Статья. Образование Приднестровской молдавской рес

Виктор Груценко
Статья. В Груценко. «Газета  Приднестровье»15 сентября 1998г.
«Образование Приднестровской молдавской республики,  как логическое завершение парада суверенитетов, развала СССР и образования независимых государств».
Роль исторического прошлого в возникновении и  развитии Приднестровского конфликта.

     С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная ткань страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного «проживания» различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, прочностью «сцепления» их связей, наличием и отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т.д. В то же время вряд ли можно провести аналог между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вслед за большевиками «тюрьмой народов». Отличия, характерные для России, бросаются в глаза - это целостность территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку - необходимость совместного выживания создания политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.   Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякие последствия. С одной стороны, оно пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий росту национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства, и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. Правда, в то время руководство мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их «из рук в руки», от одной республики к другой, - еще один    В течение многих десятилетий Союзный центр СССР проводил политику создания «новой исторической общности, - единого советского народа», о появлении которого Леонид Ильич Брежнев заявил 31 марта 1971 года.   М.С. Горбачев  в 1985-1991годах  продолжил дело по демократизации общества и интенсификации производства под названием  «Перестройка».  Однако попытки демократизировать советскую систему спровоцировали начавшийся в  конце 90-х годов «парад суверенитетов», который застал врасплох Союзное руководство страны и  международное сообщество.
  Произошла трансформация бывших союзных республик в независимые государства, каждая из которых имели достаточно сложное историческое прошлое.  Междуречье Прута и Днестра, именуемое также Бессарабией, было составной частью феодальной Молдовы, которая, наряду с Валахией и Трансильванией, на протяжении нескольких столетий была на перепутье интересов Оттоманской, Российской и Австро-венгерской Империй, переходя при этом под контроль различных государств. Эти переходы, осуществляемые в виде разного рода освободительных войн и  реализовывались без сколько-нибудь внятного волеизъявления местного населения. В то же время, территория Республики Молдова в целом не идентифицируется с каким-либо государством в до-советском прошлом и, соответственно, на момент развала СССР в сознании проживавших на ее территории людей не существовало устойчивых традиции государственности. В то же время, река Днестр разделяет территорию Республики Молдова на две части с достаточно разным историческим прошлым. Перипетии последних двух столетий не могли не сказаться на менталитете населения в целом, равно как и не могли не создать определенный контраст между доминирующими менталитетами на правом и левом берегами Днестра.

Историческая справка. Берег правый.

Междуречье рек Днестр и Прут, длительное время, именуемое Бессарабией, было составной частью Молдавского княжества, первые упоминания о котором относятся к 1359 году. В 1513 г., спустя несколько лет после смерти господаря Штефана чел Маре (Великого), Молдова была вынуждена принять режим оттоманского сюзеренитета. Молдова и Валахия были включены в т.н. «Дом мира», - промежуточное состояние между «Домом Ислама» (территории, непосредственно включенные в состав Османской Империи) и «Домом Войны», - территории, которые Османская Империя намеревалась взять под контроль силой.
Взаимоотношения Молдавских княжеств с Оттоманской Империей были достаточно неровными. В то же время, согласно заключенным договорам, Порта обязалась защищать Молдову и Валахию от любого возможного нападения. Отправление мусульманского культа, строительство мечетей было запрещено на всей их территории. А туркам/мусульманам запрещалось иметь в собственности землю, дом или лавку и запрещалось обосновываться в Молдове и Валахии. Господари Молдовы и Валахии неоднократно пытались освободиться от сюзеренитета Порты и вернуть независимость, как военным, так и дипломатическим путем. Так, например, в мае 1600 года, господарь Валахии (Мунтении) Михай Витязул (Храбрый) стал на короткое время господарем и Молдовы, впервые объединив, таким образом, три княжества: Валахию, Трансильванию и Молдову. Однако эти попытки терпели неудачу и, как правило, плохо оканчивались для их инициаторов.

В мае 1812 года, после того как Османская Империя потерпела поражение в очередной русско-турецкой войне, в Бухаресте, был заключен мир, в результате которого междуречье рек Прут и Днестр вошло в состав Российской Империи. Существуют исторические свидетельства тому, что Российская Империя претендовала на Молдову и Валахию в целом, уже занятые к тому времени российской армией. Порта Оттоманская уступает и отдает российскому императорскому двору земли, лежащие по левому берегу Прута, с крепостями, местечками, селениями и жилищами, средина же реки Прута стала  границей между обеими  империями.
    Вначале Бессарабия пользовалась определенной автономией в составе Российской Империи. Однако, 28 февраля 1838 г. Николай I своим указом ее ликвидировал. В дальнейшем, ситуация в Бессарабии определялась влиянием двух конкурирующих процессов. С одной стороны, по ту сторону Прута проходил процесс становления национального румынского государства. К тому же, этот процесс хронологически совпал с периодом буржуазных революций, прокатившихся по Европе. Все это не могло не спровоцировать про-румынские настроения в Бессарабии. Параллельно имел место процесс русификации и национальной ассимиляции жителей Бессарабии. Таким образом в регионе создалось два направления, две идеологии. Одна идеология была направлена на тесные связи с Востоком, а другая с Западом.

Объединение Бессарабии с Румынией

Хаос, вызванный падением царизма в России, отразился и на политических процессах в Бессарабии. 20 октября 1917 года в Кишиневе был созван «военно-молдавский конгресс», который наметил план создания краевого парламента, именуемого „Sfatul Tarii”. Этот орган не был сформирован в результате прямых выборов. В его состав, на основе ранее объявленных квот, были делегированы представители различных партий и общин по этническому признаку. Первое заседание Сфатул Цэрий состоялось 21 ноября.  В то же время, на политическую ситуацию в Бессарабии существенное влияние оказывали политические процессы в Украине, отделявшей Бессарабию от бывшего имперского центра. В Украине также было провозглашено создание, на основе делегирования, Центральной Рады. Первоначально, 2 декабря 1917 г., Сфатул Цэрий провозгласил Бессарабию Молдавской Демократической Республикой, входящей в качестве равноправного члена в состав единой Федеративной Российской Демократической Республики. Однако в соседней Украине события разворачивались по более радикальному сценарию. 20 ноября 1917 года была провозглашена Украинская Народная Республика, а уже 22 января 1918 года Украина заявила о своей государственной независимости. За ней, 24 (старый стиль) января, последовала и Бессарабия, которой провозглашение независимости Украины не оставило выбора. Ситуация осложнялась также тем, что «новорожденная» Украина стала достаточно активно претендовать на территорию Бессарабии, но за 11 дней до провозглашения независимости в Бессарабию вошли румынские войска.
       Все это спровоцировало резкую ответную реакцию Совета Народных Комисаров РСФСР. Как следствие, 26 января 1918 года РСФСР официально разорвала отношения с Румынией. Советские историки также делали акцент на фактах насилия со стороны румынских войск по отношению к противникам объединения Бессарабии с Румынией. Другими словами, ситуацию в Бессарабии тех времен можно охарактеризовать как хаос, спровоцированный падением царизма, хаосом на фронтах 1-й Мировой войны, «парадом суверенитетов» национальных окраин Российской Империи и хаосом и жестокостью разгоравшейся Гражданской войны.
