Каскадёры Франции

Николай Ник Ващилин
 Обзор иностранной литературы. Перевод и редакция Николая Ващилина.

  Если человек хочет зарабатывать работой каскадёра ,единственным шансом кандидатов является следующее.Если они идут в какой-нибудь драмкружок, затем совершенствуют себя в спорте, это им позволит в конце концов стать настоящими артистами, способными исполнить различные физические трюки. Нельзя быть импровизированным каскадером, какой бы смелостью или физическими данными ты не обладал. Время бестолковых или помешанных людей уже прошло. Кинематограф стал теперь целой промышленностью, и потому он нуждается в настоящих техниках-специалистах.
Так же как и операторы и инженеры по звуку, каскадеры признаются теперь как специалисты. И их сейчас не считают какими-то сумасбродами. Когда ты вынужден прыгать с четвертого этажа, желательно, конечно, иметь более хорошее чувство равновесия, чем кто-либо другой. Чтобы лучше понять эту профессию нужно уточнить, что между двумя фильмами каскадеры тренируются. Они изучают специальную технику, требуемую для фильма, в целях приспособления спорта к требованиям кинематографического действа. Недостаточно быть хорошими спортсменами, они должны так же создавать полную технику, экспериментировать жесты и движения, одним словом, очень точно знать свои индивидуальные возможности.
Самая маленькая ошибка, самая маленькая потеря контроля может стать фатальной. Они очень скурпулезные,но нужно всегда быть очень внимательными ко всякой мелочи даже если каскадер не чувствует своего трюка, или имеет чуть заметное чувство беспокойства или неравновесия, он сразу же должен понять, что он этот трюк не исполнит, иначе это несомненно приведет к несчастному случаю.
Трюк должен сочетать в себе опыт, интуицию и форму. Из самых больших выгод этой профессии это то, что каскадеры никогда не делают одно и то же дело.
Начинающему каскадеру очень сложно найти учебник, потому что каждый успех является только его успехом, каждый раз материал меняется в зависимости от энергии или места происшествия, и каскадеру для него не нравится раскрывать секреты, которые он может быть постиг сам, своими результатами или же предшествующими неудачами.
Противоположные ситуации, начало кинематографа теперь очень мало каскадеров, которые приходят из цирка или же из мюзик-холла. И наоборот: любопытный переворот вещей: каскадеры кино – теперь их приглашают в цирк или мюзик-холл, чтобы они представили свои номера. Так в последнее время в Лидо ( мюзик-холл с рестораном) группа Ивана Шифре представляла как аттракцион – бросание ножей, или же сцены драк или борьбы, фехтование, а в Мулен Руж (ресторане) один каскадер прыгал с высоты восьми метров в бассейн с водой глубиной лишь полтора метра.
   Кинематограф теперь присвоил номера мюзик-холла. Если во Франции каскадеры не очень известны, то это объясняется тем, что их очень мало, по количеству и им ещё не совсем удалось представить свою роль как техников кинематографической индустрии.
Публика всегда их представляет как неких смельчаков безрассудных, которые жертвуют своим здоровьем. Тратят свою жизнь как пламя и рискуют всего ради лишь денег. Они их рассматривают как случайные случаи, а не как людей, живущих в той же самой системе. Однако. Они таковы, каковы есть. Они те же сорви-головы, теперь уже не соответствуют действительности. Каскадеры теперь стали серьезными людьми, которые не могут позволить потерять свою жизнь. И в противоположность того уже обыденного представления они уже серьезные люди, они не пьют, не злоупотребляют чем-либо, что может поставить в опасность их физические условия, что очень важно. Все рефлексы – это вопрос жизни или смерти. Желая улучшить номера, касается это качества или может быть обеспечивания безопасности, каскадеры снимаются на ленте 16  мм.любительской кинокамерой. Между собой во время работы, а потом изучая уже сцены, они исправляют ошибки. Они повторяют уже сознательно все неловкости и беспрестанно стараются уменьшить риск опасности. Они выдумывают, обновляют не уже известные трюки, а самые хорошие… Они всегда пытаются создать какую-то великую премьеру, что ещё никогда не видели на экране и которое придает больший колорит действительности.
