки действительно существует и сказано об этом не мало. Нам кажется, что лишь при поверхностном взгляде оно кажется столь сильно. Все же между религией и наукой можно отыскать нечто общее, глубинное, чего сразу и не заметишь.

Обе системы выросли из одного источника и преследуют одинаковые цели, только разными способами.

Попробуем дать простую иллюстрацию такой картины, как мы себе ее представляем.

Религию можно сравнить с доброй и немного пугающей сказкой. Она необходима ребенку, еще беззащитному и не готовому к суровой реальности. Такая сказка (религия) учит его не реальности, а ее упрощенной форме. В ней показан путь к познанию Добра и Зла в символической, то есть доступной разуму ребенка форме.

Читая сказку ребенку, взрослый преследует цели воспитания, но сам прекрасно понимает символичность Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Василисы Прекрасной.

Взрослый человек (имеется ввиду не сколько по возрасту, сколько по разуму) не нуждается в таких символах. Он готов признать реальность как таковую, во всей ее жесткости, а сказочные герои представляются ему в несколько ином виде, нежели ребенку.

Сказка (религия) обобщенно учит ребенка быть достойным человеком, что непременно пригодится ему потом, во взрослой жизни. Этого и добиваются родители, знакомя своих детей с волшебными историями.

К сожалению, наш мир далек от сказочной простоты. Жизнь упрямо показывает, что со временем на место сказки приходит суровая реальность и уже повзрослевший ребенок должен усложнить свое отношение к миру и оставить свое отношение к сказкам как к нужному учению далекого детства, но малопригодному в настоящем.

Такое новое отношение к реальности во всей ее неоднозначности возможно сравнить с научным мировоззрением, то есть с истиной.

Но если мы видим, что взрослый человек продолжает искренне верить в сказку, в лучшем случае мы принимаем его за наивного. В крайних формах это похоже на психическое расстройство, а в худшем подобное инфантильное поведение может привести к более непоправимым последствиям.

Конечно, мельчайшие остатки веры в героев детских сказок (религии) продолжают существовать и у взрослого человека, но получают другое предназначение, скорее в области фантазии и мечтаний.

На уровне всего человечества во многом еще роль успокаивающей сказки играет религия. 

Итак, сказка (религия) необходима слабому духом и разуму ребенку (человечеству), она является проводником, нечто вроде духовного пастыря в другой, более жестокий мир, к пониманию реальности от первоначального этапа к последующему познанию.

В этом мы видим основное предназначение сказок (религии) как духовного творения, не лишенного, впрочем, заложенного в ней смысла.

Наука продолжает указанный путь, но уже другими, более актуальными методами.

Когда наука определит истинное положение религии в реальности, то есть когда придет момент понимания взрослым человеком места в его жизни Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Василисы Прекрасной, тогда возможно религия и наука успокоятся и найдут понимание в своем противодействии.

Наступит перемирие между этими областями. Скорее всего в таком случае религия будет вынуждена признать свое поражение и с должным пониманием занять присущее ей место.

Правда, нам кажется, религия в этом случае практически утратит свою силу, поэтому и сопротивление с ее стороны наиболее агрессивное. В некоторых случаях религия использует для своей защиты даже методы, присущие научному подходу к проблемам.

В этом долгом и многоплановом процессе должно многое измениться как в жизни человека, так и в нем самом.