     На этом фоне, далеком от канонов правового государства и представительной демократии 27 марта (9 апреля) 1918, Сфатул Цэрий провозгласил объединение Бессарабии с Румынией.   Хотя этот документ, в отличие Договора между Российской Империей и Оттоманской Портой от 1812 года, был принят от имени «народа Бессарабии», очевидно, что Сфатул Цэрий не был достаточно легитимным представительным органом, сформированным в результате прямых демократических выборов. Вдобавок, присутствие румынских войск на территории Бессарабии также не добавляло легитимности решению Сфатул Цэрий. Само объединение Бессарабии с Румынией, состоялось в условиях весьма далеких от стандартов международного права тех времен, что естественным образом вызвало самую противоречивую реакцию со стороны разных стран. Такие страны как Великобритания, Франция, Италия и Япония, признали акт объединения Бессарабии с Румынией, подписав 28 октября 1920 года Парижский Договор, в то время как РСФСР категорически отрицала его легитимность.
Попытки румынской дипломатии склонить мировое сообщество, равно как и СССР, к признанию вхождения Бессарабии в состав Румынии потерпели неудачу. Как следствие, на протяжении всего периода нахождения в составе Румынии, население Бессарабии почувствовало на себе все негативные последствия этой неопределенности. Как и в Российской Империи, Бессарабия оставалась аграрной периферией. Бухарест рассматривал ее как рассадник «большевистской заразы», поэтому вся местная администрация в Бессарабии комплектовалась присланными из других уездов Румынии кадрами. Например, бывший румынский президент Емил Костантинеску родился в Бендерах, в семье присланного из «королевства» функционера. Вдобавок, сама Румыния, как и многие другие европейские страны в предвоенный период, проходила через глубокий кризис своей политической системы, сопровождавшийся подъемом фашизма, политическим террором, военной диктатурой, запретом политических партий и пр.

Исоричесая справка. Берег левый

Пределы влияния Российской Империи достигли реки Днестр после подписания в Яссах, 29 декабря 1791, года русско-турецкого Договора как итога войны 1787-1791 годов.
    Соответственно, после образования СССР нынешние левобережные районы Республики Молдова были частью Украины. Возникновение противостояние между Румынией и СССР по проблеме Бессарабии предопределило дальнейшую судьбу этого региона. 12 октября 1924 года, сразу после провала Парижской конференции, в рамках которой были предприняты безуспешные попытки разрешить проблему Бессарабии, было провозглашено создание Молдавской АССР в составе Украины.  Неистребимая ненависть к румынским помещикам характерна для бессарабского крестьянина. Общность языка у молдаван и румын весьма   относительна.   Еще и сейчас, через девять лет после оккупации Бессарабии, румынским властям приходится обращаться к молдавскому населению на молдавском.
Как и в 1812 году, по отношению к северной части Буковины речь идет только о «территории», население которой даже упоминается. 28 июня румынский «Совет Короны» принял условия ультиматума, и Бессарабия перешла под контроль СССР. Румынские войска, не произведя ни одного выстрела, эвакуировались за Прут.
     С точки зрения СССР, отраженной в этих ультимативных нотах, 28-го июня 1940 года произошло не что иное, как восстановление территориальной целостности Украины и входящей в ее состав МАССР. Не следует забывать, что западная официальная граница МАССР и до 1940 года проходила по реке Прут. Следовательно, после 28 июня 1940 года, СССР мог просто ограничиться констатацией «восстановления территориальной целостности Украины и МАССР», оставив ее в составе Украины, без последующего преобразования в «союзную республику».
       Если бы Москва остановилась на этом варианте, то после развала СССР, в 1991 году, нынешняя территория Республики Молдова осталась бы в составе Украины, без каких-либо шансов на международное признание в качестве независимого государства. По крайней мере, так случилось с Абхазией, которая в свое время (1921-1931 гг.) была «союзной республикой», а впоследствии стала автономией в составе союзной Грузии. Тем не менее, 2-го августа 1940, Верховный Совет СССР образовывает Молдавскую ССР со столицей в Кишиневе.
       Таким образом, появление Республики Молдова, в 1991 году, в качестве государства, субъекта международного права, было предопределено в 1939-м году, на основе соглашения между Гитлером и Сталиным. Юридические основы Республики Молдова, равно как ее нынешние границы, явились следствием волюнтаризма внешних факторов, действовавших на протяжении полутора столетий и не имевших ничего общего с «волеизъявлением молдавского народа» и пр.    Ослабление союзного центра, «суверенизация» союзных республик привели к тому, что в обществе стали обсуждаться различные сценарии будущего. В Молдавской ССР наиболее громко были озвучены две взаимоисключающие позиции, - сохранение любой ценой Молдовы в составе СССР и объединение с Румынией. То есть, люди цеплялись за те прецеденты, которые история создала для них.
      Дальнейшая эволюция политического процесса в Республике Молдова наглядно продемонстрировала, что число сторонников объединения с Румынией не обеспечивает даже преодоления избирательного порога в 4%-6
      Возвращаясь историческим корням конфликта ,  можно констатировать, что у населения на обоих берегах Днестра нет объединяющего «великого прошлого», что уже никому не дано изменить. В то же время, пока что нет и общих планов на будущее, которые могли бы консолидировать население Республики Молдовы на обоих берегах Днестра в молдавскую гражданскую нацию.
 Как  начинался  конфликт в 1988году.
    Политика перестройки, провозглашённая советским руководством в середине 1980-1991годов привела к повышению социальной активности населения страны. В национальных республиках это выразилось, в частности, в зарождении и стремительном росте общественных движений, объединявших представителей титульной национальности. В Молдавии специфика идеологической направленности национального движения состояла в провозглашении тезиса об идентичности молдавского и румынского языков и в призывах к объединению Молдавии и Румынии. Значительная часть национальной интеллигенции и руководства Молдавской ССР поддержала националистические настроения.
    В марте 1988 года на съезде Союза писателей СССР в Москве прозвучало предложение придать государственный статус языкам титульных наций всех республик Советского Союза. Часть молдавской интеллигенции привлекла возможность получения этнических преференций. В четвёртом (1988) номере журнала «Нистру», выпускавшегося Союзом писателей МССР, была опубликована программа с требованиями признать идентичность молдавского и румынского языков и перевести молдавский язык на латинскую графику. В сентябре 1988 года было опубликовано «Письмо 66», в котором молдавские литераторы требовали признания государственным языком только молдавского на основе латинской графики. Осенью прошёл ряд демонстраций, на которых звучали всё более радикальные лозунги: «Молдавия — для молдаван», «Чемодан — вокзал — Россия», «Русских — за Днестр, евреев — в Днестр».
В 1988—1989 годах на волне перестройки в Молдавии появляются многочисленные националистические организации, выступающие под антисоветскими и антирусскими лозунгами. В конце 1988 года началось формирование Народного фронта Молдавии. Активизируются унионисты, которые под лозунгом «Один язык — один народ!» призывают присоединиться к Румынии. Две центральные молдавские газеты с 1991 года начали выходить под эпиграфом на первой станице (над названием) «Мы румыны — и точка!»
 Конфликт вокруг Закона о государственном языке.
16 февраля 1989 года от имени Союза писателей Молдавии был опубликован законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Согласно проекту, родители лишались права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении иного языка, кроме государственного, предусматривалась административная и, в ряде случаев, уголовная ответственность.
     30 марта 1989 года был опубликован законопроект «О государственном языке», подготовленный рабочей группой Верховного Совета МССР,  в котором единственным государственным языком провозглашался молдавский.  В Приднестровье оба эти законопроекта были восприняты как дискриминационные, что привело к возникновению стихийного общественного движения, выступавшего за введение в Молдавии двух государственных языков — молдавского и русского. Против перевода молдавской письменности на латиницу высказывались также и некоторые молдаване Приднестровья.
В мае 1989 года был создан «Народный фронт Молдовы», объединивший в себе ряд националистических организаций. В противовес ему в  Кишиневе и  Приднестровье возникло «Интердвижение», позже получившее название «Унитате-Единство».