Долго время французские продюссеры пытались как-то свободно очень подходить к проблеме трюков, они не осознавали реальные трудности, они исходили из того принципа, что якобы каскадер может сделать все, раз ему платят.Что же это за мальчик, которые не способен прыгнуть с высоты пяти метров на разбитые кирпичи? Что это за каскадер? – считают они. Конечно же, каскадерам нравится рассказывать потом истории. Например, одна история связана с Джоном Девреем: когда снимался фильм, «Демоны рассвета» директор продукции уже в ярости от того, что Деврей отказался прыгнуть с первого этажа на площадку, покрытую камнями, сам решил показать на что способен и прыгнул. Несчастный продюссер очнулся в больнице с поломанными ногами.
  В 1948 году Ги Анри, Ролан Тутен, Альбер  Прежан создают с помощью молодого Жиля Деламара, находяшегося ещё только в начале своей карьеры, клуб «Сорвиголов», похожий с клубом «Блэккетс-клуб» - клуб «Черных котов» Голливуда, который объединял тогда американских стантменов. Они образовали этот клуб после скандала, вызванного фильмом, « Дю Гешлин», в котором лошади были застрахованы на более крупную сумму, чем сами каскадеры. В это время каскадеров ещё рассматривали как некоторых любителей. Теперь все больше снимают приключенческих фильмов, и каскадер становится более необходимым. Режиссеры уже свыклись с тем, что просят у них какие-то советы. Их ещё мало, они составляют группу Ивана Шифре, которая собрала многих спортсменов, борцов или боксеров. Так, например, Феликс Клоди и Рожер Улин, Рожер Кустант,Клод Лефевр, Роже Акард, использованные в фильме «Красный  карнавал» /La Kermesse rouge, 1946/
Помимо этих групп, некоторые независимые люди тоже специализируются в трюках: на машинах, на лошади или на взрывах. Так, например один из них, Жан-Жак Лекот, с трудом избежал смерти, когда он прыгнул за две минуты раньше взрыва своего грузовика в фильме «Бродяги из Эммауса». Иногда так же обращаются продюсеры к более компетентным людям, чем даже каскадеры.
В 1949 году, для съёмок  фильма «Зеленый рукав» - американский фильм, снятый на  Лазурном берегу. Там настоящий герой, человек гор, Поль Шарбонье, выполнил работу каскадёра,хотя  он был воспитателем в школе «шамони». Он дублировал артиста Глена Форда.
 Французские каскадеры вынуждены застраховывать себя сами. Ну, конечно же, редко студии платят за них. Лишь компания «Лойдз» соглашается их страховать. В 1967 году  каскадеру – профессионалу такое страхование обошлось в 3000 франков. Это была очень высокая сумма и каскадер должен был много работать чтобы ее оплатить. Тем не менее они, поскольку каскадеры используются относительно редко, они не всегда зарабатывают достаточное количество денег чтобы иметь возможность подстраховать себя. И поэтому такая ситуация подчас создает тревогу. Например, случай такой у  Одиль Астье. Это одна из малочисленных женщин каскадеров, которая попала в несчастный случай /вылетела из открытой машины при перевороте/ во время съемок фильма «Приключения святого» /Святой выходит на след/ в машине Жильбера Деламара, который погиб во время шестого дубля этого трюка/занос на шоссе в открытой машине/ 31 мая 1965 года. Кстати,постановщиком трюков на этом фильме был многоопытный Клод Карлье,  который и запретил поливать и посыпать шоссе перед выполнением заноса на 180 градусов скользящим покрытием. Одиль имела очень маленькую сумму страхования. Её друзья, актеры и продюсеры, тогда скинулись за счет средств съемок чтобы прийти ей  на помощь своей коллеге.
  Съемочные площадки не всегда обращают внимание на количество несчастных случаев. В фильме «Джек Динеш» около 16 раненых за 2 недели и 5 раненых за 1 день. В фильме «Чудо Волков» Бернар Селерон был ранен в живот во время турнира с Жаном  Маре. И  выдя из больницы он претепрел 5 переломов в фильме «Три мушкетера»  Бернара Бордери  из-за неудачного приземления во время прыжка из окна. Недавно в фильме «Великие времена» Клода Лелуша было очень много несчастных случаев.
Список несчастных случаев, произошедших за время съемок очень длинный и большинство каскадеров должны были прибегать к услугам врача, а иногда было необходимо и хирургическое вмешательство.
Когда каскадер один, он не всегда умеет поставить себя, и уже находясь в составе некоей группы ему легче заниматься своим делом. Борец  кейтчист  Анри Коган нанимал всегда боксеров и борцов. Жорж Жуолт, Жуль Дельме, Ги Робин, Варния де Зарсески, стали, так сказать, гориллами французского кинематографа, к которым обращаются во всех съемках сцен драк. Кейтч и бокс часто будут употребляться в таких родах съемок, а затем их будут постепенно вытеснять такие виды спорта, как дзюдо и карате. Клод Карьес, преподаватель по фехтованию, параллельно образовал группу, включающую все специальности, каскада. Это была одна из самых популярны групп телевидения. Чтобы стать каскадером, в первую очередь требуется великолепная физическая подготовка. Можно задать вопрос: кем становится каскадер, когда он достигает лимита своего возраста? В 40 лет каскадер рассматривается как старый, хотя ещё…