23 мая Тираспольский городской совет обратился к Президиуму Верховного Совета МССР с призывом принять закон о функционировании в республике двух государственных языков — молдавского и русского, а также продлить сроки обсуждения законопроектов до Пленума ЦК КПСС по межнациональным отношениям и провести по этим вопросам всенародный референдум.
2 августа, в день празднования 49-й годовщины образования МССР, около ста человек из неформального объединения «Ватра» собрались в бендерском парке «Октябрьский». Они надели траурные повязки, прикрепили к одежде чёрные банты, развернули «триколоры» (трёхцветные румынские национальные флаги) и устроили несанкционированное шествие по улицам города. Прибывших сотрудников милиции они называли «оккупантами» и «сталинистами». Милиция задержала 14 участников митинга, среди которых оказались жители Тирасполя, Каушан и Яловен. К административной ответственности были привлечены организаторы шествия Н. Раковицэ, И. Николаева и А. Мырзу.
  10 августа стало известно, что на предстоящей 13-й сессии Верховного Совета МССР будет обсуждаться даже не законопроект от 30 марта, а ещё более жёсткий  его вариант, в котором предусматривалось ведение делопроизводства исключительно на молдавском языке. В ответ на это 11 августа в Тирасполе был создан Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК),  выступивший против этого законопроекта, который, по мнению создателей и лидеров ОСТК, мог привести к дискриминации по национальному признаку при осуществлении права на труд.
     16 августа по решению ОСТК была проведена предупредительная забастовка с требованием отложить сессию Верховного Совета. В забастовке участвовало более 30 тысяч человек. Руководство МССР не отреагировало на требования забастовщиков и подтвердило решение о проведении сессии, на которой планировалось обсудить закон о государственном языке. Это послужило толчком к масштабной политической забастовке, начавшейся 21 августа.   Она охватила многие предприятия, учреждения и организации Тирасполя, Бендер и Рыбницы.  К 29 августа, когда открылась сессия Верховного Совета,  ОСТК был преобразован в республиканский забастовочный комитет, а в забастовке участвовали уже 170 предприятий, включая кишинёвские заводы «Мезон», «Счётмаш», «Альфа», «Электроприбор»  и другие. Более 400 трудовых коллективов к забастовке не присоединились, но заявили о своей солидарности с бастующими.  В ответ на забастовку, Народный фронт организовал в Кишинёве митинг, названный Великим национальным собранием, на котором прозвучали призывы об исключении русского языка из общественной жизни республики. В митинге принимало участие около 500 тысяч человек со всей МССР.  В итоге 31 августа 1989 года Верховный совет придал молдавскому языку статус государственного. Позднее этот день был объявлен в Молдавии праздничным.
    После принятия закона о государственном языке к забастовке присоединились многие предприятия. Михаил Горбачёв попытался убедить руководителей предприятий приостановить забастовку, но это предложение было отклонено на митинге в Тирасполе. Забастовка всё-таки была прекращена 21 сентября после пленума ЦК КПСС, когда стало ясно, что существенной помощи от центрального руководства не последует.
 1989—1990.  Шаг за шагом к образованию Приднестровской республики.
 Под  руководством ОСТК ( Совета трудовых коллективов) начали выходить газеты «Бастующий Тирасполь» и «Трудовой Тирасполь». 3—4 ноября 1989 года состоялась вторая конференция ОСТК, где было высказано предложение о создании  Приднестровской автономии.
     4 ноября в ходе конференции уполномоченных трудовых коллективов Тирасполя была принята резолюция, предписывавшая ОСТК рассмотреть возможность проведения референдума по вопросу о создании на левом берегу Днестра  автономии, до XIV сессии Верховного Совета МССР.
   3 декабря в Рыбнице был проведён референдум по вопросу о целесообразности создания Приднестровской Автономной Социалистической Республики. 91,1 % принявших участие в референдуме высказались за создание автономии. 29 января 1990 года аналогичный референдум состоялся в Тирасполе.
    25 февраля 1990 года нового состава Верховного Совета МССР, в котором приднестровские представители, оказавшись в меньшинстве, не имеют возможности оказывать какое-либо влияние на законодательную деятельность и вскоре после неоднократных угроз, психологического давления и избиений покидают сессию парламента. Один из членов Верховного Совета МССР, молдаванин И. Руссу писал, что «с мая 1990 года кулачный беспредел,  угроза физической расправы стали главными аргументами парламентских создание отрядов самообороны.
     20 мая сторонники Народного фронта Молдовы разогнали митинг женщин-матерей и избили более 20 депутатов, главным образом от Приднестровья. Нападению подверглись как депутаты от Приднестровья И. Смирнов, В. Рыляков, П. Заложков, так и депутаты-руководители Интердвижения А. Лисецкий, П. Шорников, И. Руссу. 17 мая в газете «Литература ши артэ» было опубликовано объявление о предстоящем митинге Народного фронта под Бендерами. Одна из фраз объявления звучала так: «Продемонстрируем всем, что Тигина была, есть и остаётся румынским городом». В рабочих коллективах предприятий города Бендеры, предполагая провокационный характер акции, началось создание отрядов самообороны.      Митинг был назначен на 20 мая и, согласно заявке организаторов, должен был пройти в районе Варницы. Было объявлено, что митинг будет посвящён законам о языках, переходе на латиницу и принятию новой государственной символики. В нём участвовали около 3 тысяч человек, привезённых Народным фронтом из Кишинёва и сельских районов Молдавии. На митинге раздавались призывы идти на Бендеры и водрузить «триколор» над горсоветом, однако председатель исполкома Народного фронта И. Хадыркэ в своей речи просил воздержаться от этого. Была принята резолюция, выражавшая недоверие депутатам МССР, представлявшим Бендеры, и требовавшая от городских властей разместить над горсоветом трёхцветный флаг. После окончания митинга большинство его участников разъехалось, однако небольшая автоколонна предприняла попытку прорваться в Бендеры. Однако на этот случай городские власти установили железнодорожный состав возле переезда в районе «Бендерытранса», который заблокировал путь автоколонне. Члены НФ сумели отцепить вагоны и продвинуться дальше, однако после столкновения с одним из рабочих отрядов самообороны Бендер они оставили своё решение проникнуть в город. На следующий день по инциденту было возбуждено уголовное дело.
В июне 1990 года в Парканах состоялся I Съезд депутатов Приднестровья всех уровней. 23 июня Верховный Совет МССР утвердил Заключение специальной комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, в котором создание МССР было объявлено незаконным актом, а Бессарабия и Северная Буковина — оккупированными румынскими территориями.
В июле Народный фронт выступил с требованием о переименовании Молдавии в Румынскую Республику Молдова. Всё это вызвало негативную реакцию жителей Приднестровья и Гагаузии. 31 июля президиум Тираспольского городского совета в ответ на действия Кишинёва провозгласил, что если МССР была создана незаконно, то левобережье Днестра также было незаконно в неё включено, поэтому президиум  считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы».
Местные органы управления в Приднестровье и Гагаузии провели референдумы по вопросам функционирования языков, в результате которых на территории Приднестровья официальными языками провозглашались молдавский, русский и украинский, а в Гагаузии — молдавский, гагаузский и русский. Вслед за этим 19 августа была провозглашена независимость Гагаузии,  а 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. Тогда же был избран её временный Верховный Совет с Игорем Смирновым в качестве председателя и принято решение о необходимости разработки конституции ПМССР к 1 декабря 1990 года. Образование ПМССР вызвало негативную реакцию как со стороны официального Кишинёва и националистических организаций, так от правительства СССР.  Редактор газеты «Литература ши арта» Николай Дабижа в конце 1990 года опубликовал брошюру «Заднестровская Молдова — исконная наша земля», в которой активно выступал против сепаратизма.     В декабре 1990 года Михаил Горбачёв подписал указ, в котором обращалось внимание на то, что «в ряде принятых Верховным Советом республики актов ущемляются гражданские права населения немолдавской национальности». Указ призывал руководство Молдавии «пересмотреть отдельные положения Закона республики „О функционировании языков на территории Молдавской ССР“ и Постановления Верховного Совета ССР Молдова о порядке его введения с тем, чтобы соблюдались интересы всех национальностей, проживающих на её территории», а также «принять все необходимые меры по нормализации обстановки, безусловному соблюдению на деле прав граждан любой национальности, недопущению разжигания межнациональных конфликтов». В то же время, решения о провозглашении Гагаузской Республики и ПМССР считались в Молдове не имеющими юридической силы
Помощь Приднестровья   Гагаузии  в борьбе за свои гражданские права.
      В октябре 1990 года в районах с компактным проживанием гагаузского населения были объявлены выборы в неконституционный орган — Верховный совет Гагаузии. Премьер-министр Молдавии Мирча Друк,  25 октября с целью сорвать выборы направил в Комрат автобусы с волонтёрами (по гагаузским источникам, 50 тысяч) в сопровождении милиции.  В  Гагаузии  началась мобилизация. Население Приднестровья также поддержало гагаузов, направив туда 26—27 октября рабочие дружины на нескольких десятках автобусов. Автоколонна проследовала через территорию Одесской области и прибыла сначала в Чадыр-Лунгу, а оттуда, оставив там часть рабочих, направилась в Комрат. Над Молдавией нависла угроза гражданской войны.   После переговоров в ночь с 29 на 30 октября часть приднестровцев вернулась домой в обмен на отвод от Комрата такого же количества молдавских волонтёров.  Кровопролитие было предотвращено вводом в зону конфликта частей Советской Армии.
События ноября 1990 года в и Бендерах и  Дубоссарах.
В связи с обострением конфликта между центральным руководством и местными властями Приднестровья, сюда из Кишинёва и других районов Молдавии были направлены милицейские подразделения для контроля над ситуацией и подавления возможных беспорядков. Это, однако, лишь усилило противостояние, вызвало возмущение местного населения, привело к созданию отрядов самообороны и народных дружин, а позднее — и к первым кровопролитиям.
22 октября в Дубоссарах состоялся митинг протеста против размещения в районе без согласия местных властей вооружённого отряда на милицейских машинах без номеров. Горсовет по требованиям митингующих заявил протест председателю ВС Молдавии Мирче Снегуру, после чего сотрудники МВД Молдавии были рассредоточены по пригородным сёлам. Порядок же в городе стали охранять сформированные отряды народных дружинников.
2 ноября 1990 года в Дубоссарах распространился слух, что кишинёвская милиция хочет захватить город. Около 10 часов утра женщины и ветераны начали митинг перед зданием райисполкома, позже митинг разросся, стали звучать требования передать власть в руки ОСТК, организовавшего оборону города. В этот же день министр внутренних дел Молдавии Ион Косташ подписал приказы «О деблокировании Дубэсарьского моста через реку Днестр и охране общественного порядка в городе Дубэсарь» и «Об организации КПП на транспортных магистралях и дорогах Григориопольского и Дубэсарьского районов». Позднее он заявлял, что «приказом было запрещено применение огнестрельного оружия за исключением случаев, предусмотренных уставом».  Жители Дубоссар заблокировали мост через Днестр, но в пять часов вечера отряд ОМОН под командованием начальника кишинёвского ГУВД Вырлана начал штурм. Омоновцы сначала стреляли в воздух, потом применили дубинки и слезоточивый газ «черёмуха». К месту происшествия прибыли также 135 курсантов школы милиции и 8 офицеров во главе с подполковником Нейковым. В ходе столкновения на Дубоссарском мосту впервые с начала конфликта было применено оружие. В результате применения оружия сотрудниками ОМОН три человека (водители Валерий Мицул и Владимир Готка и 18-летний Олег Гелетюк) были убиты, шестнадцать — ранено , из них 9 человек получило пулевые ранения. События были засняты оператором телекомпании NBC. Уголовные дела, возбуждённые по данным фактам, не получили дальнейшего рассмотрения и уже вскоре были закрыты. ОМОН через некоторое время отступил, а вечером того же дня по приказу ОСТК все въезды в город были блокированы.
Утром того же дня группой жителей села Варница возле объединения «Бендерытранс» были захвачены 9 бендерских  дружинников, проводивших патрулирование. Согласно показаниям двух из них, их привели в варницкий сельсовет, где их избивали и пытались заставить подписать протокол, в котором говорилось, что они якобы пытались сорвать «триколор» в центре села. Около двух часов дня в сельсовет прибыли представители бендерского городского отдела внутренних дел и увезли дружинников. Вечером интервью с ними было показано на бендерском телевидении. Избитых снимал оператор телевидения В. Воздвиженский, погибший в Бендерах в июне 1992 года. Этот репортаж, а также распространившаяся информация о событиях в Дубоссарах привели к созданию в Бендерах временного комитета по чрезвычайным ситуациям, предпринявшего срочные меры по блокировке въездов в город. Был организован штаб обороны, началась запись добровольцев. Вечером в Бендеры стали поступать сведения, что в каушанском направлении замечены автобусы и машины. Выяснилось, что с юга к городу направляются 120 транспортных единиц. Около полуночи стало известно, что к городу со стороны Кишинёва направляется ещё одна автоколонна. По бендерскому радио было передано сообщение «Просим всех мужчин выйти на площадь и помочь защитить город от национал-экстремистов!».  Многие откликнулись, и дополнительные силы были переброшены к въезду в город. Молдавская автоколонна со стороны Каушан повернула в Урсою и расположилась в Гербовецком лесу. В ту ночь столкновения не произошло, однако постепенный отход молдавских отрядов начался лишь во второй половине 3 ноября.   В Бендеры поступили сведения, что в Новых Аненах на стадионе был разбит палаточный лагерь, поэтому заслоны на въездах в город и дежурства добровольцев оставались ещё и 4 ноября.   Как в приднестровском, так и в молдавском обществе нарастало возмущение. Мирча Друк был встречен в парламенте криками «Убийца!», «Жос!» (Долой!).
Распад СССР. Эскалация конфликта.
С декабря 1989 года по ноябрь 1990 года в городах и районах Приднестровья прошли местные референдумы по вопросу образования Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Из 472 тыс. внесённых в списки избирателей проголосовали 370 тыс., или 79 %. Из них «за» образование Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики высказалось более 355 тыс., то есть 95,8 % голосовавших, или 75,3 % от числа избирателей, внесённых в списки. Против проголосовало только 1,9 %.  17 марта 1991 года проводился Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, но органы власти Молдавии воспрепятствовали проведению референдума на территории республики, поэтому центральные республиканские комиссии по проведению референдума не были созданы и голосование прошло только в воинских частях. Из 701 тыс. проголосовавших за сохранение Советского Союза высказалось 98,3 %.  В Бендерах в референдуме приняли участие 73 тыс. — 77,2 % из 94 тыс. внесённых в списки жителей города и соседних сёл. Из них за сохранение СССР высказалось 98,9 %, против — менее 1 % (620 человек). Проведение референдума в Приднестровье усилило недовольство кишинёвских властей. Ситуация усугубилась после путча ГКЧП 19—21 августа 1991 года. После провала путча в Кишинёве был проведён митинг, на котором звучали призывы к выходу Молдавии из Советского Союза. Президиум ОСТК Тирасполя, со своей стороны, поддержал ГКЧП, опубликовав в «Трудовом Тирасполе» заявление: «Мы целиком и полностью поддерживаем решительные меры Государственного Комитета по чрезвычайному положению СССР, исполняющего обязанности президента страны и руководства СССР, направленные на сохранение нашей великой Родины, на стабилизацию общественно-политической обстановки».