Ему уже опасно выставляться в этом деле. Он уже менее гибок, менее быстр,менее решителен и не имеет нужной реакции и, можно сказать, уже играет с огнем. Нужно уметь во-время остановиться. Неблагодарная карьера их длится всего лишь несколько лет и их слава никогда не гарантирует им успех. Кроме некоторых из них мало кто имеет какую-либо известность. Кем же становятся остальные? Некоторые из них не практикуют каскадерство сами, они становятся техническими советчиками и консультантами при опасных сценах один из, так называемых хореографов трюков: на коне, трюков борьбы и дуэли. Они ставят приключенческие сцены, ведут тренировки, обучают молодых. Это один из рода деятельности, которые ещё предлагает кинематограф. Но такого места работы очень мало. Не все могут стать техническими консультантами и быть режиссерами. Более же предусмотрительные откладывают свои деньги подальше и затем вкладывают их коммерцию и уединяются к старости. Но так, к сожалению, большинство стариков каскадеров заканчивают свою жизнь в домах для престарелых. В общем, каскадеры имеют две возможности эволюции в дальнейшем. Или же они становятся известными артистами, Жеррар Баре – начал свою карьеру как фехтовальщик, даже дублировал Жана Маре в фильме «Двуглавый орел» - или же технический консультант. Эта должность существует в США уже с начала 1920 года, а по эту сторону океана появилась сначала только во Франции к 1957 году.
Роль технического консультанта очень важна. Он сотрудничает с режиссером в организации и подготовке трюков. Являясь арбитрами между требованиями продюссера и возможностями их исполнения, его решение является единственным, которое учитывается. Когда же происходит несчастный случай, компания по страхованию согласна платить лишь в том случае, если при этом случае присутствовал технический консультант. Технический консультант может отказать режиссеру в каком-то трюке, который он считает слишком опасным. Чтобы быть техническом консультантом необходимо защищать в первую очередь интересы каскадеров.
Сейчас часто происходят несчастные случаи, когда продюссер не позаботился нанять технического консультанта. Необходимость присутствия технического консультанта на съемочной площадке все больше ощутима. Так, Жерар Муазен,когда  во время съемок требовалось чтобы его выбросили из окна и он должен был упасть спиной на стол, о который он должен был разбиться. Во время первых проб оказалось, что стол был очень уж хрупким. Стол или табуретки, другие предметы из дерева, которые используют во время сцен, драк, всегда сделаны из эрзацдерева, которое тут же ломается, когда к нему прикосаешься. Жерар  попросил, чтобы дерево более укрепили. В это время, когда он рассчитывал расстояние, машинист, думая, что он делает это хорошо, добавил под планку  березовый шест по длине стола. Эта его инициатива чуть ли не привела к смерти каскадера, потому что последний чуть было не сломал себе позвоночник.
Но если же при этом присутствовал бы технический консультанта, такого бы недоразумения могло бы не произойти. Хотя профессия каскадера не лишена опасности, во Франции все же существует несколько женщин-спортсменок, которые не боятся ни ударов, ни побоев. В первую очередь нужно назвать Адиль Остье. В настоящее время она ещё не может возобновить свою деятельность, потому что серьезно больна после очередного несчастного случая и Мишель де ле Круа, ей 26 лет, рост 170 см, 55 кг, чемпионка по парашютизму в 21 год была в сборной в мировом чемпионате, когда ей было 23 года. Первый фильм «Приключения китайца в Китае», это экранизация романа Жюль Верна, осуществленная Филиппом де Брокка. Она исполнила в нем многочисленные трюки, будучи подвешанной к самолету на высоте 3000 метров. Или же под ветролетом в фильме «Джентельмен из Кокоди». Мишель де ла Круа занимается борьбой, плавает, блестяще водит мотоцикл. Все партнеры всегда признают в ней смелость и волю. Однако это не мешает ей жить как все обыкновенные нормальные женщины. Она замужем и в обыденной жизни она обыденна, посколько на улице каскадеры ничем не отличаются от других людей.