23 августа была распущена Компартия Молдавии. 22 августа отряды кишинёвского спецназа арестовали часть депутатов Верховного и местных советов Приднестровья. 25 августа в Тирасполе принимается Декларация о независимости ПМССР.
 27 августа вслед за Россией и Украиной Молдавия объявляет о своей независимости, а 29 августа в Киеве кишинёвскими спецслужбами был арестован председатель Верховного совета ПМССР Игорь Смирнов. Арестован был и лидер Гагаузии Степан Михайлович Топал. лидер Гагаузии Степан Михайлович Топал.
2 сентября IV съезд депутатов Приднестровья всех уровней утвердил конституцию, флаг и герб ПМССР. В сентябре Верховный Совет Приднестровья принял решение о создании Республиканской гвардии. Началось переподчинение отделов внутренних дел Приднестровья.
5 ноября решением Верховного Совета название ПМССР было сменено на новое — Приднестровская Молдавская Республика. 1 декабря состоялся первый референдум о независимости ПМР. В голосовании приняло участие 78 % избирателей, «за» проголосовали 97,7 % участников референдума.
13 декабря, на следующий день после ратификации Беловежского соглашения Верховным Советом РСФСР, молдавская полиция совершила третью попытку нападения на Дубоссары. В ходе 40-минутной перестрелки полиции и гвардии ПМР погибло четверо полицейских и трое гвардейцев — ополченцев из Рыбницы: А. Патергин — русский, В. Щербатый — украинец и Ю. Цуркан — молдаванин.   Ранено 15 человек, около 20 гвардейцев пропали без вести. В ответ начались захваты заложниками полицейских в Приднестровье. В Бендерах,  председатель горисполкома,  Вячеслав Васильевич Когут ввёл чрезвычайное положение.    14 декабря стычки в Дубоссарах продолжились. Был убит лейтенант полиции. В Бендеры были направлены два автобуса с молдавскими полицейскими. В Приднестровье начали прибывать казаки и добровольцы из разных городов России. 14 и 15 декабря в Кишинёве прошли две встречи Снегура и Смирнова, в ходе которых были приняты решения о создании «согласительной комиссии», отводе вооружённых отрядов к местам постоянной дислокации, снятии дорожных заграждений и освобождении раненных и задержанных.
Обострение  конфликта.
В ночь с 1 на 2 марта 1992 года из засады была расстреляна машина с дубоссарскими милиционерами, выехавшими, как оказалось позднее, по ложному вызову. Кто устроил засаду доподлинно неизвестно. В различных источниках в этом обвиняется как молдавская полиция, так и приднестровские спецслужбы . Начальник милиции Дубоссар Игорь Сипченко скончался от ран. Гвардеец П. Олейник был ранен. Приднестровские казаки и гвардейцы, подозревавшие молдавских полицейских, окружили здание дубоссарской полиции, районный отдел которой работал здесь параллельно с приднестровской милицией, и потребовали, чтобы полицейские сдали оружие и покинули помещение. Когда они садились в автобус, по площади полоснула автоматная очередь с крыши здания. В ходе перестрелки один из казаков был ранен и один погиб (М. Ю. Зубков), но полицейские в итоге были разоружены. Гвардейцам пришлось обыскать всё здание полиции, но стрелявший не был найден. Задержанные полицейские были отправлены в городской совет Дубоссар, а потом в следственный изолятор. Через три недели их обменяли на бывшего командующего 14-й армией генерал-лейтенанта Яковлева, захваченного 16 марта на территории Одесской области и содержавшегося под стражей в Кишинёве.
2 марта отряд специального назначения МВД Молдавии атаковал полк российской 14-ой армии, дислоцировавшийся возле села Кочиеры. Офицеры и прибывшие им на помощь гвардейцы оказали сопротивление. Были блокированы жилые дома с семьями военнослужащих. Согласно приднестровским источникам, российские офицеры и члены их семей были захвачены в заложники. В молдавских источниках этот факт не упоминается. С помощью казаков они были освобождены. В Кочиерах и Дороцкое расположились силы МВД Молдавии и был начат артиллерийский и ракетный обстрел Дубоссар и Григориополя.
1 апреля в Бендеры вошло подразделение молдавской полиции в сопровождении двух бронетранспортёров БТР-70. Полиция предприняла попытку местные референдумы по вопросу образования Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Из 472 тыс. внесённых в списки избирателей проголосовали 370 тыс., или 79 %. Из них «за» образование Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики высказалось более 355 тыс., то есть 95,8 % голосовавших, или 75,3 % от числа избирателей, внесённых в списки. Против,  проголосовало только 1,9 %. 17 марта 1991 года проводился Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, но органы власти Молдавии воспрепятствовали проведению референдума на территории республики, поэтому центральные республиканские комиссии по проведению референдума не были созданы и голосование прошло только в воинских частях. Из 701 тыс. проголосовавших за сохранение Советского Союза высказалось 98,3 %. В Бендерах в референдуме приняли участие 73 тыс. — 77,2 % из 94 тыс. внесённых в списки жителей города и соседних сёл. Из них за сохранение СССР высказалось 98,9 %, против — менее 1 % (620 человек).Проведение референдума в Приднестровье усилило недовольство кишинёвских властей. Ситуация усугубилась после путча ГКЧП 19—21 августа 1991 года. После провала путча в Кишинёве был проведён митинг, на котором звучали призывы к выходу Молдавии из Советского Союза. Президиум ОСТК Тирасполя, со своей стороны, поддержал ГКЧП, опубликовав в «Трудовом Тирасполе» заявление: «Мы целиком и полностью поддерживаем решительные меры Государственного Комитета по чрезвычайному положению СССР, исполняющего обязанности президента страны и руководства СССР, направленные на сохранение нашей великой Родины, на стабилизацию общественно-политической обстановки».
     23 августа была распущена Компартия Молдавии. 22 августа отряды кишинёвского спецназа арестовали часть депутатов Верховного и местных советов Приднестровья. 25 августа в Тирасполе принимается Декларация о независимости ПМССР. 27 августа вслед за Россией и Украиной Молдавия объявляет о своей независимости, а 29 августа в Киеве кишинёвскими спецслужбами был арестован председатель Верховного совета ПМССР Игорь Смирнов. Арестован был и лидер Гагаузии Степан Михайлович Топал.
     5 ноября решением Верховного Совета название ПМССР было сменено на новое — Приднестровская Молдавская Республика. 1 декабря состоялся первый референдум о независимости ПМР. В голосовании приняло участие 78 % избирателей, «за» проголосовали 97,7 % участников референдума.
    13 декабря, на следующий день после ратификации Беловежского соглашения Верховным Советом РСФСР, молдавская полиция совершила третью попытку нападения на Дубоссары. В ходе 40-минутной перестрелки полиции и гвардии ПМР погибло четверо полицейских и трое гвардейцев — ополченцев из Рыбницы: А. Патергин — русский, В. Щербатый — украинец и Ю. Цуркан — молдаванин. Ранено 15 человек, около 20 гвардейцев пропали без вести. В ответ начались захваты заложниками полицейских в Приднестровье. В Бендерах предгорисполкома  Вячеслав Васильевич Когут ввёл чрезвычайное положение.
    14 декабря стычки в Дубоссарах продолжились и был убит лейтенант полиции. В Бендеры были направлены два автобуса с молдавскими полицейскими. В Приднестровье начали прибывать казаки и добровольцы из разных городов России. 14 и 15 декабря в Кишинёве прошли две встречи Снегура и Смирнова, в ходе которых были приняты решения о создании «согласительной комиссии», отводе вооружённых отрядов к местам постоянной дислокации, снятии дорожных заграждений и освобождении раненных и задержанных.
   18 декабря Россия признала независимость Молдавии, 21 декабря её примеру последовала Украина. В тот же день Снегур  подписал договор о вступлении Молдавии в СНГ.
       В течение зимы 1991—1992 гг. отношения между Кишинёвом и Тирасполем обострялись. Произошёл ряд мелких столкновений, одно из которых в первые дни весны 1992 года и послужло поводом для начала крупномасштабных боевых действий.
 Вооружённый конфликт
В ночь с 1 на 2 марта 1992 года из засады была расстреляна машина с дубоссарскими милиционерами, выехавшими, как оказалось позднее, по ложному вызову. Кто устроил засаду доподлинно неизвестно. В различных источниках в этом обвиняется как разоружить приднестровских гвардейцев. Под перекрёстный огонь попал автобус с работницами хлопкопрядильной фабрики. Были погибшие и раненные с обеих сторон. Одна женщина погибла и несколько гражданских лиц были ранены. 30 апреля у села Карагаш в окрестностях Тирасполя террористами из группы Илашку был убит депутат и приднестровский политик Николай Остапенко. В Приднестровье началась мобилизация. 14 тысячам рабочих было выдано оружие. По приказу Приднестровского командования были взорваны мосты через Днестр у Криулян и села Бычок. Была организована оборона плотины Дубоссарской электростанции и рыбницкого моста.
Несмотря на активную пропаганду части молдавских СМИ, военные действия в Приднестровье не вызывали одобрения у большинства молдаван. Социальные мотивы вражды Молдавии и Приднестровья по сути дела отсутствовали. Молдавская полиция и армия зачастую вели боевые действия неохотно. Хотя с марта по апрель 1992 года в молдавскую армию было призвано около 18 тысяч резервистов, многие призывники уклонялись от мобилизации. Под давлением общественности в молдавском парламенте начали брать верх умеренные силы, и 18 июня 1992 года парламент принял постановление о мирном урегулировании конфликта и создании смешанной комиссии.
Битва за Бендеры — 19-21 июня 1992.
     Надеждам умеренных сил в молдавском руководстве не суждено было сбыться, когда 19 июня 1992 года в Бендеры были направлены регулярные части молдавской армии и бронеколонны МВД. В те годы президентом и главнокомандующим Молдавии был Мирча Снегур, председателем парламента — Алесандр Мошану, главой правительства — Валерий Муравский,   министром обороны — И. Г. Косташ.   Начались кровопролитные бои в Бендерах. 19  июня молдавские войска вышли в Бендеры осуществили попытку перебраться по бендерскому мосту через Днестр в сторону села Парканы и города Тирасполя.  Начался штурм горисполкома города Бендер, обороняемого приднестровцами. Кишинёв попытался использовать авиацию для взрыва моста, однако бомбы попали в жилые районы села Парканы.  В расположении российского полка в селе произошёл взрыв, унёсший жизни 26 солдат. Тем временем на сторону приднестровцев перешли добровольцы из 14-ой армии, у многих из которых были созданы  семьи в Приднестровье. Бои велись на улицах города Бендер, его окраинах, с особым ожесточением, в  течении 2х суток.  Казаки, гвардейцы,  добровольцы, ополченцы под шквалом пуль прорвались в Бендеры и выбили молдавские войска из большей части города. Разгром военной группировки Молдовы, пытавшейся захватить город силой,  закончился полным крахом.  В Приднестровье прибывали добровольцы из России, Украины и других районов бывшего СССР. Российское руководство, продолжая  сохранять нейтралитет,  7 июля в регион прислала полномочных представителей  президента России. Тем временем,  в Кишинёве правые националистические силы  начали выступления за отставку правительства и парламента, допустившие очевидные просчеты. Глава правительства и министр обороны Молдовы  ушли в отставку. Удалось достичь соглашений о прекращении огня, а 21 июля 1992 года в Москве Ельциным и Снегуром   в присутствии Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы».    По разным оценкам потери в ходе конфликта были следующими. На середину июля 1992 года с обеих сторон погибло более 1 тысячи человек, в том числе около 400 мирных жителей.  К середине июля с обеих сторон погибло 950 человек, около 4,5 тысяч ранено.  Только приднестровская сторона потеряла около 500 человек погибшими, 899 было ранено, а около 50 пропали без вести, однако эксперты считают, что реальные потери были большими.    В ходе событий лета 1992 года в Бендерах погибло  489 человек, из которых 132 — мирные жители, 5 — дети. Ранены 1242 человека, из которых 698 — мирные жители, 18 — дети. Пропали без вести — 87 человек. Впоследствии 40 человек умерли от ранений. Уничтожено и повреждено 1280 жилых домов, из которых 60 полностью разрушены. Разрушено 19 объектов народного образования (из них 3 школы), 15 объектов здравоохранения. Повреждены 46 предприятий промышленности, транспорта, строительства. Не подлежат восстановлению 5 многоэтажных жилых домов государственного жилого фонда, 603 государственных дома повреждены частично. Городу был причинён ущерб на сумму, превышающую 10 миллиардов рублей по ценам 1992 года.
       После июля 1992 года Приднестровский конфликт перешёл в мирную фазу. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья до сих пор не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.  Перейдя в стадию мирного урегулирования приднестровский конфликт по сей день остаётся одной из сложнейших проблем региона. Ситуация усугубляется тем, что представления сторон по ряду позиций, в частности по вопросу о собственной безопасности и своего будущего радикально разнятся. К обвинениям прибавляются и такие объективные факторы, как то, что за более чем 20-летний срок фактической независимости в ПМР и Молдавии успели сложиться две самостоятельные экономики и социально-политические системы, а также независимые элиты с зачастую противоположными интересами, которые ни одна из сторон уже не может игнорировать. До сих пор не получив легитимности на мировой арене, Приднестровье стало региональным «игроком», который способен заблокировать решения, не соответствующие его интересам.
О переговорном процессе.
     В конце 1992 года начались регулярные  переговоры по поводу особого статуса Приднестровья, посредником в которых выступила Россия, с 1993 года в качестве посредника выступила и миссия ОБСЕ, а в 1995 году — Украина. С 1994 года ПМР и Молдавией был подписан ряд документов, определяющих принципы выработки статуса Приднестровья: заявление от 28 апреля 1994 года, меморандум № 1 «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдовой и  Приднестовьем» от 17 июня 1996 года, меморандум № 2 от 28 июня 1996 года,  меморандум № 3 от 8 мая 1997 года.  Однако все эти документы не принесли существенных улучшений в вопросе урегулирования отношений между конфликтующими сторонами.  В  2000 году состоялись встречи Путина с Лучинским  и Смирновым, а после визита президента России в Кишинёв 16—17  июня 2000 года им было  принято решение о создании госкомиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе  с Примаковым.   Комиссией   был выработан  проект соглашения между конфликтующими сторонами на основе принципа территориальной целостности Молдавии.  Обе стороны согласились принять его за основу, однако потом началась его критика как в ПМР, так и в Молдавии, и он был отклонён на слушаниях в Комитете по делам СНГ в российской Думе.   Летом 2001 года отношения между ПМР и РМ начали снова обостряться. 1 сентября 2001 года Молдавия произвела замену таможенных печатей, в результате чего предприятия ПМР должны были получать разрешения на экспорт в Кишинёве, что привело к срыву работы предприятий-экспортёров.      В    2003 году усилилась активность Европейского союза и США,   а Россией был выработан так называемый «Меморандум Козака», направленный на объединение Молдавии с ПМР в составе федеративного молдавского государства. Однако меморандум так и не был принят.  По состоянию на нынешний год конфликт остаётся неразрешённым и, по мнению некоторых политологов, отсутствует какие-либо предпосылки для его политического разрешения в ближайшем будущем. Также можно отметить, что в большинстве случаев между простыми гражданами Молдавии и Приднестровья нет межнациональных, этнических, религиозных или других форм вражды.