 

Анри Коган – легенда французского спорта и французского кино.



13 сентября 1914 года, в Париже, на Монмартре, в бедной еврейской семье, эмигрировавшей из России еще до революции, родился АНРИ КОГАН – легенда французского спорта и французского кино.


На фотографии - подпись Анри Когана: "Pere Cogan" ("Отец Коган)

С детства он занимался различными видами спорта (легкая атлетика, футбол, бокс, борьба) и – во всех очень быстро добился высоких результатов. Однажды, он защитил в уличной драке мальчишку, который был младше его на несколько лет. Анри привел этого пацана в спортзал и стал его спортивным наставником и старшим другом. Мальчишку звали Лино Вентура.


Лино ВЕНТУРА

Во время немецкой оккупации, профессиональный спорт был запрещен для французов. Им обоим - Анри и Лино - пришлось скрываться: Анри – как еврею, а Лино, у которого не было тогда французского гражданства – как дезертиру из итальянской армии. Скрывались они оба в стиле французских фильмов о войне: их друзья прятали их в самом центре Парижа, в спортзале на рю Вожирар, где они помогали немецким офицерам поддерживать спортивную форму и – тренировались сами. Лино почти не выходил в город, Анри же, «справив» себе поддельные документы, работал «велотаксистом» - возил по Парижу тех же немецких офицеров на своем трехколесном велосипеде. Его пассажиры и не подозревали, что под крышками их сиденья часто лежали газеты и листовки Сопротивления, которые Анри развозил по городу.