И молдавская и приднестровская стороны сходятся в оценке этапов переговорного процесса.
- Первое совместное соглашение о прекращении военной фазы конфликта было подписано в июле 1992-го. С той поры на высшем уровне принято более 50 различных документов.
- На первом этапе сторонам пришлось заниматься вопросами безопасности, в результате чего в 1995 году был подписан договор о неприменении силы.
-  В июле 1995 года подписано Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций, которое стало первым международным документом и было одобрено на саммите ОБСЕ.
-  Затем стороны приступили к разработке первичных основ урегулирования. В меморандуме 1997 года появляются такие важные для приднестровской стороны понятия как "общее государство", "международная правосубъектность", "система гарантий", "
- 8 мая 1997 года в Москве был подписан Меморандум “Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем”, определивший основные принципы во взаимоотношениях Приднестровской Молдавской Республики и Республикой Молдова.   Этим документом был закреплен ряд достигнутых ранее договоренностей и предоставлено право ПМР самостоятельно устанавливать и развивать экономические, научно-технические и культурные связи с другими государствами. Меморандум закрепил новый подход сторон к проблеме урегулирования, обязав стороны к взаимосогласованному рассмотрению проблем,-экономическая самостоятельность"ПМР и др.
- Стороны  начали некий новый этап переговорного процесса,  при котором приднестровская сторона считает, что на первый план выходит проблема понимания что такое "общее государство", а молдавская выступает за принципиальное разрешение "главного вопроса" — о статусе Приднестровья в составе Республики Молдова.

 - стороны переговорного процесса являются взаимными гарантами;
 - Российская Федерация и Украина гарантируют выполнение соглашений, достигнутых сторонами в ходе переговорного процесса.
- При этом, отсутствие механизма гарантий является препятствием для осуществления гарантами пока ограничивают их функции лишь наблюдением за выполнением договоренностей, достигнутых сторонами в ходе переговорного процесса.
24 мая 1997 года руководства Республики Молдова и Приднестровья, исходя из необходимости скорейшей реализации Меморандума от 8 мая 1997 года, подтвердили вступление в силу всех статей Меморандума и договорились приступить к разработке механизмов реализации положений Меморандума.  Решено создать комиссии Сторон для координации и обеспечения переговорного процесса и приступить к работе с 4 июня 1997 года. Для рабочих групп были запланированы выработки проектов соглашений по следующим направлениям: о внешнеэкономической деятельности, о взаимодействии таможенных служб, а.
Этим документом был закреплен ряд достигнутых ранее договоренностей и предоставлено право ПМР самостоятельно устанавливать и развивать экономические, научно-технические и культурные связи с другими государствами.
Меморандум закрепил новый подход сторон к проблеме урегулирования, обязав cтороны к взаимосогласованному рассмотрению проблем.
В ходе переговорного процесса стороны, на основании двустороннего обращения, выразили  пожелание превратить посредников в гарантов выполнения достигнутых договоренностей.
Российская Федерация и Украина стали гарантами выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ, отказавшись от участия в переговорном процессе в качестве гаранта, сохранила за собой статус посредника.
24 мая 1997 г. руководства Республики Молдова и Приднестровья, исходя из необходимости скорейшей реализации Меморандума от 8 мая 1997 г., подтвердили вступление в силу всех статей Меморандума и договорились приступить к разработке механизмов реализации положений этого документа.
МЕМОРАНДУМ об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.
Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые в дальнейшем сторонами,
-исходя из необходимости скорейшего и полного урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем исключительно мирными, политическими средствами;
-подтверждая приверженность принципам ООН, ОБСЕ и общепризнанным нормам международного права, а также договоренностям, ранее достигнутым между Республикой Молдова и Приднестровьем;
-сознавая ответственность за обеспечение гражданского мира, межнационального согласия, укрепление стабильности и безопасности в данном регионе Европы; придавая первостепенное значение реализации основных прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и иных различий;
-считая, что объединение их духовных и материальных ресурсов ускорит решение общих экономических и социальных проблем и откроет перспективу построения совместными усилиями современного процветающего общества; при посредничестве Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ, договорились о нижеследующем:
1. Стороны подтверждают свои обязательства не прибегать во взаимных отношениях к применению силы или угрозы силой. Любые разногласия будут решаться исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций при содействии и посредничестве Российской Федерации и Украины, как стран-гарантов выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ и при содействии СНГ.
2. Стороны будут продолжать становление между ними государственно-правовых отношений. Документ, определяющий эти отношения, статус Приднестровья, будет основываться на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий. К разработке данного документа стороны приступят сразу же после подписания настоящего Меморандума с учетом всех ранее достигнутых принципиальных договоренностей, в том числе достигнутых 17 июня 1996 года.
3. Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон.
4. Стороны обращаются к Российской Федерации, Украине и ОБСЕ с просьбой о продолжении их посреднических усилий в достижении прочной и всеобъемлющей нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.
5. Республика Молдова и Приднестровье становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними.
6. Стороны приветствуют заявление Российской Федерации и Украины об их готовности стать государствами-гарантами соблюдения положений определенного соответствующими документами статуса Приднестровья и договоренностей, зафиксированных в настоящем Меморандуме.
7. Стороны обращаются к ОБСЕ с просьбой продолжить содействие соблюдению договоренностей между ними.
8. Стороны заявляют о необходимости выработки механизма гарантий всеми участниками переговорного процесса.
9. Стороны подтверждают, что действия по поддержанию мира, осуществляемые Совместными миротворческими силами в зоне безопасности в соответствии с соглашением между президентами Республики Молдова и Российской Федерации от 21 июля 1992 года "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", будут продолжены.
10. В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны вправе обратиться к гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации ситуации.
11. Стороны строят свои отношения в рамках оциале позволяет экспортировать большие объемы продукции садоводчества и виноградарства. Государство ежегодно выделяет дотации для сельского хозяйства. Однако основные рынки сбыта были потеряны, а их восстановлению мешает сложное экономическое положение и неопределенность международного статуса ПМР.
      5 октября 1997 года перед экспертами обеих Сторон стояли задачи консультаций и обсуждений с посредниками документа о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В рамках Объединенной Контрольной Комиссии с прикомандированными к ней специалистами от трех Сторон-членов ОКК проводился анализа хода выполнения Соглашения от 21 июля 1992 года с целью наметить меры по обеспечению реализации его положений и снижению военного противостояния.
       10 октября 1997 года состоялись Консультации экспертов Республики Молдова и Приднестровья в Подмосковье на даче МИД в Мещерино при участии посредников Российской Федерации, Украины и ОБСЕ. Проект соглашения был отклонен приднестровской Стороной, по мнению которой предложенный проект Соглашения "Об основных направлениях и конкретных мерах в области разграничения и делегирования полномочий между органами власти РМ и Приднестровья" нуждался в дальнейшей доработке. Дальнейшая работа над проектом Соглашения со стороны РМ, РФ, ОБСЕ не была проведена. В дальнейшем была попытка данное Соглашение предложить подписать в любом виде на Саммите глав государств СНГ 23 октября в Кишиневе без участия представителей Приднестровья.
     4 декабря 1997 года встречи экспертов возобновились. Экспертам Республики Молдова были переданы от приднестровской Стороны предложения по структуре Соглашения "О взаимных гарантиях".
     15 января 1998 года эксперты Республики Молдова вынесли на рассмотрение Соглашение "О некоторых принципах и конкретных мерах по восстановлению единого экономического, социального, правового пространства в рамках общего государства", ранее предлагаемое ОБСЕ и гарантами, но которое неприемлемо для Приднестровья, как не соответствующее положениям Меморандума.
     В конце января 1998 года представленный пакет предложений экспертов Приднестровья, в частности “О государственности ПМР”, позволил сделать еще один шаг на пути к становлению государственно-правовых отношений ПМР с Республикой Молдова.
     17 февраля 1998 года на очередной рабочей встрече руководства Республики Молдова и Приднестровья в присутствии представителей от Российской Федерации, Украины, ОБСЕ президентами Республики Молдова и Приднестровья был подписан протокол, где Стороны договорились подготовить проекты документов по вопросам внешнеэкономической деятельности, таможенной службы, образования и борьбы с преступностью. Стороны согласились с необходимостью ускорить разработку механизма участия Украины в миротворческой операции, а также о вводе в действие Дубоссарского автомобильного моста.
   19—20 марта 1998 года в Одессе состоялась встреча руководства Российской Федерации, Украины, Республики Молдова, Приднестровья при участии ОБСЕ, на которой было принято Соглашение о мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем, а также был подписан Протокол о некоторых первоочередных шагах по активизации политического урегулирования приднестровской проблемы.
     18 июня 1998 года в Кишиневе состоялась встреча делегаций Республики Молдова и Приднестровья,  на которой Стороны согласились с необходимостью возобновления деятельности рабочих комиссий как это определено Протоколом от 17 февраля 1998 года и Одесскими договоренностями от 20 марта 1998 г. Молдавская Сторона подтвердила намерения до 1 июля 1998 года произвести оплату за потребленную электроэнергию в сумме 10 млн. лей в счет текущих платежей. Вопрос погашения задолженности за 1997 год будет решаться дополнительно.
     21 июля 1999 года в Кишинёве президентами Республики Молдова и Приднестровья были подписаны Соглашение о гарантиях безопасности в области использования восстановленных мостов через реку Днестр, Протокольное решение по вопросу эксплуатации железной дороги на территории Приднестровья. Также были рассмотрены вопросы в области внешних экономических связей, восстановления и эксплуатации моста через реку Днестр в г. Дубоссары, по урегулированию долговых обязательств перед внешними кредиторами, о порядке взимания акцизов и налога на добавленную стоимость, о взаимоотношениях в топливно-энергетическом комплексе.
     23 июля 1999 года руководством Приднестровья и Одесской областной государственной администрацией были подписаны Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, протокол к Соглашению.
     Переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова заметно активизировался с начала 1999 года, когда в Тирасполе была проведена встреча президентов. На январском саммите Приднестровье представило проект “Принципов построения Общего государства”. 26 января 1999 года на встрече руководителей ПМР и РМ был подписан пакет документов, в основном экономического характера. Также подписано соглашение “Об основах взаимодействия Министерства Внутренних дел Республики Молдова и Руководством органов внутренних дел Приднестровья”.
     13 июля 1998 года в г. Кишинёве состоялась встреча делегаций РМ и ПМР на высшем уровне, на которой подписан пакет документов по сотрудничеству в социально-экономической области. После этого последовала встреча И. Стурзы и В. Синева (15 июля), на которой были рассмотрены проблемы сотрудничества и погашения задолженностей в топливно-энергетическом комплексе.
     16 июля 1998 года в Киеве прошла встреча на уровне Президентов ПМР и РМ с участием посредников и гарантов в переговорном процессе. В результате встречи было подписано СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ в котором, в частности отмечалось, что стороны согласились строить свои отношения на следующих принципах: общих границ, экономического, правового, оборонного и социального пространства.
     Параллельно шла работа экспертов, возобновленная с 7 сентября 1998 года. Во главе группы экспертов от Молдовы встал И. Лешану.
   После Киевского саммита осенью 1998 г. состоялась конференция в г. Албена (Болгария) с участием ученых в области международного права и конфликтологии, где шла работа над наполнением принципа общих пространств конкретным содержанием.    Данная работа была продолжена на конференции в г. Тирасполе “Модели решения приднестровской проблемы”, организованная ОБСЕ 19 сентября 1999 года.  Затем, из-за правительственного кризиса в Молдове, работа экспертов была приостановлена, однако, парламентарии РМ и ПМР провели встречу в Тирасполе, в результате которой подписали Соглашение о сотрудничестве между Парламентом Республики Молдова и Верховным Советом Приднестровья. Данным соглашением предусмотрено установление каналов коммуникации между законодательными органами, а также решено установить парламентский контроль над переговорным процессом.
Реалии сегодняшнего  дня в Приднестровье.
Итак, каковы же итоги Конфликта в Приднестровье на сегодняшний день?            Во-первых, никто пока не оспаривает необходимость присутствия российского контингента в составе сил по поддержанию мира в регионе.                Во-вторых, Россия и Украина в исторически обозримом будущем останутся противниками воссоединения Молдавии и Румынии.                В-третьих, за время конфликта в Приднестровье сложился свой собственный военный потенциал (около 7 тысяч военнослужащих, 20 танков, боевые вертолеты . Разумеется, это не так уж много в европейских масштабах, но вполне достаточно для нанесения потенциальному  противник так называемого «неприемлемого» ущерба, что служит гарантией от военной акции против региона.   Таким образом, приднестровская проблема не имеет рациональных военных решений. Вооруженные силы строен остаются за скобками политического уравнения, неизвестные составные которого предстоит определить в ходе переговоров и повседневной практики взаимодействия на едином пространстве по обоим берегам Днестра. Вместе с тем при наличии политической воли и собственного здравого смысла решение проблемы представляется не столь уж отдаленным. Его общая схема выглядит примерно так: Тирасполь идет на уступки Кишиневу в вопросах своего статуса, Кишинев соглашается на юридическое международно-правовое оформление присутствия российских миротворцев на территории Приднестровья в качестве гарантии выполнения будущего соглашения о всеобъемлющем урегулировании конфликта. В рамках этой общей схемы можно было бы договориться по многим вопросам, разделяющим ныне стороны - статус, формат миротворческой операции, параметры российского военного присутствия.
Изучение приднестровского конфликта позволяет провести его аналогию с другими межнациональными и межэтническими конфликтами на территории постсоветского государства (Таджикистан, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Чечня). Все эти конфликты - это, прежде всего, проявление общей болезни международного сообщества и в том числе стран СНГ. Главным поводом всех этих конфликтов был распад СНГ, а причины одинаковы практически во всех случаях: социально- экономические, этнические, политические, идеологические и так далее. Результаты тоже примерно одинаковы: неразрешенность конфликтов до конца и по сей день, что весьма отрицательно сказывается на всех сторонах развития России и стран СНГ. Особенно это касается Чечни
Во всех анализируемых выше конфликтах, также как и в Приднестровье, в период, предшествовавший возникновению конфликтных отношений, осуществлялась политическая линия, направленная на ассимиляцию этнических меньшинств, вытеснение других национальных языков и традиций, усиление одной этничности или конфессиональной группы в противовес другой. По мере развития конфликтных отношений во всех случаях проявлялось стремление сторон к односторонним действиям. Политика оппозиции оказывалась во многом обусловленной психологической реакцией на прошлое, на восстановление «своих корней», национальных истоков, усиление национальной идентичности. Даже в тех конфликтах, которые были формально разрешены мирным путем, наблюдались призывы экстримистски  настроенных групп оппозиции к проведению националистической политики.
Долговременное решение Приднестровского конфликта, как и других подобных конфликтов на территории постсоветского пространства возможно в рамках поисков глобального ответа на глобальные вызовы современной цивилизации и, в частности, развития стран СНГ. Попытки решить подобные конфликты «традиционными» методами в поисках стратегического равновесия в условиях однополюсного мира могут создать лишь новый долговременный нарыв в центре  Европы.