Афиша: "Французская Федерация Борьбы Цирк города Реймс. Суббота, 12 ноября 1949 г., в 20ч.45.мин. КЭТЧ ВОЗВРАЩЕНИЕ "ЛЮБИМЦА ПУБЛИКИ" АНРИ КОГАНА (в цетре) Большой МЕЖДУНАРОДНЫЙ БОЙ в среднем весе Чемпион Франции АНРИ КОГАН против Чемпиона Италии ЛИНО ВЕНТУРЫ.
Как только Париж был освобожден, Анри и Лино сразу же вернулись в профессиональный спорт. Кэтч (catch, вид профессиональной борьбы, в которой разрешены разнообразные приемы: подножки, захваты, удары и др.), которым они оба занимались, был очень популярен во Европе, в Париже матчи проходили в знаменитом «Зимнем цирке» и неизменно собирали аншлаги. Одним из горячих поклонников молодых спортсменов был Жан Габен.


Анри КОГАН

Анри быстро становится чемпионом Франции, и Лино - чемпионом Италии, затем Лино становится чемпионом Европы, но Анри, в 1950-м, забирает у него этот титул, причем, этот матч стал судьбоносным для Лино: Анри провел бросок, в результате которого Лино неудачно приземлился и сломал себе ногу. Анри (он, ко всему, еще и профессиональный кинезитерапевт) тут же, на ринге, вправляет ногу друга, но… карьера борца для Лино закончена. Габен предлагает ему попробовать себя в кино. Через какое-то время, и Анри, после очередной травмы, переходит на тренерскую работу. Его приглашают поставить драку в одном из гангстерских фильмов. Очень быстро Анри понимает, что всё, что связано во франц-м кино с исполнением трюков, драк – находится на случайном, любительском уровне. Он становится основателем французской каскадерской школы.


Анри КОГАН на тренировке в школе каскадеров

Когда, в 1960 г., друг Анри, режиссер Бернар Бордери приглашает его постановщиком драк в «Три мушкетера», Анри принимает предложение с одним обязательным условием: за два месяца до начала съемок в его распоряжение должны быть отданы все актеры, которые будут исполнять в фильме трюки.


Подготовительный период к съемкам "Трех мушкетеров" Актеры, занятые в фильме, под руководством Анри КОГАНА, входят в "рабочую форму". Бургундия, 1961.

Мушкетерские слуги: Базен - Андре ВЕБЕР, Мушкетон - Анри КОГАН, Планше - Жан КАРМЭ, Гримо - Жак СЕЙЛЕР

"Анжелика и султан" Анри КОГАН - Симон Больбек, Робер Оссейн - Жофрей де Пейрак.

Сильвия Солар (Silvia Solar) - Wilma de Loy и Анри Коган - Bruce в фильме "Mordnacht in Manhattan" (1965) ФРГ/Франция,

Кадр из фильма "«Peter Voss, der Millionendieb»... (Петер Фосс, вор миллионов). 1958, ФРГ Henri Cogan (в глубине) - Oттo
Всего на счету у Анри (как у постановщика драк, трюков и актера) – около 170 фильмов. Он работал с Бернаром Бордери, Жоржем Лотнером, Жераром Баррэ, Ги Делормом, Жаном Маре, Жаном Габеном, Бриджит Бардо, Лино Вентурой, Милен Демонжо, Мишель Мерсье, Аленом Делоном, Жан-Полем Бельмондо, Робером Оссейном, Мирей Дарк, Робертом Митчумом, Родом Тейлером, Кэтрин Хепбурн, Юлом Бринером, Ричардом Чемберленом, Дональдом Плезенсом, Хорстом Буххольцем и т.д. Со многими из них он дружил. Его приглашали ставить трюковые сцены (r;gler les bagarres) киностудии ФРГ, Англии, Италии, Гонконга…


"Французская актриса Бриджит Бардо и актер/каскадер Генри Коган на съемках фильма "La Parisienne" ("Парижанка"). 1958
Жан Габен сказал: «Французское кино обязано французскому спорту двумя фигурами – Лино Вентурой и Анри Коганом».


На фотографии - подпись Анри Когана: "Pere Cogan" ("Отец Коган)
Анри Коган умер 23 сентября 2003 года.

https://www.facebook.com/yourtchenko/posts/922016991197928